Вы здесь

До чего довозят маршрутки

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Маршрутка! Каждое утро и вечер это слово становится для нас одним из самых главных. И действительно, сегодня сложно переоценить значимость общественного транспорта в жизни человека. Профессия водитель, в приложении к автобусам или маршруткам, подчас звучит так же гордо и жизненно важно, как, например, врач, энергетик или учитель, а вместе с тем накладывает на нее немалую ответственность. И вот здесь-то и начинается самое интересное.
Если врач ответственен за здоровье человека, энергетик за безопасное и бесперебойное электроснабжение, учитель, через знания и воспитание, за будущее ребенка, то ответственность водителя общественного транспорта иногда сводится лишь к тому, чтобы не попасть в ДТП. При этом перевозка пассажира отводится на второй план, а качество перевозки и межличностные отношения, которые нередко имеют место быть, еще дальше.
Однажды мне пришлось стать свидетелем того, как водитель не взял пассажиров, потому что они должны были сойти на той остановке, к которой ему неудобно подъезжать. Другой раз шофер искренне и громко сокрушался по поводу того, что он ехал в третьем ряду и был бы уже возле поворота, «если бы не вы со своей остановкой». Откровенно говоря, чувствуешь себя зрителем ралли Париж - Дакар, где главная задача водителя как можно быстрее добраться до финиша. Пассажиры, видимо, в этом случае играют роль балласта. Но, оказывается, это еще не самое страшное. Как показывает практика, лучше быть не замеченным шофером, чем попасть под его твердую руку и горячую голову.
Все начиналось достаточно безобидно. Маршрутка стояла в пробке, молодой человек протянул водителю деньги и спросил, можно ли выйти сейчас. До остановки рукой подать, но водитель разрешает выйти парню именно здесь. Отмечу, что «здесь» - это проезжая часть, отгороженная от тротуара высоким бордюром и примерно той же высоты сугробом снега. Балансируя на обледеневшей куче, молодой человек с усердием закрывает дверь, маршрутка едет дальше. Несмотря на вопиющее нарушение правил посадки и высадки, несмотря на то, что молодой человек подвергается опасности, пробираясь вдоль проезжей части по скользкому снегу, а также мешает остальным участникам движения, ни для водителя, ни для остальных пассажиров эта ситуация не является чем-то выходящим из ряда вон. И все бы благополучно забыли о том, что этот парень вообще существовал, если бы на следующей остановке не заклинило дверь. Что, впрочем, для ставропольских маршруток тоже в порядке вещей.
Обычно в таких ситуациях водители советуют сильней нажать, и, очевидно, помнила об этом не только я. Мужчина навалился на дверь, но та не поддалась, и в то время как он сделал еще одну попытку выбраться из общественного транспорта, шофер перегнулся через сиденья и, схватив его за куртку, потащил к себе. Голос водителя дрожал, рука все сильней сжималась в кулак, пассажиры замерли... но, к счастью, все обошлось. Ловким движением руки водитель протянул монтировку и стал инструктировать, как правильно открыть дверь, все больше приходя в ярость от нерасторопности мужчины. Сложно сказать, что его злило больше. Поломанная и явно не первый раз заклинивающая дверь или беспечность пассажиров, которые садятся в маршрутку без элементарных навыков по открыванию дверей монтировками. Масло в огонь подлила девушка, которая попыталась объяснить водителю, что техосмотр придуман для того, чтобы его проходить. Водитель пообещал вытащить ее из маршрутки за ногу, если она позволит себе еще одну реплику.
Спустя еще две минуты мужчина сладил с монтировкой и освободился из железного плена, пассажиры покорно молчали, водитель метал гром и молнию, и мы поехали дальше. Интересно, что когда шофер чуть не ударил одного пассажира, угрожал другому, одиннадцать человек, будучи свидетелями подобного хамства, промолчали. Или, как сказали бы психологи, поступили адекватно ситуации.
«Водители общественного транспорта находятся в постоянном напряжении из-за того, что им приходится следить за ситуацией на дороге и рассчитывать траекторию остановки транспорта. Поэтому иногда раздражительное поведение или тон пассажиров могут вызвать ответную реакцию. Если вы видите, что у водителя нервный срыв, лучше не раздувать тлеющих углей агрессии и не вступать в словесные перепалки. Обычно всплески отрицательных эмоций быстро проходят, через несколько секунд водитель придет в себя и продолжит адекватно воспринимать происходящее», - говорит психолог Центра психолого-педагогической помощи населению «Альгис», кандидат психологических наук Татьяна Дегтева.
Но, видимо, случай оказался тяжелым. Мы проехали несколько сотен метров, прежде чем женщина попросила остановить «на роднике», а через несколько секунд другая произносит: «На остановке». Раздосадованный водитель воспринимает эту просьбу как личную обиду и надорванным голосом, стараясь сохранять наигранное спокойствие, спрашивает, для чего она второй раз попросила остановить. И тут же принялся обвинять растерявшуюся пассажирку в том, что она намеренно хочет выставить его глухим и не справляющимся со своими обязанностями. Женщина начинает ерзать на сиденье и убеждать водителя в том, что просто неместная, не знает, что такое «родник», и ни в коем случае не хотела его обидеть. Водитель ей не верит, но, к счастью, уже подъезжает к остановке, и женщина с видом явного облегчения открывает дверь. Ей повезло, она доехала до своей остановки, все остальные продолжают слушать о том, как пассажиры не уважают водителей. На вопрос, в чем проявилось неуважение и почему нельзя два раза попросить остановить на одной и той же остановке, ответа не последовало.
Еще через одну остановку водитель останавливает маршрутку в так называемом кармане, который лично он считает законной остановкой, наотрез отказывается провести пассажиров на пять метров дальше, туда, где останавливается большинство машин и где проезжая часть отделена от остановки бордюром. При этом аргументы у шофера железные: там я не остановлю, потому что не поставили знак «Остановка», здесь тоже нет знака, но есть приглянувшийся карман, а если вам не нравится, можете ехать до конечной. Глаза водителя наливаются кровью, нервы пассажиров начинают окончательно сдавать. Женщины выходят, плюются, машут в воздухе кулаками и обещают разобраться. Водитель продолжает настаивать на своей правоте и в запале называет спорившую женщину дурой.
На следующей остановке выходит девушка, которая уже пыталась отстоять справедливость и вступиться за мужчину с монтировкой.
«Как вы себя ведете? - говорит девушка. - Это же общественный транспорт. Почему мой ребенок должен все это слушать? Я запомню ваш номер и позвоню куда следует!»
Как вы думаете, что ответил водитель? Он пожалел, что не вытащил ее из маршрутки за ногу!
«Если я не прав, пусть пострадают мои дети, - ревел водитель, когда в салоне осталось три пассажира, - но если они не правы, пусть их детям...»
Воспроизводить оставшуюся часть монолога я не считаю нужным. Скажу только, что когда я позвонила в Ставропольавтотранс и рассказала всю эту историю, мне пообещали, что с водителем проведут разъяснительную беседу. Хочется верить, что его убедят не проклинать тех, ради кого он выезжает на маршрут и из чьих денег складывается его зарплата.
Конечно, работа водителей связана с людьми и может по праву считаться одной из самых сложных. Однако не стоит забывать, что при желании можно выбрать множество других альтернативных профессий и, если такая работа в тягость, не утруждать себя и окружающих.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет