Вы здесь

Это был культурный шок

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Так говорили ставропольцы, выходя из Дворца культуры и спорта после открытия традиционного, уже 45-го по счету фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья». Дело в том, что этот торжественный юбилейный вечер впервые в истории нашего фестиваля был отдан балету - на сцене Дворца московской труппой Имперского русского балета под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Гедиминаса Таранды был показан всемирно знаменитый балет Чайковского «Лебединое озеро».
Нынешний Год культуры совпал с 45-летием нашего любимого осеннего фестиваля, в программу которого всегда входят не только гастроли признанных мастеров сцены, но и несколько сот концертов, конкурсов, фестивалей, творческих вечеров по всему Ставрополью. И хотя его организаторы - министерство культуры Ставропольского края и Государственная Ставропольская краевая филармония всегда удивляют и радуют жителей и гостей города и края незабываемыми концертами в исполнении выдающихся российских музыкальных коллективов, оперных и эстрадных звезд, джазменов, танцоров, встречами с замечательными композиторами, - юбилейная «Осень-2014» отметилась настоящими культурными шедеврами.
Фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» по поручению губернатора края Владимира Владимирова открыла и.о. заместителя председателя правительства СК Ирина Кувалдина. В своем приветственном слове она сказала, что благодаря нашему музыкальному фестивалю мы встречаемся с тем искусством, которое нам дорого, и знакомимся с тем, которое еще не знакомо. И каждый раз это становится настоящим праздником. И действительно то, что происходило затем на сцене Дворца культуры и спорта, можно назвать настоящим фейерверком российских талантов, ведь к нам приехал знаменитый Имперский русский балет, который в этом году отмечает свое 20-летие. За эти два десятилетия его труппа своим блестящим исполнением балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», а также таких произведений из золотого фонда балетного искусства, как «Болеро» Равеля, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Кармен» Бизе-Щедрина и других, - покорила сердца зрителей многих стран мира.
Вышедший на сцену художественный руководитель Имперского русского балета - артист, хореограф, режиссер, легенда Большого театра, обладатель Серебряного креста в области литературы и искусства и кавалер Ордена Дягилева I степени, заслуженный деятель искусств РФ Гедиминас Таранда отметил, что он не впервые на Ставрополье. Он участвовал в жюри конкурса «Мисс студенчество России», лиги КВН «Кавказ», а в этом году побывал на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук». Ну а десять лет назад коллектив балета выступал в Пятигорске, и это были незабываемые гастроли. «Нигде в мире, - сказал Таранда, - нас так не встречали, а после выступления люди заполнили весь автобус фруктами и овощами. И нам есть чем ответить зрителю, ведь русский балет всегда работает душой. Поэтому когда я получил приглашение приехать к вам на фестиваль, то отменил выступление в Кремле, и мы приехали к вам». Гедиминас Таранда выразил надежду, что своим выступлением на 45-й «Музыкальной осени Ставрополья» артисты балета заложили в нем новую традицию - хореографическую.
А потом открылся занавес и на сцене Дворца появились заколдованная Одетта-Лебедь (Лина Шевелева), принц Зигфрид (Нариман Бекжанов), Злой гений, его дочь Одиллия, девушки-лебеди. И зазвучала изумительная музыка Чайковского. 137 лет назад на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера «Лебединого озера». День 20 февраля 1877 года можно считать днем рождения русского классического балета: если раньше музыка была всецело подчинена пантомиме и танцевальной схеме, то реформа Чайковского коренным образом изменила ее значение в балете. Музыка Чайковского и тогда, и сейчас вовлекает балетного артиста в подлинное творчество, подсказывает живой хореографический образ, психологически оправданное движение, сообщает его игре глубокую одухотворенность. Ставропольские зрители как зачарованные следили за развитием сказочного сюжета, за каждым изящным па танцоров, не раз рукоплескали сложным пируэтам. А после финала восторженная публика долго не отпускала артистов со сцены.
Шикарное начало фестиваля имело в последующие дни не менее победоносное продолжение. На концертных площадках и краевой столицы, и всего Ставрополья проходили народные гулянья и посиделки, концерты, конкурсы, клубные вечера, музыкальные часы. Дом культуры села Сергиевского Грачевского района отметил большим концертом свой полувековой юбилей, в Кара-Тюбе Нефтекумского района состоялся конкурс «Пой, осенняя гитара», в Летней Ставке Туркменского района прошел цикл концертов юных музыкантов Детской школы искусств. В школах Ставрополя с программой «Мудрость казачьего фольклора» выступал в эти дни муниципальный казачий ансамбль песни и пляски «Вольная степь», Кисловодский литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» представил на суд зрителей оригинальную программу «Мгновенья музыки прекрасной», жители села Калиновского Александровского района отмечали «Музыкальную осень» на народном гуляньи с шуточным названием «Номера про комара». В краевом Доме народного творчества состоялась встреча лучших фольклорных коллективов края «Традиции живая нить», в которой приняли участие ансамбли «Лада» (Ставрополь), «Селяночка» (с. Александрия Благодарненского района) и «Сенгилей» (с. Сенгилеевское Шпаковского района). Во всех городах и селах Ставрополья по замечательной традиции, которая проходит на высоком организационном уровне уже 45 лет, звучала музыка самых разных жанров - от классики и фольклора до эстрады и джаза.
Многообразие жанров и стилей подарили и три концерта «Осени», прозвучавшие в старинном зале Государственной Ставропольской краевой филармонии. Первый из вечеров был отдан джазу - Московскому джазовому квартету под управлением пианиста мирового уровня Якова Окуня. Ансамбль в составе: Яков Окунь (рояль), Сергей Головня (саксофон), Макар Новиков (контрабас), Артем Юрлов (ударные) и джазовая вокалистка Карина Кожевникова - порадовал ставропольских меломанов программой, в которой органично переплетались джазовая классика и современные авангардные композиции. Джазовые импровизации сменились на сцене краевой филармонии зажигательными ритмами танго: известный во всем мире инструментальный ансамбль «Пьяцолла - Studio» под руководством народного артиста РФ Фридриха Липса представил программу «Вечер страсти». Уже 20 лет квартет с большим успехом исполняет произведения великого аргентинского маэстро и активно гастролирует по России и за рубежом. И, наконец, третий филармонический вечер был посвящен фортепианной музыке. Трио пианистов-виртуозов «Bel Suono» («прекрасный звук»), обозначив себя «Рыцарями трех роялей», привезли в Ставрополь электронные рояли и покорили зрителей оригинальным исполнением известных классических сочинений.
Заключительный же мощный аккорд 45-й «Музыкальной осени Ставрополья» - программа «James Bond Dance» эстрадно-джазового оркестра группы компаний «Фонограф» под руководством легендарного музыканта Сергея Жилина, которого многие зрители знают по телепроектам «Две звезды», «Достояние Республики» и «Голос», - потряс жителей и гостей краевого центра не меньше, чем его начало. На сцену Дворца культуры и спорта вышли ведущие - музыковед краевой филармонии Татьяна Диева и артист Академического театра драмы Игорь Барташ и представили заслуженного артиста РФ Сергея Жилина, неожиданно появившегося перед залом в байкерском одеянии: в черной майке с изображением знаменитой британской рок-группы «Deep Purple», черной кожанке, черном же берете и черных очках. «Мы ехали, - заявил Сергей Жилин, - на «Байкерскую осень», а попали на вашу «Музыкальную осень». Но все это имеет отношение к нашему шоу, в которое вошла разная музыка - от классики до джаза. А почему в названии нашего оркестра мы использовали Джеймса Бонда? Ну нравится он нам, и музыка там, в кинофильмах, хорошая». И феерическое действо началось. Со сцены звучали блестящие виртуозные джазовые импровизации самого Сергея Жилина, саксофониста Сергея Мальцева, великолепные аранжировки Жилина произведений рок-группы «Deep Purple», латиноамериканских (особенно бразильских) танцевальных мелодий, классики, типа «Каравана» Дюка Эллингтона, блюзов. Яркие голоса солисток-вокалисток Светланы Артемьевой и Марианны Савон уникально вплетались в джазовую ткань оркестра. Зал «захлебывался» в аплодисментах, а джазмены предлагали все новые и новые шедевры. Такие, как медленные босса новы (в переводе с португальского - «новое чувство») из американских кинофильмов или пьеса «На тройке» из программы «Чайковский in jazz. «Времена года». Зажигательная программа из 25 джазовых номеров с «вкраплениями»: интересными рассказами и шутками маэстро, - пролетела в одно мгновение. Однако распаленные джазом зрители все не отпускали музыкантов. И только появление на сцене Дворца и.о. заместителя председателя правительства Ирины Кувалдиной и министра культуры Ставропольского края Татьяны Лихачевой, которые объявили фестиваль закрытым и преподнесли Сергею Жилину букет цветов от губернатора края, - остановило шквал аплодисментов. Концерт эстрадно-джазового оркестра «Фонограф» поставил завершающий «Осень» восклицательный знак и открыл на Ставрополье новый творческий сезон.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет