Вы здесь

Мобильный лохотрон

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На прошлой неделе сразу в трех городах Ставрополья прошли необычные флешмобы, посвященные «Мобильным банкам». Их организаторами стали сотрудники городских отделений МВД России по Ставропольскому краю и представители Общественного совета при отделах внутренних дел. В общей сложности участие в акции приняли несколько сотен студентов, старшеклассников и случайных прохожих. А поводом для мероприятия стали участившиеся случаи кибермошенничества. Как сообщили организаторы, только с начала этого года мошенники с помощью услуги «Мобильный банк» украли у жителей края более 150 миллионов кровно заработанных денег, и обращения от граждан продолжают поступать. Мы попробовали разобраться, почему мошенники получают доступ к личным Интернет-ячейкам пользователей и как обезопасить себя от подобных посягательств.
Вообще существует несколько видов киберворовства, о которых уже не раз рассказывала наша газета. Это и так называемый скимминг, при котором злоумышленники считывают все необходимые данные с магнитной полосы карты, а затем изготавливают ее поддельный аналог. Код карты поступает в руки воришек с помощью установленной ими на банкомате камеры. И фишинг, когда мошенники наугад рассылают электронные письма или SMS-сообщения, в которых содержится ссылка на вредоносный сайт. Как только получатель пройдет по ссылке, в его компьютере или телефоне появится шпионский вирус, позволяющий злоумышленникам получить полный контроль над всеми базами ваших данных. И даже элементарное подсматривание кода из-за плеча, а потом хищение вашей карты также имеют место быть. Впрочем, как показывает практика и многочисленные негодующие отзывы пострадавших, вернуть свои средства не удавалось еще никому. Чаще всего на номер держателя карты банк присылает уведомление о том, что денежные средства были сняты корректно и возмещению не подлежат. Но если во всех вышеперечисленных случаях есть смысл поискать виновного и доказать, что хищение произошло не по вашей вине, то в том, что касается воровства с помощью «Мобильного банка», все гораздо сложней.
Допустим, вы подключили услугу «Мобильный банк». С этого момента у вас есть личный Интернет-кабинет, в котором вам доступна вся информация по вашей банковской карте (или картам). Посредством этого кабинета вы можете управлять вашими финансами, не выходя из дома - делать покупки, пополнять счета телефонов и даже посылать деньги родственникам, не выстаивая очередей в банковских отделениях. Как следует из самого названия услуги, вся информация о манипуляциях, проводимых с вашей картой, незамедлительно поступает на номер вашего мобильного телефона, то есть если вы купили в магазине пирожное и расплатились пластиковой картой, на номер вашего мобильного сразу же поступит информация о списании некоторой суммы средств.
Сделано это для того, чтобы вам было проще контролировать перемещение финансов на вашей карте и, что самое парадоксальное, обезопасить себя от мошенников. Ведь если воришка, используя тот же скимминг или фишинг, попробует снять деньги с ваших счетов, вы тут же получите сообщение о переводе и сумеете вовремя уведомить соответствующие службы. Правда, насколько это поможет найти похитителя, непонятно, но говорят, что понятия «оперативность» и «по горячим следам» придуманы не зря. А вот тот факт, что привязка к номеру сотового в некоторых случаях сама становится причиной мошенничества, неопровержим. Поэтому помните, что, подключив услугу «Мобильный банк», sim-карту вам придется хранить пуще собственного ока.
Что может случиться? Во-первых, вы можете потерять телефон или sim-карту, естественно, что если он попадет в руки недобросовестного человека, то и самим аппаратом, и всеми подключенными к нему возможностями он воспользуется по своему усмотрению. Поэтому, как только вы заметили пропажу телефона, первым делом обратитесь в банк и попросите заблокировать услугу «Мобильный банк».
Во-вторых, ваша sim-карта может испортиться или вы по каким-то причинам начнете пользоваться другой. В первом случае можно обратиться к оператору и попросить восстановить ваш прежний номер. Во втором вы должны четко помнить, что ваша прежняя sim-карта будет оставаться действительной в течение полугода, после чего она автоматически блокируется, а ее номер вместе со всеми подключенными услугами, в том числе и «Мобильным банком», будет продан новому владельцу. А дальше все зависит от честности нового обладателя информации. Но судя по количеству обращений обманутых граждан, надеяться на нее не приходится.
Как только на гаджет похитителя приходит уведомление о пополнении баланса неизвестной ему карты, ему открывается доступ к вашему личному кабинету. В целях безопасности ваш Интернет-кабинет защищен одноразовым паролем, и для того чтобы в него войти, нужно ввести цифры, которые автоматическая система отправит на номер прикрепленного сотового телефона. А так как этот номер теперь принадлежит другому человеку, то ему становится доступна не только ваша банковская страница, но и все пароли от нее. Мошеннику остается только ввести эти полученные цифры и распорядится вашими финансами по собственному усмотрению. Как правило, их переводят на другие счета.
И определить, кто больше виноват в данном происшествии, крайне сложно.
С одной стороны, сами сотрудники банков, подключая услуги направо и налево, как правило, и это можно понять, сообщают только о преимуществах продукта и проделанной банком работе по организации безопасности. Клиенту рассказывают о множественных паролях, кодах и прочих новомодных ухищрениях, способных защитить его личные средства едва ли не лучше, чем содержимое государственной казны. При этом аспект личной ответственности клиента остается в тени. А излишняя уверенность в защищенности только способствует беспечному отношению к своему имуществу.
С другой стороны, стоят сотрудники сотовых операторов, которым выгодно продавать sim-карты, но не выгодно совершенствовать системы способные, во-первых, обезопасить, а во-вторых, оградить их клиентов от посторонней информации. В итоге на ваш номер начинают приходить уведомления о том, что некая Елена может сделать эпиляцию, что для нее, очевидно, было важно. А кому-то приходится вникать в чужие финансовые проблемы. Как поясняют эксперты, сотовый оператор не может отключить услугу вследствие того, что владелец карты сам должен написать заявление в банк. Тем не менее заблокировать карту или наладить тесное сотрудничество с банками, которые приостановят действие услуги, можно было, но очевидно, никому не интересно.
Поэтому большая ответственность ложится на потребителя услуг, а незнание, как говорится, от ответственности не спасает. К тому же девиз проведенных на Ставрополье флешмобов гласит - «Подключили «Мобильный банк»? Будьте бдительны!».
На практике услуга эта, конечно, очень удобна. Не нужно носить с собой толстенные кошельки, набитые купюрами и монетами разного номинала, заботясь о наличии размена и тем самым привлекая внимание охотников за кошельками. Но подключать ее все-таки стоит только в том случае, если вы уверенный пользователь Интернета или для вас очень важно контролировать уменьшение и пополнение баланса карты. Если же вы отлично знаете, в какой день вам переведут зарплату и сколько вы потратили при последнем походе в магазин, а пользователем карты являетесь только вы, то, скорее всего, подключение «Мобильного банка» для вас нецелесообразно. Особенно с учетом того, что за предоставление этой услуги ежемесячно придется платить некоторую сумму.
Если же вы активный пользователь пластиковых карт и дополнительных услуг, предоставляемых банками, то следующую памятку вам стоит выучить наизусть:
- Не оставляйте свой мобильный телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование услуги «Мобильный банк».
- При смене номера телефона не забудьте обратиться в отделение вашего банка и оформить заявление на отключение услуги «Мобильный банк» на подключение услуги на новый номер телефона.
- В случае потери или кражи телефона срочно обращайтесь к своему оператору и блокируйте sim-карту. Сразу же обращайтесь в контактный центр банка и приостанавливайте услугу «Мобильный банк».
- Снимайте наличные только в офисах банков. Там установить скиммеры невозможно, потому что всюду стоят камеры.
- Запишите номер call-центра банка в свой мобильный телефон. Если вы потеряете карту или ее украдут, то нужно сразу же позвонить в банк и заблокировать ее.
- Нигде не указывайте ваш пин-код. Храните его лишь в собственной памяти или под кодовым именем в мобильном.
- Установите SMS-оповещение. Услуга стоит недорого - обычно 40-60 рублей в месяц. Это поможет держать ваш электронный кошелек под контролем.
- При оплате через интернет пользуйтесь проверенными сайтами. А также обращайте внимание на строку браузера. Она должна начинаться так: https://, где «s» обозначает, что ваши данные будут передаваться по защищенному каналу связи.
- Никому не говорите трехзначный код, указанный на оборотной стороне карты.
- Не пересылайте данные своей карты по электронной почте и не запоминайте логины и пароли к своему личному кабинету в онлайн-банкинге у себя на компьютере.
Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в отдел полиции по телефонам:
ОП № 1 - 30-48-09, Оп № 2 - 30-45-00, ОП № 3 - 30-50-55, УМВД - 56-02-17.
Конечно, можно пенять на государство или банкиров, требовать от правоохранительных органов поимки, по сути джина из бутылки. Но, прежде всего, нужно помнить, что банковская карта - это ваша собственность и никто о ней не позаботится лучше, чем вы. Берегите карты и проявляете больше ответственности при пользовании телефонами. Как будто sim-карта - это ключ от вашей квартиры. Хотели бы вы отдать его незнакомому человеку?
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет