Вы здесь

Велосипедисты: проклятие пешеходов или здоровое будущее нации?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

У каждого человека слово «велосипед» вызывает свои неповторимые ассоциации. Поклонники считают велосипеды экологически чистым транспортом, позволяющим поддерживать себя в отличной физической форме, заядлые автомобилисты в основном называют двухколесное средство передвижения еще одной помехой на дороге, а пешеходы, которым он видится угрозой жизни и здоровью, неоднократно пытались отвоевать у велосипедистов тротуары. «Бои» за разграничение пешеходной, проезжей и велосипедной зон уже не один год продолжаются и на более высоком уровне. Теперь проблема попала в поле зрения ставропольских предпринимателей, а сами двухколесные кони стали рассматриваться не только как транспорт или силовой снаряд, но и как вполне доходный аспект рекламного и туристического бизнеса. Мы решили разобраться, в чем суть разногласий и что в перспективе ожидает любителей активного образа жизни.
С каждым годом неуклонно растет число ставропольчан, предпочитающих одно из самых демократичных транспортных средств - велосипед. Одни организовывают семейные велопрогулки выходного дня, другие с помощью велосипеда спасаются от духоты общественного транспорта, а для третьих - это способ следовать веяниям моды и оставаться в тренде. Но садясь на двухколесного коня, далеко не все велосипедисты ведут себя корректно.
Купил велосипед - сдай на права
Еще в 2008 году Государственная дума России поднимала вопрос о поведении некоторых велосипедистов. Тогда же на рассмотрение был вынесен законопроект, предполагающий каждого велосипедиста как равноправного участника дорожного движения обязать наравне с автомобилистами изучать ПДД, сдавать экзамены в ГАИ и только после этого садиться за руль своего, пусть и двухколесного, но все-таки транспортного средства. Впрочем, в то время инициатива не нашла широкого одобрения.
Однако сегодня в обществе снова заговорили о необходимости принятия жестких мер по отношению к недобросовестным водителям велосипедов. И нужно признать, что волнения, возникающие в народе, не беспочвенны. Стоит вспомнить хотя бы трагический случай на тропе здоровья в Ставрополе, в результате которого погибла женщина. Периодически приходят известия о попадании велосипедистов под колеса машин. Кроме того, как отмечают в управлении ГИБДД, нередки случаи, когда велосипедом управляет человек в состоянии алкогольного опьянения. К тому же подавляющее большинство снующих по городу велолюбителей абсолютно не знакомы с правилами дорожного движения. А между тем самый обычный велосипед способен развивать скорость порядка 95км/ч - достаточно приличные возможности при весьма скромной ответственности.
Кстати, в этом году уже вступили в силу поправки в правила дорожного движения, по мнению законодателей четко обозначившие права и обязанности любителей экологически чистого транспорта.
Кроме точно расписанных поворотов, перестроек и прочих нюансов вождения в поправках указано, что велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по специальным дорожкам, а в случае их отсутствия - по проезжей части, прижимаясь как можно правее. Движение по тротуару разрешается только если нет дорожек, а по краю дороги двигаться невозможно. При этом акцентируется внимание на том, что передвигаясь по тротуарам, велосипедисты не должны мешать пешеходам. В противном случае им нужно спешиться.
Правда, кто и как в данном случае будет определять, мешает ли велосипедист пешеходам и есть ли у него возможность ехать по правому краю дороги - непонятно.
Велолюбителям младше 14 лет по-прежнему разрешено передвигаться только по специальным дорожкам и по тротуару, а также в пределах «жилых зон».
И вроде бы как говорил один из Гайдаевских персонажей: «Все стало чинно и благородно». Взрослым - дорога, детям - тротуары. Однако есть одно «но», которое по-прежнему не дает разрешить ситуацию. В частности, поправки не оговаривают скорость, с которой ребенок может передвигаться по тротуарам и «жилым зонам». В результате чего разыгравшиеся дети на полных парах вылетают из-за поворотов или углов домов и с веселым смехом несутся дальше, едва не наезжая на ноги прогуливающихся пенсионеров, которым, в свою очередь, после этого приходится пить валерьянку и благодарить родителей, купивших эти самые велосипеды.
Не стоить сбрасывать со счетов также тот факт, что с этого года штрафы за нарушение велосипедистами правил дорожного движения составляют порядка 800 рублей, а за вождение в нетрезвом виде можно выложить от 1 до 1,5 тысяч рублей. И это не считая того, что любой велосипедист несет еще и административную ответственность за последствия своей езды. А в случае с несовершеннолетними расплачиваться за наезды на прохожих будут родители.
Однако, как показывает практика, ставропольских любителей быстрой езды ни одни меры не способны заставить нажать на тормоза.
Впрочем решить подобную проблему можно несколькими способами. И, пожалуй, самый простой из них - создать по городу сеть велодорожек со специальной разметкой и знаками. Но здесь возникают новые вопросы. Если каждый новый микрорайон сегодня проектируется уже с учетом этой дополнительной дорожной полосы, то в старой части города любая попытка отобрать у водителей машин часть дороги натыкается на серьезное сопротивление ГИБДД. И не потому, что сотрудники ГАИ не заинтересованы в развитии велодвижения, просто существуют определенные стандарты ширины дорожного полотна, менять которые при всем уважении к экологически чистому виду транспорта не дозволено. К тому же ситуация с заторами и пропускной способностью автомобильных дорог в городе и так достаточно не простая.
Сменить парковки на велодорожки
Тем не менее в правительстве и думе края разговоры о велодорожках не утихают уже несколько лет. А на круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе в торгово-промышленной палате края, представители различных городских ведомств и общественности заявили о том, что Ставрополю пора последовать европейскому опыту - упразднить все стихийные парковки и заменить их велодорожками. Насколько этот способ окажется действенным - вопрос сложный. Особенно если учесть, что парковка возле обочины является незаконной. И примут ли краевые законодатели к рассмотрению этот вариант, пока неизвестно. Однако определенные сдвиги уже начинают происходить. В проекте бюджета Ставрополя все-таки появилась новая строка расходов, а именно «строительство велосипедных дорожек на территории города Ставрополя». В этом году с наступлением осени на прокладку велотреков из казны уйдет, более 3 миллионов рублей, а в 2015 году эти расходы составят почти 5 миллионов рублей.
Новая велодорожка должна расположиться по улице Лермонтова от перехода между парком Победы и площадью 200-летия в сторону Доваторцев и стать одним из запланированных «лучиков», отходящих в разные стороны от единого центра - парка «Победы», где собственно и появились первые велотреки.
Событие, как ни крути, радостное. Однако, говоря о новой велодорожке, никто не упоминает о ее длине. Ради интереса набираем в поисковике «стоимость одного километра велодорожки» и читаем:
«В Голландии, где каждый год велосипедисты становятся участниками 7 тысяч ДТП (200 смертей), планируется построить дорожки со специальными регуляторами «asphaltcollector», использующими геотермальную энергию, что позволит сохранять велотреки сухими и чистыми в течение всего года. Стоимость километра такой дороги составляет от 20 до 40 тысяч евро». Для нашего бюджета средства, прямо скажем, фантастические. Хотя и внутрироссийские расценки особо не радуют.
Так, например, в Новгороде дорожные службы подсчитали, что километр велодорожки шириной в 3 метра обойдется властям в 6 миллионов рублей. В Москве эта цифра варьирует от 10 до 12 миллионов. В ставропольском министерстве транспорта и дорожного хозяйства дать комментарии по каким-либо предварительным подсчетам пока отказались. Как говорят, все зависит от местности, рельефа, почвенного состава и многих других факторов. Нам же остается только надеяться, что Ставрополь находится в самой благоприятной для велодорожек зоне, иначе выделенные три миллиона выглядят как-то не впечатляюще.
Впрочем, вполне возможно, что эстафета прокладки велодорожек от краевых властей очень скоро перейдет к предпринимателям.
Велотрасса Ставрополь-Кисловодск
Пока властные структуры рассматривают варианты и изыскивают средства, бизнесмены начинают активно подсчитывать прибыль. Уже сегодня крупные фирмы города получили возможность поучаствовать в судьбе велосипедистов. В столице края появляется все больше велостоянок, выполняющих одновременно рекламную функцию фирмы-установщика. Однако на этом предприниматели края останавливаться не намерены, а сам вопрос прокладки велодорожек в видении бизнесменов уходит далеко за пределы краевого центра.
Как заявил президент торгово-промышленной палаты Борис Оболенец, предприниматели всегда готовы помочь властям. Ведь появление в Ставрополе разветвленной сети велосипедных дорожек - это своеобразный пиар-ход. Кроме того, было отмечено, что если уже сегодня мы начнем активно развивать велосистему, у города есть все шансы стать первым и лучшим городом России в сегменте продвижения велоспорта и здорового образа жизни.
Правда, с этими грандиозными и претенциозными планами, подчеркнул Борис Оболенец, стоило бы поторопиться, потому как в Перми, где на сегодняшний день насчитывается около 12 километров (для сравнения в Ставрополе - чуть больше 10) велодорожек, а на следующий год в бюджете, якобы заложены средства на строительство еще 400 километров. К тому же там уже действует порядка 25 пунктов велопроката на коммерческой основе.
В нашем регионе велотреками, помимо районов города, предлагается соединить районы края и в частности, города Кавминвод. В качестве примера была приведена Рейнская велосипедная дорожка. Это одна из наиболее известных трансконтинентальных велодорожек Европы, длиной 1230 километров, проходящая от истоков реки Рейн в Швейцарских Альпах до устья реки в Нидерландах.
На этом фоне велотрек Ставрополь - Кисловодск выглядит куда более скромным. Однако у бизнесменов на этот отрезок далеко идущие планы.
- Бизнес всегда найдет себя на этих дорогах, говорит президент торгово-промышленной палаты. - Можно организовать кафе, центры велообслуживания, велопроката и прочее. На сегодня велодорожки между городами Кавминвод видятся нам одним из реальных и перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса на Северном Кавказе.
Высказала свое мнение по поводу велодорожек и министр экономического развития Ставропольского края, а также активный велосипедист Юлия Косарева.
По ее словам, на Ставрополье развитие туризма стоит не на последнем месте, поэтому, говоря о велодорожках, стоит учитывать весь регион. Такой событийный туризм, как велоспорт или организация всевозможных заездов и соревнований, позволит привлечь в край колоссальное количество людей. При этом министр экономического развития предложила «не изобретать велосипед на велодорожках», а ориентироваться на уже имеющийся опыт и прибегать к советам экспертов Москвы или Санкт-Петербурга.
Впрочем, туризм туризмом, но сложная ситуация на дорогах и тротуарах города при строительстве межрайонной велосипедной трассы едва ли изменится в лучшую сторону. А перспектива появления разветвленной сети велосипедных дорожек в черте краевой столицы в виду своей затратности в ближайшие годы, может так и остаться - просто перспективой. При этом сомнений в том, что каждый год количество людей, седлающих двухколесных коней, будет становиться все больше, не возникает. А вместе с тем вырастет и число людей не уделяющих своему вождению должного внимания.
Не хочу учиться, хочу сам по себе катиться
Между тем велосипед - это сложный спортивный снаряд, для которого предусмотрены разные техники езды и педалирования (в зависимости от местности). Для того чтобы езда на велосипеде не только дала результаты, но и не пошла во вред, не помешало бы узнать о правильном приложении силы. Но, как ни странно, именно это практически никого из начинающих велосипедистов не занимает.
На все шесть тысяч (по подсчетам бывшего председателя общества «Велокавказ» Алана Мисикова) ставропольских велосипедистов сегодня действует только одна юношеская секция, открытая на базе пятой школы под руководством тренера Юрия Иванова. Это те самые «Стрижи», прославившие Ставрополье уже не в одних соревнованиях. Однако оказалось, что победы ребятам даются нелегко, а сама секция стоит на грани закрытия.
Сейчас в велошколе занимается всего 12 детей в возрасте от 10 до 17 лет, и для каждого из них велосипед - это не просто увлечение. Но даже если ребенок не собирается посвящать жизнь спорту, посещать занятия, узнавать азы и правила вождения, то главное, научиться правильно вести себя на дорогах и тротуарах - может каждый желающий. Но, как ни странно, обращаются в секцию дети, у родителей которых нет возможности купить велосипед, тогда как счастливые обладатели велотранспорта, видимо, считают выше своего достоинства снизойти до обучающей программы.
- Я собираюсь сложить с себя полномочия тренера. Работать очень сложно, у нас практически нет технической базы, нет необходимого помещения и недостаточное количество учеников. К нам приходят заниматься дети без велосипедов, а у меня нет возможности предоставить им спортивные снаряды. В плохую погоду возникают проблемы с занятиями в спортзалах, - говорит Юрий Иванов, воспитавший «Стрижей»-победителей.
Что же касается взрослых велолюбителей, то здесь с обучением и вовсе плохо.
В общем, велоспорт, равно как и любительская езда, требует к себе гораздо более пристального внимания, чем может показаться с первого взгляда.
Тут и вопрос инфраструктуры, и строительство так называемых «дропов» для скоростного спуска (сейчас маршруты этих треков пересекают тропы здоровья и представляют реальную угрозу для прогуливающихся там пешеходов), и готовности предприятий идти на встречу сотрудникам, выбравших экологию и здоровье (речь идет о раздевалках и душевых кабинах), и, конечно, морально-нравственной подготовки всего общества в целом.
Но самое любопытное, что на данный момент есть только одно решение каждой из вышеперечисленных проблем. И заключается оно в проявлении взаимного уважения и понимания.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет