Вы здесь

БЕЗМОЛВНАЯ ПРОПОВЕДЬ. К 700-ЛЕТИЮ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В светлые пасхальные дни, в преддверии большой и славной даты - 700-летия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского на Ставрополье проходят творческие встречи и выставки, посвященные этому великому событию.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - монах Русской церкви и основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Сергий часто примирял враждующих между собой русских князей. Дмитрий Донской чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татаро-монгольским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», - сказал святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков. Русская православная церковь считает днем рождения Сергия Радонежского 3 мая 1314 года. Он скончался 25 сентября 1392 года, а через 30 лет - 18 июля 1422 года - были обретены его нетленные мощи, о чем свидетельствовал Пахомий Логофет. С тех пор и почитают русские люди духовное наследие чудотворца, святого преподобного Сергия Радонежского.
«Ведомости» уже писали о творческой встрече «Великий пост - весна души» в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г. Прозрителева и Г. Праве, в которой приняли участие члены городских общественных организаций «Серебро зимы», «Дети войны», Есенинского клуба, студенты вузов и колледжей, а также Регентской школы Ставропольской и Невинномысской епархии. Встреча была приурочена к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского и 25-летию Регентской школы. В Ессентукском историко-краеведческом музее имени В. Шпаковского открылась в эти дни выставка вышитых работ «Русь православная», также посвященная одному из самых почитаемых православных святых. В десятый раз при поддержке клуба по вышиванию «Волшебница» и предпринимателя Нелли Пчелкиной проводится этот красочный выставочный проект, в котором представлены 76 работ 17 мастеров вышивки из городов-курортов Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск, станицы Ессентукской и поселка Ясная Поляна.
Ну а кульминацией юбилейных мероприятий на Ставрополье можно считать масштабную выставку современного церковного искусства «Безмолвная проповедь», организованную Ставропольской и Невинномысской епархией Русской Православной Церкви, Центром храмового искусства имени Андрея Рублева (г. Сергиев Посад) и краевым музеем изобразительных искусств. В проект, посвященный празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, с которым познакомились уже жители Новгорода и Вологды, вошли работы, созданные под руководством иконописца Александра Солдатова, возглавляющего Центр храмового искусства имени Андрея Рублева, членов творческой мастерской Анатолия Алешина, творческого объединения «Скиния», и выполненные в разных жанрах церковного искусства. Это архитектура, стенопись, иконы, мелкая пластика, мозаика, шитье - все то, что призвано стать единым духовным храмовым ансамблем.
«Неординарным событием на Ставрополье» назвала открытие выставки под символическим названием «Безмолвная проповедь» директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая. И эту неординарность подчеркнули приехавшие в Ставрополь представители ЦХИАР - творческого объединения выпускников иконописной школы при Московской духовной академии, а также священники Троице-Сергиевой лавры. Как сказал приехавший на открытие экспозиции отец Никифор, иконопись - это безмолвное слово, а дело иконописца - это служение. Александр Солдатов рассказал присутствующим о работе Центра храмового искусства имени Андрея Рублева, где сейчас трудится более 50 мастеров - не только иконописцев, но и архитекторов, резчиков по дереву и по камню, ювелиров, мозаичников. При разработке ансамбля храма, отметил Александр Николаевич, являющего собой яркий индивидуальный образ, учитываются конкретный ландшафт, историческая память места, национальные особенности. Так, при создании иконостаса и росписи храма святого православного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге, в стилистику были внесены романские мотивы. При проектировании храма в Рейкьявике (Исландия), в пластике резных декоров были использованы скандинавские мотивы и народный эпос исландского народа. В росписях братской трапезной в Троице-Сергиевой лавре в основу художественного решения заложена стилистика древнерусской фрески XIV века, с характерным для этого времени особым вниманием к проблемам света и цвета.
Все эти насыщенные светом и цветом проекты можно увидеть в экспозиции. А еще чувствуешь, глядя на высокие духовные произведения, будь то иконы святых, фрески, интерьеры храмовых помещений, иконостасы, росписи стен, - что все это звучит как симфония целостного образа Церкви - со всем ее полифоническим устроением, мирозданием, со всеми оттенками переживания соборного религиозного опыта. Современное церковное искусство опирается, естественно, на каноны и традиции Церкви и, конечно, на веру художников-иконописцев, которая питается из того же источника, что и вера их предшественников.
Говорилось на открытии выставки и о храмовом искусстве Северного Кавказа, в котором, как заметил протоиерей Михаил Моздор, нет, к сожалению, единого стиля. О коктейле разных иконописных школ и стилей на Ставрополье рассуждал и известный культуролог Владимир Лычагин. И в то же время есть и в нашем крае замечательные художники-иконописцы, к примеру, Александр Резников, который несколько лет один расписывал храм архистратига Михаила в селе Рагули. Сейчас он трудится в городе Благодарном, расписывая храм Александра Невского. Ну а нынешняя выставка «Безмолвная проповедь» носит и миссионерский, и познавательный, и просветительский характер. Высокий же духовный настрой ей придало и выступление хора Регентской школы Ставропольской и Невинномысской епархии.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Фото Веры ДРОБИНОЙ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет