Вы здесь

Стоящие на краю

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Теракт в Пятигорске, волгоградские трагедии, режим КТО на Ставрополье... Десятки погибших и раненых, страх и паника... А после этого усиленные досмотры на постах, проверка документов, багажников, дамских сумочек...
Но все эти ужасные события на самом деле всего лишь последствия куда более глубоких процессов, происходящих в нашем обществе.
Фактически взрывы, уносящие жизни десятков, а то и сотен людей, - это конечный результат длительной и серьезной работы террористических группировок, деятельность которых заключается далеко не в том, чтобы смастерить тротиловую смерть для неверных. Это, прежде всего, большая политическая шахматная партия, с тем лишь отличием, что пешки в этой игре - ресурс возобновляемый.
Пешка - самая слабая фигура в шахматах. Проще говоря, это расходный материал, который легко побить и не жалко отдать. Конечно, в некоторых случаях она может превратиться в ладью, коня или ферзя. Но это бывает очень редко. Чаще пешки гибнут, не добравшись до последней клетки. Так и в нашем случае. Террористы - те же пешки. Гибнут как расходный материал. В процессе утверждения человеконенавистнических идей радикального ислама, с автоматами в руках и экстремистскими лозунгами, запершись в окруженных силовиками домах. При этом зачастую не выпуская из окружения женщин и ни в чем не повинных детей. «Не убивайте самих себя», - сказано в Коране. Нет там и призыва к убийствам мирных людей. Но если так, то во имя кого взрывают себя смертники? Какую религию исповедуют те, кто знает, что есть возможность спастись, но предпочитает умереть?
Достаточно часто, после очередных шокирующих событий приходится слышать: «Да они же нелюди». Но беда в том и заключается, что это люди, такие же, как и те, кто говорит эту фразу. Каждый из них чей-то сын или дочь, и, встав на так называемый путь «джихада», они обрекают на страдания не только родственников погибших людей, но и своих родителей. При этом принципиальное значение в этом высказывании имеет слово «они», под которым многие понимают кровожадных иноверцев, спустившихся с гор. Между тем все чаще «они» - это русские молодые парни и девушки, попавшиеся на удочку экстремистских проповедей.
Последнее время традиции и общечеловеческие ценности теряют свою силу, а их место занимают более смелые идеи, образовывая новые религии, придуманный бог которых требует больше жертв, чем идолы Смутного времени. Стоящий на краю экстремизм не разделяет людей по нациям и цвету кожи, он может войти в любой дом и стать трагедией для любой семьи. И неважно, что при этом ставится во главу угла, «смерть неверным» или «Россия для русских». Сегодня дамоклов меч неорелигии навис над всем миром, так же как некогда арийская идеология Гитлера.
А начиналось все еще в конце XIX - начале XX века, тогда экстремистские идеи носили больше идеологический характер, однако, как и сейчас, чаще всего проникновение крайних взглядов происходило благодаря религиозным мусульманским деятелям, выезжающим на паломничество из Саудовской Аравии и через арабских миссионеров, проживающих на Северном Кавказе. В конце 80-х - середине 90-х годов XX столетия это было еще скрытое противостояние между сторонниками религиозно-политического экстремизма и приверженцами традиционного ислама. Но уже с конца 1997 года противостояние приобретает открытые формы. Именно с этого момента начинают звучать призывы к насильственным методам борьбы, происходят столкновения между сторонниками традиционного ислама и представителями религиозно-политического экстремизма. В это же время в Чечню начинает вторжение международное бандформирование, которое затем на рубеже нулевых проникает и в Дагестан. В этот период борьба с экстремизмом приобретает государственные масштабы, о чем свидетельствует принятие ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
«С тех пор многое было сделано, - говорит Наталья Леонова, доцент и заведующая кафедрой философии и культурологии педагогического института, в своем докладе на тему экстремизма в молодежной среде, - нелегальные религиозно-политические структуры в России в основном были ликвидированы. Закрыты благотворительные фонды, спонсировавшие эти организации. И в целом можно говорить о том, что этот процесс взят под контроль. Несмотря на те инциденты, которые, к сожалению, имеют место, в частности и на Северном Кавказе».
Мне, как человеку, бесконечно верящему в возможность мира во всем мире, конечно, хотелось бы думать, что «этот процесс взят под контроль». Однако получилось так, что разговор об этом состоялся за 15 дней до теракта в Пятигорске, Волгограде и режима КТО на востоке края, причиной которого стало убийство шестерых мужчин и обнаружение 4 взрывных устройств. Так что невольно начинаешь сомневаться, о каком контроле может идти речь.
Не менее сомнительно выглядит утверждение, что убийство шестерых человек правоохранительные органы не классифицируют как теракт. Тогда как объяснить компенсацию в размере 1 миллиона рублей, выплаченную властями семьям погибших? В этом, естественно, нет ничего предосудительного, но если учесть общее количество не менее зверских убийств, происходящих в крае и освещаемых СМИ, то становится понятно, что подобная щедрость не является для правительства делом обыденным. И разве при расследовании обычных, пусть даже серийных убийств решение ввести правовой режим контртеррористической операции вполне естественно и логично? Тем более что Федеральный закон «О противодействии терроризму» предполагает его введение в особых случаях. Вопросов возникает много, но ответ очевиден - в отчетах дело пройдет как обычное убийство. Нет теракта - значит, «процесс взят под контроль».
В преддверии Олимпиады на сами термины «терроризм», «экстремизм» и «межнациональные разногласия» негласно распространилось вето. Но значит ли это, что проблема решена? Говорит ли это о том, что люди, зависимые от экстремистских организаций, начали вести нормальную жизнь?
«В целом экстремизм и его проявление терроризм - это явление, присущее кризисным, переходным этапам, через которые как раз и проходит наша страна и наш регион. На распространение ваххабитской деятельности влияют многие факторы, в числе которых - социально-экономический кризис, приведший к обнищанию большого количества людей, идеологический, духовно-нравственный, политический кризисы. Обострение межнациональных отношений, вызванное распадом союза. Криминализация различных сторон общественной жизни, коррупция, организованная преступность и многое другое. То есть целая совокупность причин, которая обусловлена спецификой и особенностями нашего СКФО - многонационального и полиэтнического региона. Региону, как и России в целом, необходима внятная молодежная политика, позволяющая направить политическую активность молодежи радикальных взглядов в цивилизованное и легальное русло», - говорит Наталья Леонова.
«Как это сделать?» - спросите вы. Но для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, почему молодые люди выбирают именно этот путь.
«У человека возникает экзистенциальный вакуум, - объясняет кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии педагогического института и руководитель службы психологической поддержки Оксана Погребная, - теряются ценностные ориентации. Подростки чаще всего попадают под влияние радикальных идей, потому что в подростковом возрасте, когда человек только ищет себя, не знает, чем ему заняться, какое место занять в этом мире, внутри него образуется пустота, и все зависит от того, чем он ее заполнит. Очень важно, кто будет находиться рядом с подростком в такие переломные моменты».
Когда человек не удовлетворен положением в семье, своим социальным статусом, работой и взаимоотношениями в коллективе, он ищет поддержку на стороне, и в эти моменты становится наиболее предрасположен для манипуляции, чем и пользуются экстремистские организации, попадая в которые, выбраться практически невозможно.
«В первую очередь устанавливается контроль над поведением человека, - поясняет Оксана Погребная. - Он направлен на исключение свободного времени, вырабатывание покорности и зависимости. Происходит полный контроль информации. При этом молодым людям не сообщается всей правды о том, что это за организация. Для чего создаются специальные источники для получения ложной информации. Следующий этап - это контроль мышления, который предполагает принудительное принятие групповой доктрины. Навязывается специфическая терминология и устанавливается запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине. После чего организация получает контроль над эмоциями молодого адепта, который возможен за счет того, что у человека вырабатывается чувство вины, чувство стыда, виртуальное и публичное признание своих грехов и слабостей. Активно используется игра на чувстве страха, боязни внешнего мира. Человека все чаще посещает вопрос: а что я буду делать в этом мире? То есть организация превращается в единственный источник существования. И завершающим этапом становится бомбардировка любовью, направленная на усиление потребности к принадлежности этой группировке. Во внешнем мире вас осуждают и ругают - в организации вас хвалят и любят».
В процессе спланированной пошаговой психологической обработки стирается старая и появляется новая личность, которая нужна организации. Это та личность, у которой новые способы реагирования, поведения, новые интересы, новое восприятие мира. В этой организации у человека появляются новые друзья, единомышленники, которые всегда помогут и поддержат, а ведь каждому из нас очень важно знать, что есть плечо, на которое можно опереться. И бандформирования создают качественные 3D-иллюзии такого плеча, именно поэтому большинство молодых людей бросает родственников и настоящих друзей в обмен на одобрение, на льстивые речи и радушные улыбки. Бросают институты и уходят в лес бороться за чужие политические интересы. А заканчивают свои дни в очередном окруженном силовиками доме, с автоматом в руках, вспоминая речи тех, кто сам никогда не бывает на передовых.
Поэтому это не только проблема органов безопасности, это проблема общества и каждого из нас в отдельности. Своими словами, вниманием, заботой и искренним участием в судьбе окружающих нас людей мы создаем свое будущее. Еще Аристотель говорил о том, что «слово - самое сильное оружие человека». Сказанное (или не сказанное) нами, оно может как толкнуть в пропасть, так и отвратить от нее.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет