Вы здесь

«КОМСОМОЛКА, СПОРТСМЕНКА И ПРОСТО КРАСАВИЦА...»

Эта известная, ставшая крылатой фраза из советской кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», - очень подошла для названия проекта, продолжающего серию фондовых выставок «Образы ушедшей эпохи» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Свыше 130 произведений - картин, графических листов, скульптур, изделий прикладного искусства, посвященных исторической динамике женского образа в советском искусстве, - показывают многоликую и вечную тему женщины - матери, колхозницы, медсестры, студентки, спортсменки, балерины и в любом случае просто красавицы. Потому что, как сказал поэт, некрасивых женщин нет.
Своеобразным прологом выставки, открывшейся в преддверии Международного женского дня 8 Марта, служит галерея женских образов конца XIX - начала XX века. Автолитографии заслуженного художника РФ из Ленинграда А. Давыдова - выразительные портреты Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, «Незнакомка» (почти по Блоку) - дают представление о поэтической атмосфере конца Серебряного века. Здесь же можно увидеть большую музыкальную шкатулку немецкой фирмы «Симфонион», а в витринах - предметы, окружавшие женщин в то время. Зеркало, шкатулка слоновой кости, хрустальный подсвечник, набор для умывания, полотенце с вензелем, фарфоровая подставка для вазы в виде скульптурной сентиментальной сцены.
В основном разделе экспозиции представлены женские портреты известных советских живописцев: москвича А. Лебедева-Шуйского («Девушка в шубке», «Портрет пионервожатой»), столичного художника-фронтовика К. Дорохова («Выпускницы. Десятиклассницы»), а также народного художника РФ, нашего земляка К. Казанчана («Комсомолка»). Обращает на себя внимание полотно ставропольского художника Аллы Чемсо «Рабфаковка», которое вполне можно назвать знаковым для советского времени - девушка в красной косынке с глобусом в руках. Замечательные, тонкие по изобразительным приемам офорты, литографии, цветные линогравюры московского автора Е. Мациевского, народного художника СССР из Ленинграда А. Пахомова, киевлянина Д. Нагурного, А. Мухамеддова (Москва - Ашхабад) создают мозаику образов женщин, работающих на стройке, читающих книги, изящных девушек советского Востока. К последней теме обратились и московский живописец Юлия Разумовская, и ставропольский скульптор Валентина Санжарова («Узбечка»). А вот ставрополец, заслуженный художник России Алексей Соколенко создавал яркие портреты казачек, от которых глаз не отвести, настолько хороши.
Любили и любят как российские, так и ставропольские живописцы писать портреты спортсменок, причем нередко в движении. Как, к примеру, «Баскетболистки» А. Орешникова из Санкт-Петербурга, «Наташа Крашенинникова» (чемпиона Европы и мира), летящая в шпагате над восхищенной толпой на стадионе «Динамо» самодеятельного ставропольского художника В. Мананкина, графическая серия ленинградца В. Власова «Стадион». Есть несколько портретов спортсменок и у заслуженного художника РФ из Ставрополя Г. Киракозова. Это «Гимнастка Н. Крашенинникова и тренер Э. Овсянникова», «Портрет спортсменки (Фатима)». Представлены на выставке портреты женщин-медсестер, как олицетворение доброты, милосердия, самоотверженности. Заслуженный художник РФ Л. Попандопуло (г. Ставрополь) создает такой образ в картине «Тихий час. Медсестра».
Завершают выставку произведения рубежа 80-90-х годов, времени распада Советского союза. Женские образы здесь приобретают лирические черты, и в то же время - уклон в сторону модернистских тенденций. Характерны в этом отношении картины ставропольца Петра Охрименко - певца, как его называют коллеги, женской красоты. А также наших земляков - народного художника РФ Валерия Арзуманова, Аллы Чемсо, Риммы Дворянидовой, художника-фронтовика Владимира Шегедина. Удачно дополняют экспозицию бронзовые скульптуры А. Сысолова «Библиотекарь Таня», Г. Курегяна «Портрет Иры», фарфоровые статуэтки и керамические изделия.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Фото Веры ДРОБИНОЙ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет