Вы здесь

Сотворивший чудо

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В обычный рабочий день в редакции раздался звонок:
- Вы знаете, в селе Красногвардейском бесчинства творятся. У нас батюшку Михаила от церкви отлучили, а все из-за этого предпринимателя, вы писали о нем, из-за Яшкунова. А вот теперь он и до самого святого добрался. Построил часовню и считает, что может распоряжаться священниками, как собственными. Мы из-за него своего батюшку, своего духовного наставника потеряли, - взволнованно говорил голос в трубке.
История, мягко скажем, нестандартная. Как обычный человек может священниками распоряжаться? Мы решили не делать скоропалительных выводов и выехали на место.
Когда я приехала в село Красногвардейское, меня уже ждало несколько десятков человек. Мужчины, женщины с детьми, пенсионеры - все они, узнав, что приедет корреспондент краевой газеты, пришли замолвить слово в защиту своего батюшки. А защищать, уверены люди, отца Михаила надо от предпринимателя Яшкунова.
Вкратце история выглядит так.
Яшкунов построил часовню, для служения в которой епархия направила священника - отца Дмитрия. Но предприниматель, как уверены люди, решил, что раз часовню построил он, то и распоряжаться ей будет он, а заодно и батюшкой, который к ней приписан.
- Он в этой часовне курит, разговаривая со священником, сквернословит... - наперебой рассказывают собравшиеся.
Не нравилось, говорят люди, Яшкунову и то, что священник Дмитрий помогал настоятелю Свято-Троицкого храма села Красногвардейского отцу Михаилу службы проводить или на встречи с детьми по его поручению выезжал. Последней же каплей, как предполагает народ, стал тот факт, что разрешение поехать к рожающей жене отец Дмитрий попросил не у него, Яшкунова, а у благочинного отца Михаила. Говорят, жутко предприниматель разозлился и пообещал с батюшкой Михаилом разобраться. Только вот доказательств этому нет, разве что: «Передавали Зинаиде Михайловне, что Марья Степановна говорила Анне Ивановне...», ну и так далее.
Сразу скажу, что батюшку Михаила на самом деле от церкви не отлучали, а просто сняли благочиние и перевели в другой храм, там же, в Красногвардейском. Нужно отметить, что и по поводу официальной причины для перевода у прихожан версий много. Однако приведу только факты. В начале года в храм приехала комиссия, походила, посмотрела, нашла незначительные недочеты, вынесла решение и уехала. А через некоторое время пришел приказ о переводе отца Михаила в Успенскую церковь, а отца Алексея из Успенской в Свято-Троицкую. И все бы ничего, но люди привыкшие в течение почти десяти лет приходить на проповеди любимого ими батюшки, обнаружив подмену, всполошились. Причем запаниковала не только паства отца Михаила, но и паства отца Алексея. По селу пошел ропот, обескураженные люди никак не могли понять, что случилось и зачем священнослужителей поменяли местами. Вроде как Красногвардейское не шахматная доска, да и метод рокировки применяется в крайних случаях, в основном для защиты. Кого защищают? От кого? Опять поползли слухи.
Но суть даже не в этом. Больше всего народ возмущает сама формулировка экспертов.
- Говорят, не справился с обязанностями и храм наш был в запустении, - как будто эхом повторяют прихожане.
- Отец Михаил ни разу за время своего служения здесь не сказал, что он что-то сделал сам. Всегда говорил: «это благодаря тому, что мы с вами вместе над этим трудились», «это мы с вами сделали», «это нам с вами предстоит сделать». Получается, что это мы «не справились с обязанностями», что это мы «ничего не делали»!
- Я выросла в этом храме, меня водила сюда бабушка, потом мама, теперь я вожу свою дочь. Как можно сказать, что я для этого храма ничего не делала? И теперь та паства идет в Свято-Троицкий храм за отцом Алексеем, а мы должны идти в Успенский. Конечно, в любой церкви живет Бог, и не к батюшке мы идем, а к Богу. Но как же традиции? И как же взаимопонимание? Ведь священник, много лет служащий в одном приходе, знает всю свою паству, все наши души. Знает, что нам сказать, как помочь. Мне еще бабушка рассказывала, что испокон веков батюшки всю жизнь служили в одном храме и жили при нем. Я долгое время жила в Ставрополе, была в Москве и в Петербурге, везде ходила в храмы. Но Свято-Троицкий храм - это место, куда тянет душой. Как в отчий дом, так и туда. И с приходом отца Михаила мы обрели в нем настоящего духовного наставника, а такое, поверьте, бывает редко.
- Да-да. Вот много вы сейчас видели батюшек, которые в селе хотят жить? Я у одной матушки спрашивал, почему вы не переедете сюда? Жили бы при церкви, как положено, примером для селян были. Нам ведь священник не только на праздник нужен, чтоб молебен отслужить. Мы вот к отцу Михаилу в любой день, по любой надобности обращаемся.
Толпа не унималась, всем хотелось рассказать свой пример, как отец Михаил им помог, в чем подсказал. Все перебивали друг друга, извинялись, вставляли реплики, поддакивали, и было видно, что для собравшихся (кстати, в рабочий день) людей это действительно важно. Кто-то даже специально отпрашивался с работы, чтоб рассказать свою историю и поддержать человека, ставшего родным для своих прихожан. Мне показали список голосов, которые инициативная группа собирает в защиту отца Михаила, на тот момент число подписавшихся приближалось к семи сотням, и люди продолжали приходить.
И тут мне вспомнилась история, которую совсем недавно я слышала от знакомых, про батюшку, живущего по правилам, при церкви. Только вот приход не любит его: как он переехал, люди в церковь ходить перестали. Вроде и пример для селян, и семья многодетная, и конную школу устроил для детей, но народ все рано недоволен. А тут люди сотнями подписи собирают, все дела мирские бросают... В чем же секрет такого чуда? Оказывается, все достаточно просто: нужны вера, любовь и призвание. И именно этого, судя из рассказанного, у отца Михаила предостаточно.
Многие прихожане просто диву даются, откуда в нем столько энергии, как он все успевает. В селе нет практически ни одного мероприятия, которое бы не благословил батюшка, в котором бы не принял участие. Сам отец и его приход ведут постоянную работу с детскими садами, с интернатами, детским домом в селе Преградном, с домом престарелых.
В этом году селяне третий раз будут проводить фестиваль песни и танца «Казачий стан», который впервые состоялся благодаря инициативе отца Михаила. Мероприятие прошло настолько грандиозно, что на следующий год селянам предложили уже государственное финансирование. Ведь казачество и вера православная испокон веков были неразделимы. И самое главное, передать будущему поколению не только казачьи традиции, но и показать детям, что зиждутся они прежде всего на вере православной.
- Если мы раньше проводили просто народные праздники, - говорит заведующая отделом традиций районного Дворца культуры Светлана Жирова, - не беря в расчет православную традицию, то теперь мы занимаемся этим совместно. Наши дети участвуют в театрализованных представлениях. Изучают православные традиции. Мы говорим детям о Библии понятным языком. Представьте, сидит полный зал детишек, а это 500 человек, и на сцене для них выступают дети. Таким образом, нам удается рассказать им о серьезных вещах, но они это лучше усваивают, потому что все происходит естественно, во время игры. Очень помогают и красивые декорации, которые, кстати, нарисовал для детей один из прихожан. При этом я хочу сказать особое спасибо отцу Михаилу, все костюмы для детишек закупаются тоже на деньги прихожан.
Мне протягивают множество фотографий со счастливыми лицами детей, играющих в спектаклях, участвующих в конкурсах, в казачьих плясках. Ведь, согласитесь, в современном мире оторвать ребенка от компьютера или телевизора - это уже подвиг. А еще попробуйте детей увлечь, да так, чтоб они с радостью шли на проповедь (да еще и родителей за собой вели), отстаивали часа четыре в церкви, а потом участвовали в концертах и с нетерпением ждали новых праздников - вот и получается, что люди отца Михаила считают чудо сотворившим.
- Последние несколько лет наши праздники перестали быть просто богослужениями. У нас теперь это хорошая традиция, мы устраиваем культурные программы: крещенские купания, после богослужения, - продолжает Светлана Жирова. - Показательным был праздник Крещения в этом году. Я впервые видела, чтобы люди в церковь не вместились. Порядка ста человек стояло на улице. А ведь Свято-Троицкий храм достаточно большой.
При отце Михаиле стали проводиться в селе благотворительные акции. Начали помогать неимущим семьям, собирать детей в школу. В детском доме батюшка не просто беседует с ребятами, но и от прихода дарят велосипеды, компьютеры, принтеры, фотоаппараты...
Появился в Красногвардейском и центр детского творчества, где занимается большое число сложных подростков, по сути вытянутых с улицы. Теперь с этими детьми постоянно беседует отец Михаил, они регулярно выезжают с концертами в детский дом, в дом престарелых.
- Еще одной регулярно проводимой службой стала литургия в день памяти жертв Беслана. Сначала один класс пришел, и попросили отслужить молебен, а в прошлом году уже около ста пятидесяти учеников стояло в церкви, - рассказывает прихожанка.
- И к каждому человеку у него подход свой, - вставляет еще одна женщина, и на глазах собравшихся начинают наворачиваться слезы.
Также при отце Михаиле заработала воскресная школа, в которой, помимо духовно-нравственного воспитания, дети получают еще и просвещение, вместе ездят на отдых и по святым местам нашего края.
- Вот здесь у нас в 1936 году был разрушен первый каменный храм села, - показывает мне депутат и почетный гражданин села Красногвардейского Юрий Бабичев. - отец Михаил вошел в инициативную группу по строительству на этом месте памятной часовни. На ее строительство уже потребовалось свыше миллиона. Но кроме того, что общими силами мы нашли на нее деньги, сюда потекли люди. Простые люди! Прихожане, которые предлагали свою помощь. Работа идет третий год, и все это время отец Михаил возглавляет крестный ход. Сейчас часовня на финишной прямой, остались только кровля и крест.
- Этот храм я знаю лет с десяти, - говорит Роман, прихожанин и певчий в хоре. - На моей памяти сменился не один священник, но именно с того момента, как к нам приехал отец Михаил, на храме сменили кровлю, преобразилось внутреннее убранство, поставили новый котел, появилось большое количество утвари, и не абы какой. Взять хотя бы иконы. В храме сейчас по большей части шикарные современные иконы. Но есть и те, которые достались в наследство. Правда, их не так уж много. Есть даже иконы, которые сохранились еще с момента создания храма в 1907 году. Я уже не говорю за наш иконостас - это легенда! Во всем мире всего три таких фарфоровых иконостаса, но сейчас он в плачевном состоянии. Сумма на его реставрацию, по предварительным оценкам, составляет примерно 16 миллионов. Естественно, что ни для одного из селян эта сумма не подъемная. Если ее собирать, то лет 20 уйдет, не меньше. Отец Михаил всем этим занимался, и, насколько мы знаем, ему удалось отыскать спонсоров. По сути, перевод нашего батюшки эту работу приостанавливает.
- Я живу недалеко от храма и не понаслышке знаю о том, какой он был и какой стал, - говорит одна из прихожанок по имени Марина. - И мне бы хотелось задать вопрос: это наш батюшка, он для нас все это делает, и почему все решили без мнения людей?
Судя по тому, какой гомон поднялся вокруг, вопрос попал в самую точку. Кто-то пытался выкрикнуть громче, чтоб докричаться до меня, кто-то смиренно объяснял соседу, кто-то начал плакать...
- К нашему батюшке обращаются по всяким вопросам, и никогда он не откажет, - наперебой рассказывали прихожане. - Приходят старики, если нет лекарств, если ребенка не в чем в школу повести. Недавно один мужчина зашел в церковь и говорит: «Я в Ставрополь нужно ехать, а денег не хват». Батюшка дал ему денег. Помог. А подумайте, кто бы из нас так же сделал.
- И это не один случай.
- Да к нашему батюшке с любой бедой можно обратиться.
- Еще не было случая, чтобы он отказал.
- И еще, когда мы собирали подписи, очень нам было стыдно перед людьми. Потому что народ сказал: «Как мы можем теперь ходить в храм, если у вас такое творится? Вы забрали от нас любимого человека. И где же теперь Бог?» - навзрыд говорила маленькая старушка. - А мы ничего не могли ответить.
Сейчас в храме идет ремонт, устанавливаются купола, кресты, потом собирались взяться за пол, фонтан построить, иконостас отремонтировать... Да и вообще, планов у паствы было много. В целом для отца Михаила не изменилось ничего, он продолжает служить службы, будет заботиться о детях и стариках, помогать каждому нуждающемуся не только словом, но и делом. Но как быть с паствой? С людьми, которые любят свой храм, любят своего батюшку и не понимают, зачем они должны встать перед выбором: либо батюшка, либо храм. Как быть со старушками, которые видят в случившемся свою вину, с людьми, у которых опустились руки и, за малым, не пошатнулась вера?
Сегодня все они стояли передо мной с полными слез глазами, но с надеждой еще на одно чудо. У них уже готово коллективное письмо для патриарха Ставропольского и Невинномысского Кирилла.
- Напишите все это. Обязательно напишите, может, еще вашу газету прочтет владыка Кирилл и поймет, как все это было для нас важно.
Уезжала я из села Красногвардейского с чувством, будто только что на моих глазах действительно свершилось что-то невероятное. В XXI веке, когда главной ценностью для людей стали деньги, когда со всех каналов говорят о кровавых расправах, наркопритонах и интернет-зависимости, отцу Михаилу не просто удалось объединить вокруг храма и веры множество людей, увеличить приход, вызвать интерес к традициям, но и зажечь в каждой душе свет добра и любви. А не это ли мы называем чудом?
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (5 голосов)