Вы здесь

Третий обязательный

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

22.01.2014

Третий обязательный
В полку экзаменов, которые сдают все без исключения выпускники 11-х классов, прибыло: начиная со следующего года, наряду с ЕГЭ по русскому языку и математике, ребятам придется писать творческую аттестационную работу. Проще говоря, сочинение. Да-да, то самое, которое было отменено в 2009 году, когда ЕГЭ был введен в качестве выпускного и вступительного экзамена в вузы.
Вместе с тем споры о целесообразности отмены сочинения не утихали. И вот теперь доводы сторонников этого вида итоговой аттестации, наконец, были услышаны, причем на самом верху. В декабрьском послании Федеральному Собранию РФ о необходимости возврата к выпускному сочинению сказал и президент страны Владимир Путин. Позже он повторил эту мысль на своей итоговой пресс-конференции. «Творческая работа молодого человека при написании сочинения - это серьезная вещь, которая призвана обогатить учебный процесс и абитуриента», - отметил он, уточнив, что «зачеркиванием крестиков и ноликов определить знания сложно».
Понятное дело, что реакции долго ждать не пришлось. Глава правительства России Дмитрий Медведев поручил министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову обеспечить при приеме в высшие учебные заведения, начиная с 2014-2015 учебного года учет оценки итогового сочинения в выпускных классах наряду с результатами Единого государственного экзамена.
Четкого понимания, как будет проводиться сочинение, как его проверять и в каком виде оно будет учитываться при приеме в вузы, пока нет. Найти ответы на эти вопросы предстоит специальной рабочей группе, а последняя только формируется. Отчитаться о проделанной работе ей предстоит в середине лета.
Вместе с тем к перспективе возвращения сочинения в педагогическом сообществе относятся по-разному. Причем вопросов звучит масса. Например, учителя обращают внимание на то, что на филологов теперь будет ложиться подготовка сразу к двум выпускным испытаниям: обязательному ЕГЭ по русскому языку, который никто не отменял, и к сочинению, то есть нагрузка на учителей возрастает.
Не станет легче и школьникам, ведь, как ни крути, им придется готовиться к дополнительному экзамену.
Звучат также мнения, что делать сочинение обязательным нельзя, потому что до сих пор нет ясных критериев для его оценки. У творческой работы, конечно, есть стандартная форма, некий план, но ученик все равно раскрывает тему самостоятельно, у него есть свое видение вопроса, свое мнение. А оценивается как грамотность, так и стилистика, художественный смысл, авторский стиль. И в любом случае это уже субъективизм, именно то, от чего и хотели уйти с помощью Единого государственного экзамена. Объективно же доказать, раскрыта тема или нет, невозможно, и в итоге снова появятся книжки, типа «200 лучших сочинений», которые школьники будут заучивать, чтобы попасть в мнения экспертов.
Между тем столичные школьники напишут сочинения уже в конце этого учебного года. Сочинения будут иметь форму промежуточной аттестации: а их результаты повлияют на годовую оценку по литературе.
В качестве основы для работы ребята смогут выбрать одну из 100 книг (в начале прошлого года Министерство образования и науки РФ по поручению президента опубликовало список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения). Темы для творческих работ будут опубликованы на сайтах столичных школ в день проведения экзамена. Сочинение школьники могут писать в течение четырех часов, им будет разрешено пользоваться словарями и текстами художественных произведений.
И еще. Очевидно, что возврат к обязательному сочинению для выпускников школ - не станет последним изменением, которое претерпит итоговая аттестация. Уже несколько лет ходят разговоры о том, что обязательных экзаменов по русскому языку и математике недостаточно и нужно обязать школьников сдавать, например, физику или историю. В минувшем году поднимался вопрос и о том, что все выпускники должны сдавать английский язык. Еще одна идея, которая у всех на слуху, что при поступлении в вуз следует учитывать и внеучебные достижения школьника, в частности его спортивные успехи, участие в творческих коллективах и т.п. Будут ли в итоге в вузах учиться лучшие из лучших или все и дальше будет как всегда, поживем - увидим.
В тему
Шанс для детей-сирот
Выпускники детских домов снова получат право льготного поступления в вузы.
В Госдуме готовится к принятию во втором и третьем чтении законопроект, согласно которому дети-сироты смогут поступать в вузы на льготных основаниях вне конкурса в пределах квоты на внеконкурсные места.
- Принятием этих поправок мы возвращаем социальную справедливость, ведь поступление в вуз - это подчас единственный шанс для сирот занять достойное место в жизни, - заявили в Госдуме. - Не секрет, что возможности таких ребят при поступлении на общих основаниях несравнимы с теми, что имеются у тех, кто воспитывался в семье. Проблема в том, что зачастую уровень среднего образования выпускников детских домов оставляет желать лучшего. Кроме того, обычные дети могут посещать подготовительные курсы, к сдаче ЕГЭ их готовят репетиторы. У сирот подобных возможностей нет.
Однако это, по мнению депутатов, не повод закрывать перед ними двери университетов.
Напомним, что новый Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, оставил право на внеконкурсное поступление детям-инвалидам и лишил его сирот. Вместо поступления вне конкурса сиротам, как и еще 12 категориям льготников, дали право преимущественного поступления при равных баллах с другими абитуриентами. А еще им предоставили возможность учиться на бесплатных подготовительных курсах при государственных вузах при наличии у них среднего общего образования.
Инициатором поправок в Закон «Об образовании в РФ» стало Минобрнауки. Чиновники мотивировали это тем, что большинство сирот имеет низкий уровень среднего образования и отчисляется из вузов еще на первом курсе. При этом сироты вместе с воспитанниками детских домов занимали до 10 процентов бюджетных мест в престижных вузах. Как считают в образовательном ведомстве, на эти места могли бы претендовать обычные, но более образованные студенты, которые способны успешно учиться и осваивать знания.
Но позиция Минобра не смогла убедить два профильных думских комитета по образованию и вопросам семьи в нецелесообразности новых поправок. В итоге перед самым окончанием сессии в конце декабря депутаты большинством голосов приняли этот законопроект в первом чтении.
В то же время комитет по образованию уже дал поручение Минобразования тщательно следить за реализацией этой нормы, и проанализировать ее итоги в конце 2015-го - начале 2016 года.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет