Вы здесь

ЮНОСТЬ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Капитану второго ранга в отставке, подводнику Юрию Федоровичу Буриму, детство и юность которого пришлись на годы Великой Отечественной войны, есть что рассказать ставропольским школьникам не только на встречах, посвященных Дню Победы и другим праздникам, но и на краевых соревнованиях по техническому творчеству детей, где он как заместитель председателя Ставропольского краевого Сою­за ветеранов и член правления регионального отделения Общероссийского Движения Поддержки Флота выступает в качестве одного из организаторов.
Коренной ставропольчанин Юрий Бурим жил с родителями в самом центре города, на проспекте Ворошилова (ныне проспект Октябрьской Революции) рядом с парком имени Ленинского комсомола (парк «Центральный»). «Перед началом войны, - рассказывает Юрий Федорович, - я уже учился во второй мужской школе, которая располагалась в здании нынешней школы глухонемых. Тогда одно крыло здания, выходящее в парк, принадлежало второй мужской школе, а в крыле, выходящем на улицу Комсомольскую, располагалась девятая женская школа. В то время большое внимание уделялось физической и политподготовке школьников. Мы бегали на стадионе, сдавали разные спортивные нормативы, даже плавали в парковом пруду, который тогда не был огорожен. Во дворе дома, где мы жили, сделали с ребятами баскетбольную площадку, где вечерами, поставив усилитель, устраивали танцевальные вечера. А кроме того, прыгали с парашютом с бывшей колокольни Казанского собора. Сам собор в то время уже был уничтожен, а из 72-метровой красавицы-колокольни, которую, как потом я узнал из истории Ставрополя, называли «Царь-звонницей», сделали радиомачту, а потом парашютную вышку. Вот оттуда мы, пацаны, и прыгали. Правда, прыжки с парашютом были платные».
Это безмятежное детство сотен тысяч советских детей было прервано вероломным нападением на Страну Советов гитлеровской Германии. Мама Юрия Бурима Евдокия Павловна, по профессии учительница, в это время работала инструктором Кагановического райкома партии Ставрополя. И в начале августа 1942 года семья (отец Федор Денисович уже был на фронте): мать, ее сестра и пятеро их детей, - была эвакуирована. А буквально через два дня Ставрополь заняли фашисты. «На автобусе мы уехали сначала в Невинномысск, а потом на поезде в Кизляр.
На одной из станций попали под бомбежку, прятались под вагонами, но пронесло. Нас, беженцев, посадили на небольшие рыболовецкие суда - по четыре-пять семей на каждом. Плыли мы по Каспию долго, уже не хватало ни воды, ни еды.
Потом прошли в реку Урал и высадились в городе Гурьеве. А затем сели на поезд и доехали до Алма-Аты. Здесь-то, в 25 километрах от столицы Казахстана, в Талгарском районе, в колхозе имени Молотова нас и поселили в одной комнате. Тогда, даже в годы войны, это был один из лучших колхозов в стране. Поля пшеницы, большие сады, стада коров и овец. Я там не только учился в школе, но и работал. В хоздворе, где мы жили, стояла старая полуторка. Ездить на ней было некому, все мужчины - на фронте, а мне уже тогда были интересны всякие механизмы. Рядом с колхозом стоял механизированный полк, который на днях должен был отправиться воевать. И мне посчастливилось познакомиться с солдатами, которые помогли восстановить машину, заправили ее бензином. Заводить ее у меня, мальчишки, не было сил, поэтому со мной ездила женщина - председатель колхоза. Она заводила полуторку, а я потом ее вел. Очень эта машина тогда пригодилась в хозяйстве. Весна в Казахстане жаркая, трава мгновенно высыхала, скоту нечего было есть, и мы, ребятня, водили стада в горы Заилийского Алатау (километров 10 от колхоза), где можно было найти зеленую траву. Вот так и жили, работы хватало всем - и старым, и малым».
В родной Ставрополь семья Бурим вернулась в сентябре 1943 года, и Евдокию Павловну сразу назначили инструктором крайкома партии. А после окончания войны она ушла работать директором 10-й школы. «Самое первое впечатление от города, - вспоминает Юрий Федорович, - когда мы приехали домой, что гитлеровцы планомерно разрушали именно ставропольские школы. Было полностью уничтожено здание КГБ, частично - Дом офицеров, клуб имени Гофицкого (сейчас там краевой музей изобразительных искусств). Не успели, к счастью, взорвать заводы, в том числе и кирпичный завод. А вот колокольню взорвали по распоряжению Суслова наши в 1943 году, уже после ухода фашистов. Оправданием для этого послужило то, что колокольня якобы являлась ориентиром для налета на Ставрополь немецкой авиации. Хотя, насколько я помню, ни одного фашистского самолета в небе над краевым центром после этого не было».
Отец Юрия Бурима вернулся домой в 1945 году из госпиталя, где лечился после тяжелого ранения.
А вот о сестре отца Клавдии, которая была политруком, попала в плен к немцам, бежала оттуда, писатель Даниил Гранин написал повесть «Клавдия Вилор», за которую получил Сталинскую премию. Сам Юрий окончил школу и в 1948 году поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Ленина и имени Дзержинского. В один из своих отпусков он полностью радиофицировал 10-ю школу, где уже работала его мама.
А после окончания училища его, единственного из всего выпуска, назначили сразу командиром электромеханической боевой части подводной лодки, которая дислоцировалась на Балтийском флоте в районе города Риги. То было время подъема российского флота, а потому строилось много дизельных подводных лодок. И опытных специалистов посылали осваивать новые субмарины. На одной из таких подлодок Юрий Бурим служил вместе с офицером Львом Ефременко, который всю войну был старпомом у прославленного подводника, командира С-13 Александра Маринеско. «Мне повезло. На стоянке в Усть-Двинске Ефременко неожиданно встретил своего бывшего командира, и я всю ночь слушал их воспоминания о боевой морской службе». Это была незабываемая встреча для молодого лейтенанта Бурима.
А потом была служба на Северном флоте. В 1960 году уже опытного офицера Юрия Бурима перевели на современную крейсерскую дизельную ракетную подводную лодку. Краснознаменный Северный флот МВФ России считается самым молодым из военных флотов страны. Он был образован 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия.
В 1937 году она была преобразована в Северный флот. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Флагман флота - самый большой в мире тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Подводные лодки Северного флота не раз ставили в тупик флоты США и НАТО. Особенно же возмутил Пентагон во время холодной войны в начале 60-х годов неожиданный и незаметный поход советских подлодок в Атлантику. В этом походе участвовал на К-107 и Юрий Бурим. «Тогда было немало боевых задач, которые мы с честью выполняли. В одном из походов в Атлантический океан, когда мы вели слежение за американскими авианосцами и подводными лодками, был даже поставлен рекорд пребывания дизельной подводной лодки в подводном положении. За пять месяцев дальнего похода наша подлодка находилась в чисто надводном положении всего 18 часов. И «вероятный противник» так и не смог ее обнаружить».
В 1965 году из-за продолжительной болезни жены капитан II ранга Юрий Федорович Бурим ушел в отставку, и с 1966 по 1984 год он работал на одном из ведущих судостроительных заводов в Каспийске. А потом вернулся на родину - в Ставрополь. С тех пор прославленный подводник, награжденный за многолетнюю и добросовестную службу 30-ю медалями, совмещает служебную и общественную деятельность. Особая его гордость - медаль, посвященная 100-летию Александра Маринеско, и медаль, посвященная 65-летию Победы во Второй мировой войне государства Израиль. Как отметил председатель Ставропольского краевого Союза ветеранов и Ставропольского регионального отделения Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан I ранга Юрий Виноградов, его заместитель Юрий Бурим, который в этом году отмечает свое 85-летие, по-прежнему, в течение почти трех десятилетий проводит большую работу по армейскому и морскому просвещению. Он также активно участвует в подготовке и проведении краевых соревнований по техническим видам спорта. А семь лет назад ветеран вдруг увлекся живописью маслом. Его персональная выставка экспонировалась в Ставропольской библиотеке-музее имени Бурмистрова.
«Рисую картины и дарю их друзьям и знакомым. Уже раздарил 100 картин».
Вот такая у Юрия Федоровича насыщенная событиями жизнь.
А накануне Дня Победы он встречался с учениками 64-й школы краевого центра. И надо было видеть восторженные глаза ребят, когда они слушали рассказ очевидца и участника трагических и славных страниц истории великой России.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет