Вы здесь

Потребителями рождаются

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

15 марта в России отметили Всемирный день защиты прав потребителей. В нашей стране этот день получил признание в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей».
За это время сильно изменился ассортимент товаров, и не только в количественном, но и в качественном аспекте. Улучшилось благосостояние и наполнение потребительской корзины. Увеличилось количество производителей, а уж о том, какое количество магазинов открылось за последние годы, и говорить нечего. Поэтому вопрос прав потребления в нынешнее время становится все более остро. А расхожее мнение, что потребитель всегда прав, подчас приходится доказывать в зале суда. О том, какой категории покупателей приходится чаще напоминать о своих правах и как грамотно это сделать, на пресс-конференции, приуроченной ко Дню защиты прав потребителя, рассказали представители Роспотребнадзора и общественных ставропольских организаций.
Количество зафиксированных нарушений за минувший год по Ставропольскому краю составило 6 тысяч. При этом, как отметил начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по СК Михаил Костюков, количество нарушений остается на прежнем уровне, а вот структура их меняется.
Так, например, среди 4 миллионов рублей, взысканных в пользу потребителя за 2013 год посредством судебных разбирательств, 2 миллиона пришлись на автомобильный бизнес. Или, если по-другому, то из 3,5 тысячи обратившихся ставропольцев 15 процентов страдают от недобросовестных дилеров автопрома. Впрочем, как поясняет Михаил Костюков, с российскими машинами такое случается значительно реже, чем с иностранными. А суть нарушений заключается в том, что, взяв с покупателя полную стоимость машины, нерадивые продавцы не спешат выдавать владельцу документы, а иногда и само транспортное средство. Мол, из-за рубежа везем, далеко, растаможка и прочее. Причем ту же марку в соседнем регионе можно приобрести значительно быстрее. Может, Краснодарский край или Ростовская область расположены гораздо ближе к Франции, Германии или той же Японии? Ответ очевиден. Однако, говорят в Роспотребнадзоре, не секрет, что жители нашего края все чаще начинают пользоваться услугами автосалонов других регионов, вывозя деньги за пределы Ставрополья. Почему нельзя вылечить повальную эпидемию медлительности, захлестнувшую большинство ставропольских автосалонов, - вопрос из ряда риторических. Зато можно проучить нерасторопного дилера или, так сказать, призвать к ответу.
Если вы стали счастливым покупателем машины, но уже месяц не можете сесть за руль по причине ее отсутствия, возьмите в руки договор, который вы заключили с фирмой-продавцом, еще раз его прочтите и, если обнаружите строку, где сказано, что транспортное средство должно поступить в ваше распоряжение в течение нескольких дней, то смело несите его в Роспотребнадзор. Через суд вы имеете право не только восстановить справедливость, но и получить солидную компенсацию, иногда равную стоимости купленного вами авто. Конечно, поясняет председатель Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян, автосалон может попросить суд снизить размер выплат, но штраф все равно будет немалым. И если каждый человек возьмет за правило добиваться правды, а не закрывать глаза на произвол, то, возможно, в скором времени посредством дорогостоящей судебной микстуры Ставрополью удастся излечить вышеупомянутую эпидемию волокиты.
Вторым по масштабу и резонансности стало дело с пластиковыми окнами, которые так и не были установлены покупателями. Впрочем, это уже несколько другая история, где главными героями стали самые настоящие мошенники. Опять сработало правило мышеловки. Поддавшись искушению установить хорошие окна с бешеной скидкой, доверчивые жители заплатили деньги за товар, которого, как оказалось, вовсе не существовало. Время шло, окна не привозили, продавцы молчали, а обманутые покупатели стали писать жалобы. Суд жалобы рассмотрел, призвал фирму к ответственности, да только получилось как в фильме: «Хвать, ан демонов и нету». Оказалось, что взыскивать не с кого. Фирма с таким названием действительно существует, но работает не в нашем крае и ни про какие заказы знать не знает.
Как же не попасть на удочку таких дельцов, когда есть офис, серьезная реклама, множество заказчиков, бешеные скидки и поджимающие сроки? Как определить, не мошенник ли перед вами? В первую очередь, конечно, должна насторожить неестественно низкая цена. Хотя бы потому, что качественная вещь, как правило, делается из качественных материалов и уже в себестоимости не может быть дешевой. Наличие рекламы и арендованная комната также не являются гарантом подлинности фирмы, а вот наличие хорошего сайта, создание которого не только стоит денег, но и требует времени, говорит о том, что намерения у фирмы более или менее серьезные. Не стесняйтесь, поищите информацию о фирме, в которой собираетесь заказать товар. Если это филиал хорошо зарекомендовавшей себя компании, позвоните в главный офис, уточните, действительно ли ваш дилер - дочернее предприятие, какие гарантии может дать фирма. В конце концов постарайтесь узнать об отзывах: если такие есть, то наверняка фирма нацелена на долгую и продуктивную работу.
На третьем месте среди жалоб на промышленные товары стоит одежда и обувь. Причем не удовлетворяет народ качество не только китайского ширпотреба, но и вполне приличных брендовых фирм. Однако зачастую проблема не столько в качестве товара, сколько в эксплуатации. Ведь согласитесь, покупая новомодную электробытовую технику, вы, скорее всего, заглянете в инструкцию. Но сделаете ли вы это, покупая сапоги или свитер? Вот в том-то все и дело. А между тем, чтобы свитер прослужил вам не меньше, чем соковыжималка, и при этом не потерял своей привлекательности, стоит прислушиваться к совету изготовителя и обращать внимание на прилагаемые инструкции или ярлыки. В противном случае вы испортите новую вещь и не получите никакой компенсации.
Конечно же, наиболее оживленные дискуссии всегда разворачиваются вокруг продовольствия. В России, и на Ставрополье в частности, никого не удивишь просроченными консервами, липким сыром, вздувшейся ряженкой, пропавшей колбасой, затертыми датами, гнилыми овощами и... список этот можно продолжать до бесконечности. Первое, что обязан сделать покупатель, прежде чем положить товар в корзину, это повертеть упаковку в поисках срока годности. Впрочем, это еще не гарантирует свежесть продукта, но так хотя бы спокойней. Для нас это данность: люди, внимательно вчитывающиеся в цифры на товаре. А вот в Европе вы такого не встретите. Там за качеством товара следит не покупатель, а работники торговой точки. Кроме личной ответственности, не исключено, что к такому отношению ведут более чем солидные штрафы, налагаемые на владельцев магазинов в случае, если в их ассортименте вдруг обнаружен товар ненадлежащего качества. К примеру, в Германии подобный штраф достигает 20 тысяч евро, а в Турции и Арабских Эмиратах - 25 тысяч евро. При этом в Евросоюзе точно так же действует добровольная сертификация товаров, но в случае обнаружения некондиционных продуктов владелец магазина рискует попросту лишиться бизнеса. Штрафы у нас также возрастают с каждым годом, но есть одно существенное отличие. Если вдруг в торговой точке какого-либо владельца будет найдена просроченная колбаса, то в последующем такому бизнесмену будет запрещено открывать торговые точки с пищевыми товарами, то есть он получит запрет на профессию. Что, согласитесь, мотивирует несколько больше, чем штраф.
Однако давайте вернемся в Россию и посмотрим, как же простому потребителю бороться за качество продуктов и, соответственно, за свое здоровье.
Кто-то, выискивая свежие продукты, поставит просроченные баночки на место и пойдет дальше. Кто-то зовет продавца, рассказывает ему о нарушении и идет дальше, после чего уже продавец ставит баночку на место, потому что это тоже не его дело - есть начальство, должно быть распоряжение. Проводить плановые проверки, согласно новому законодательству, Роспотребнадзор может раз в три года. При этом предупредить торговую точку сотрудники ведомства обязаны за несколько дней. Аналогично проводятся и внеочередные проверки санитарных норм. Сколько нарушений найдут в магазине по приезде, думаю, объяснять не надо. А это значит, что наше с вами здоровье в первую очередь зависит от нас.
Как спровоцировать внеплановую, причем внезапную проверку? Самый верный способ, согласно опять-таки нашему законодательству, - это отравиться, попасть в больницу и оттуда написать жалобу. Ну а если вам дорого ваше здоровье, вооружайтесь терпением, камерой, деньгами, знакомыми, и вперед по магазинам. Если вы вдруг нашли на полке товар без маркировки, знайте - это грубое нарушение. Продавец обязан довести до вас всю информацию о товаре. То есть вы имеете полное право знать, какой сыр вы покупаете, с каким процентом жирности, кто и когда его произвел. Если ваше право на информацию было попрано, смело обращайтесь в Роспотребнадзор. Для убедительности можете сфотографировать витрину и приложить фото к заявлению. Кстати, подать жалобу можно как непосредственно в управлении, так и через Интернет. Единственная недоступная форма обращения - это телефонный звонок, который всегда, до определенной степени, будет оставаться анонимным. Хотите предъявить обвинения - не бойтесь сделать это открыто. Камера вам пригодится и в том случае, если вы увидели несоблюдение температурного режима. В таком случае снимок и свидетельство еще нескольких человек станут неоспоримыми доказательствами. Если вы увидели просроченную продукцию и сообщили продавцу, а после вашего замечания она осталась на том же месте, то самое верное решение ее купить и отнести вместе с чеком в управление Роспотребнадзора.
Немного сложнее призвать к ответственности продавца за хамство. Жалоб подобного рода всегда много, но доказать этот факт практически невозможно. Опять-таки вам поможет техника. Запишите речь на диктофон и приложите аудиозапись к жалобе.
Этим же советом можно воспользоваться и при посещении недобросовестных страховщиков, помимо необходимой услуги навязывающих страхование жизни или жилья. Это, конечно, неплохо, но нужно далеко не всем. Если вас вынуждают подписать лишний страховой документ, то единственный способ восстановить справедливость - сделать запись разговора, который агент не сможет опровергнуть.
Кроме всего прочего, не забывайте о Книге жалоб и предложений. Заносите туда все, что вам не нравится. Если ее не читает директор магазина, то уж проверяющие органы прочтут непременно. Возможно, ваше наблюдение поможет устранить еще одно нарушение.
Кстати, в этом году Роспотребнадзор присмотрится к средствам связи. В частности к интернет-трафикам, скорости соединения, выполнению договорных обязательств и многим другим нюансам в работе операторов.
Наши законы во многом несовершенны и не всегда они учитывают загруженность современного человека, при которой нет времени на жалобы или суды, необходимые для эффективной работы ведомства. Но не забывайте о том, что Ставрополье - наш общий дом, за уют и справедливость в котором ответственен каждый человек.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет