Вы здесь

Авария подорожает

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В России утверждены единые правила, по которым в рамках ОСАГО будут рассчитываться расходы на ремонт автомобиля, поврежденного при ДТП.
«Ведомости» попросили прокомментировать долгожданный документ руководителя широко известного на Юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Романа Савичева.
- Единая методика, утвержденная Банком России как регулятором страхового рынка, вступила в силу 17 октября, - говорит Р. Савичев. - До этого времени эксперты при оценке ущерба пользовались различными схемами, что приводило к постоянным спорам о стоимости ремонта. Через суды автовладельцы пытались добиться большей компенсации, чем им предлагали страховые компании.
Теперь появился единый документ, где записаны правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, типовые повреждения, формулы расчета стоимости ремонта, износа запчастей, определения цены автомобиля до аварии и работ по восстановлению.
Вместе с этим эксперты обязаны руководствоваться справочниками цен на запчасти, материалы и нормо-часы в различных регионах. Российский союз автостраховщиков (РСА), работавший над документом, поделил всю территорию страны на 12 «экономических районов»: в каждом будет применяться собственное ценообразование. Всего в справочниках заложено более 80 млн позиций по наиболее распространенным маркам и моделям. Правда, в документ не попали данные о ценах для машин старше 2002 года: для них эксперты будут высчитывать среднюю стоимость самостоятельно, анализируя рынок минимум по трем предложениям, например, от интернет-магазинов.
Предполагается, что новая методика заработает в полную силу с 1 декабря.
Как это должно работать? Клиент, чей автомобиль пострадал в ДТП, обращается в свою страховую компанию, где технический специалист, ориентируясь на справочники, определяет стоимость восстановительного ремонта. Если пострадавший с оценкой не согласен, он имеет право обратиться в следующую инстанцию - к независимому эксперту, имеющему специальное образование, прошедшему аттестацию и числящемуся в едином реестре, утвержденном Минтрансом. Если клиент не согласится и с его оценкой, то следующий шаг - обращение в суд, где его жалоба будет рассмотрена уже судебным экспертом. Причем все эти специалисты будут обязаны ориентироваться на ту самую единую методику определения расходов на восстановительный ремонт. Электронные справочники будут обновляться сначала раз в полгода, но в перспективе предполагается их постоянное онлайн-обновление.
Казалось бы, каждый из нас еще до экспертов сможет прикинуть ту сумму, на которую может рассчитывать, если машина пострадала в ДТП. Но сразу скажу: простому автовладельцу рассчитать стоимость ремонта будет трудно, поскольку она базируется на довольно сложных формулах, и неподготовленному человеку разобраться в них практически невозможно. Проверить эксперта сможет только другой эксперт. Однако простой программой определения стоимости запчастей при восстановительном ремонте воспользоваться сможет каждый.
Среди плюсов специалисты отмечают, что в выигрыше окажутся владельцы старых машин, так как теперь уровень максимально допустимого износа на детали, узлы и агрегаты, подлежащие замене, не может быть более 50%, даже несмотря на то что сам автомобиль может быть изношен гораздо сильнее. Кроме того, если раньше страховщик мог отказаться красить бампер или капот целиком, если на нем была обнаружена даже маленькая царапина, то теперь будет иначе. В методике оговорено: если царапина занимает площадь менее 25%, то запчасть подлежит покраске.
Конечно, насколько сократятся споры вокруг оценки расходов на возмещение ущерба по итогам внедрения методики, увидим позднее. Но нельзя уже сейчас не сказать и о некоторых минусах. Например, усложняется процесс получения возмещения, если автомобиль не подлежит восстановлению: оставшиеся целыми запчасти страховщик будет выставлять на аукцион, что занимает время.
В продолжение темы отметим, что есть еще одно нововведение. Утверждена новая форма полиса ОСАГО. Вид самого полиса изменился несущественно. Одно из основных отличий: теперь на нем не будет указываться сумма, а только отсылка на закон, согласно которому она сформирована. На обороте будут более четко прописаны правила «автогражданки» и изменена серия документа. Впрочем, полисы старого образца еще какое-то время будут выдаваться, замену произведут постепенно, но уже к 31 марта 2015 года старые полисы станут нелегитимными. Впрочем, автовладельцы могут не беспокоиться, их полисы останутся действительными вплоть до окончания их срока.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет