Вы здесь

В надзиратели пойду, пусть меня научат

Первая на Руси тюрьма, представлявшая собой прообраз сегодняшних мест лишения свободы, была построена в 1401 году в Новгородском княжестве. Острог настолько укрепили, что, казалось, убежать из него нет никакой возможности. Однако в первый же год после открытия некто Стрельников, водворенный туда за двойное убийство, как свидетельствуют летописи, сумел совершить побег. Сегодня спустя несколько столетий в России насчитывается более 230 следственных изоляторов, 900 колоний и 7 тюрем с общей численностью постояльцев, по состоянию на 1 апреля этого года - 675 тысяч заключенных. А надежность их содержания и изоляции обеспечивает порядка 325,5 тысяч сотрудников ФСИН. Но специализированные учреждения для подготовки кадров в эту систему начали открывать совсем недавно.
Одно из таких учебных заведений, единственное в нашем регионе и первое во всей стране, - центр по профессиональной подготовке младших инспекторов охраны и надзора, повышению квалификации и переподготовке сотрудников УИС Ставропольского края, отметил в этом году 20-летний юбилей. О том, как зародилась одна из самых молодых профессий и что общего между культурной столицей Санкт-Петербургом и житницей России Ставропольем, собравшимся на торжество рассказал начальник центра - Магомед Хочиев.
Прежде чем стать преподавателем специальных дисциплин, за двадцать лет военной службы Магомед Шамильевич объездил практически полмира. Был в Сибири, Закавказье, Цхинвале, Кутаиси. А на Кавминводы попал уже в должности командира конвойного батальона. Кстати, квартировался батальон на том самом месте, где сейчас располагается учебная часть - в станице Александрийской Георгиевского района, бок о бок с исправительной колонией строгого режима № 4, в народе называемой «Четверкой». Охранял батальон пять колоний, расположенных в разных уголках края. Но потом в 1994 году конвойные функции военных передали в ведомство исполнения наказания, основной задачей которого до того момента было перевоспитание осужденных. Именно тогда, 20 лет назад, появилась новая профессия, а вместе с дополнительными функциями и целым рядом новых должностей в ведомстве осознали необходимость создания учебных центров для подготовки сотрудников.
Так 4 августа 1994 года на Ставрополье появилось первое в России учебное заведение, занимающееся подготовкой кадров для системы исправления наказания, в числе которых специалисты охраны, режима и конвоирования, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций всех рангов и званий, а также сотрудники службы судебных приставов.
Второй аналогичный центр в том же году был построен в Санкт-Петербурге. А позже новшество оценили по всей стране, и вплоть до прошлого года на территории России насчитывалось 84 таких центра. Но потом нагрянули массовые сокращения, или, как принято говорить, оптимизация рядов ФСИН, а вместе с ней сократилось и число профильных учебных заведений - теперь их всего 32. Но родоначальник российских УЦ сумел пережить эти трудные времена. И на сегодняшний день аттестацию и переквалификацию в центре прошли уже почти 9,5 тысяч сотрудников УИС со всего Северного Кавказа и даже Краснодарского края.
В сравнительно небольшой срок обучения, всего две недели, будущие и уже действующие специалисты должны пройти достаточно жесткий курс подготовки, а после доказать свою компетентность как в теории, так и в практике. При этом учиться спустя рукава в этом центре не получится - каждый, кто проваливает экзамен, может лишиться работы. Отсюда повышенная требовательность и практически армейский распорядок дня.
С утра развод, построение, зарядка, завтрак и снова на занятия. Для освоения практики в центре используется учебный городок, где спроектированы места с элементами запретной зоны, инженерными средствами охраны и специальным автомобилем, позволяющие отрабатывать навыки службы караула. В цикле боевой и физической подготовки сотрудники ведомств отрабатывают приемы рукопашного боя и проходят учебные стрельбы. А садясь за парты, изучают уголовно-исполнительное и трудовое законодательство, ведомственные нормативно-правовые документы, требования уставов, этические нормы, психологические аспекты профессиональной деятельности и многое другое. В недавно оборудованном компьютерном классе представители ведомств постигают программно-технический комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента, то есть единую базу данных, содержащую сведения обо всех отбывающих наказание заключенных. Кроме того, сотрудников ждет практика на базе расположенной по соседству колонии, где каждому дана возможность усовершенствовать свою служебную, физическую и огневую подготовку.
Профессиональных направлений в обеспечении деятельности службы исполнения наказания задействовано много: от гражданского отдела кадров или психологов до оперативных сотрудников и инспекторов. Да и в каждой отдельной должности существуют подразделения. Так, например, профессия младшего инспектора предполагает сразу несколько специализаций, каждая из которых отличается своими нюансами. К примеру, инспектор отдела безопасности - человек, который работает непосредственно с осужденными, должен иметь не только «железные» нервы, но и хорошую физическую выносливость. Ведь распорядок дня надзирателя отличается целым рядом особенностей, в числе которых постоянно прерывающийся, строго расписанный по часам сон, не всегда совпадающий с биологическими часами человека. Но чтобы отработать сутки и сохранить предельную внимательность, инспектор должен забыть о слове «хочется» и приспособиться к более ответственному - «надо».
Для того чтобы занять должности инспектора, иметь высшее образование в принципе не обязательно. Хотя соискатель должен быть знаком с азами психологии и пребывать в хорошей физической форме. В целом же у поступающих в ряды ФСИН приветствуется юридическое или психологическое образование, но на техническую должность даже с красным дипломом по вышеуказанным специальностям вас все равно не возьмут. Аналогично и в отдел строительства набирать будут только людей, получивших образование в этой области. А вот если же человек претендует на офицерскую должность в руководящем составе, то без высшего юридического или военного образования уже не обойтись. И с каждым годом, как отмечают сами сотрудники, условия приема все больше ужесточаются, а вместе с тем усложняются и требования к преподавательскому составу учебного центра.
Сейчас, чтобы стать преподавателем, нужно иметь высшее юридическое либо педагогическое образование и не меньше 5 лет отработать в тех подразделениях, откуда приходят учиться слушатели. Ведь объясняя какую-либо дисциплину, преподаватель должен знать о ней не понаслышке. Но подобные жесткие меры дают и красноречивые результаты.
Вот так буквально за два десятилетия сформировалась новая профессия, которая, несмотря на свою молодость, несет на плечах серьезное бремя ответственности. Причем ответственности не только перед начальством, но и перед обществом в целом.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет