Вы здесь

ИГОРЬ ИВАНОВ: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ЗАВИСИТ ОТ СКООРДИНИРОВАННОСТИ ВСЕХ ОРГАНОВ ГОСВЛАСТИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

9 декабря по инициативе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций во всем мире отмечают Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году было принята Конвенция против коррупции, которая обязывает подписавшие ее государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Конвенция вступила в силу в декабре 2005 года, Россия была одной из первых стран, подписавшей эту резолюцию.
Что такое коррупция? Какая сфера на сегодняшний день наиболее коррумпирована? Сколько и за что вынуждены давать люди, чтобы решить свои проблемы? Об этом и многом другом «Ведомостям» рассказал первый заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю Игорь Николаевич Иванов.
- Прежде чем говорить о борьбе с коррупцией и ее результатах, хотелось бы остановиться на самом понятии термина «Коррупция»? Как вы считаете, насколько полно в современном законодательстве отражено это понятие с учетом постоянно совершенствующихся его разновидностей и различных нюансов? И есть ли универсальное понятие этого явления именно для следователей?
На сегодняшний день в уголовном законодательстве как таковое понятие «коррупция» отсутствует. В юриспруденции существует множество определений этого социального явления, с которым следователям Следственного комитета приходится сталкиваться при расследовании конкретных уголовных дел о взяточничестве, подкупах чиновников, превышениях и злоупотреблениях полномочиями должностных лиц. Говорить о едином, собирательном подходе к пониманию это преступного поведения человека, наверное, невозможно. На самом деле коррупция постоянно видоизменяется и трансформируется, появляются ее новые формы «жизни». Ведомственные нормативные акты системы Следственного комитета России четко определили перечень преступлений коррупционной направленности, к которым можно отнести то или иное преступление при наличии определенных условий. Ими мы и руководствуемся. Но главное условие для отнесения преступлений к коррупционным - это корыстная заинтересованность.
- Какова сегодня роль Следственного комитета России в противодействии коррупции?
- Учитывая особую опасность коррупции как разлагающей основы сложившихся общественных отношений законодатель определил Следственный комитет в качестве единственного следственного органа, в чью компетенцию входит борьба со взяточничеством. К нашей исключительной подследственности относятся и многие другие преступления коррупционной направленности.
Вместе с тем эффективность указанной работы напрямую зависит от скоординированности всех органов государственной власти - правоохранительных, контрольных и надзорных. Немаловажное значение имеет система профилактики коррупционных проявлений государственных учреждений в собственных рядах. Поэтому плодотворность борьбы с коррупцией прямо пропорциональна результативности совместной работы.
- Каких результатов удалось добиться следственному управлению СКР по Ставропольскому краю в этом направлении в этом году? Есть ли положительная динамика?
В этом году в следственных органах следственного управления возбуждено 429 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. По результатам предварительного следствия в суд для рассмотрения по существу направлено 200 таких уголовных дел, что на 17 процентов превысило показатели прошлого года.
В качестве примеров приведу возбуждение уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности: по факту получения следователем следственного отдела МВД России по Промышленному району г. Ставрополя взятки в размере 1200000 рублей за прекращение уголовного дела о тяжком преступлении экономической направленности и посредничества адвоката в получении этой взятки; по факту дачи взятки оперуполномоченному УБЭПиПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю в размере 500000 рублей за непроведение проверки предпринимательской деятельности; по факту мошенничества, совершенного главой Деминского сельсовета Шпаковского муниципального образования, с целью хищения денежных средств в размере 8000000 рублей за оказание помощи предпринимателю в получении земельных участков общей площадью 4 гектара.
- Какая сфера на сегодняшний день наиболее коррумпирована? Сколько и за что вынуждены были давать люди, чтобы решить свои проблемы?
Наиболее подверженной коррупционным посягательствам остается правоохранительная сфера. Почти половину направленных в суд уголовных дел о коррупционных преступлениях (42 процента) составляют преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов. Треть преступлений указанного характера (32 процента) совершена в сфере образования и науки. В сфере здравоохранения совершено 18 преступлений.
В приведенной статистике собственно и содержится ответ на вопрос: «За что дают взятки?». Сотруднику правоохранительных органов - за избежание от уголовной ответственности, педагогу - за оценку на экзамене, врачу - за медицинскую справку. Суммы взяток самые разные и варьируются от несколько сотен до несколько миллионов рублей.
- Вступил ли в законную силу приговор в отношении бывшего сити-менеджера города Ставрополя Игоря Бестужего? Какие еще уголовные дела в отношении высокопоставленных должностных лиц, совершивших коррупционные преступления, расследовали следователи регионального управления СКР? Все ли они доведены до суда?
Действительно, в этом году был осужден за совершение коррупционных преступлений, получивших широкий общественный резонанс, бывший глава администрации города Ставрополя Игорь Бестужий. Судом ему назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, а также денежного штрафа в размере 500 млн рублей. Приговор суда по этому уголовному делу не вступил в законную силу, так как Бестужий его обжаловал. Сейчас его доводы рассматриваются в суде аппеляционной инстанции.
Практически аналогичный приговор вынесен в отношении бывшего главы города Михайловска Лунина, который в октябре вступил в законную силу.
Хочу отметить, что это не единственные громкие уголовные дела в отношении высокопоставленных для уровня Ставропольского края должностных лиц, расследуемые в нашем управлении.
На прошлой неделе в суд направлено дело в отношении бывшего главы администрации Шпаковского муниципального района Губанова по обвинению в получении двух взяток в размере 1700000 рублей за приобретение недвижимости, а также в размере 3826000 рублей за победу в тендере на строительство школы. Еще раньше с направлением в суд окончено производством уголовное дело по факту хищения бывшим председателем комитета Ставропольского края по физической культуре и спорту Осиповым денежных средств из кассы краевого спорткомитета в сумме 2642000 рублей путем обмана.
- Как часто по таким преступлениям следователи инициируют отстранение чиновников от занимаемых должностей? В каких случаях коррупционеров задерживают?
Как показывает следственная практика, преступления коррупционной направленности в большинстве случаев относятся к категории тяжких и особо тяжких. Кроме того, коррупционеры, являясь должностными лицами, как правило, имеют возможность влиять на свидетелей - подчиненных сотрудников, уничтожить доказательства - какие-либо документы, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При таких обстоятельствах для следствия остается одна действенная мера к пресечению деятельности коррупционеров - это их изоляция от общества. Например, такие меры, как избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, применялись к Бестужему и Лунину, а также ряду других чиновников, уличенных в коррупции.
Мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности применяется в редких случаях, поскольку зачастую должностные лица увольняются с работы еще до возбуждения уголовного дела.
- Как боретесь с проявлениями коррупции в собственных рядах?
Вопросам противодействия коррупции в собственных рядах мы уделяем самое пристальное внимание и не скрываем факты коррупционного проявления внутри ведомства. Во всех таких случаях наша позиция однозначная, жесткая, принципиальная и непримиримая. Вне зависимости от занимаемых должностей, рангов и заслуг следственные работники, уличенные в коррупции, несут установленную законом ответственность.
Например, в октябре к уголовной ответственности привлечен теперь уже бывший руководитель Нефтекумского межрайонного следственного отдела Ризванов за получение взятки в размере 2 миллионов рублей за «решение вопросов» в рамках расследования уголовного дела о взрыве на заводе ООО «РН-Ставропольнефтегаз». Сразу же после возбуждения в отношении него уголовного дела Ризванов был задержан и по ходатайству следствия судом ему избрана мера пресчения в виде заключения под стражу. Сейчас ему уже предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. По делу проводятся следственные и иные процессуальные действия, направленные на окончание предварительного расследования.
- Сегодня много говорится о профилактике коррупционных преступлений. Входит ли это в обязанности следователей?
Работа по профилактике преступлений является одной из обязанностей, возложенных на следователей в ходе расследования уголовных дел.
Следователь обязан выявлять и принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Основной формой профилактической работы в этом направлении является внесение в организацию или должностному лицу представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
Представления указанного характера внесены следователями следственного управления по 98% направленных в суд уголовных дел о коррупции.
Внесение представления не является свидетельством окончания профилактической деятельности следователя, так как сам факт внесения представления является лишь основанием для осуществления такой работы в соответствующей организации или должностным лицом. В соответствии с ведомственными документами следователи принимают участие в рассмотрении всех вносимых представлений по уголовным делам коррупционной направленности.
- Насколько велика роль межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции? В ком вы видите своих союзников?
Как я уже говорил, актуальность принятия совместными усилиями самых действенных мер в борьбе с коррупцией не вызывает сегодня ни малейшего сомнения. И это относится ко всем органам государственной власти, уполномоченных на осуществление работы по противодействию коррупции.
Наряду со сказанным не могу не отметить, что, на мой взгляд, главным залогом успеха в этой работе было и остается инициативное участие в деятельности по предупреж- дению коррупции и помощь каждого гражданина независимо от его положения и рода осуществляемой деятельности.
В самом распространенном виде коррупции - взяточничестве, всегда две стороны: взяткодатель и взяткополучатель. Логично, если не будет взяткодателя, то и не будет взяткополучателя. Но жизнь показывает, что для большинства наших граждан дача мелких взяток для решения бытовых вопросов остается нормой. Порой человеку кажется, что если он заплатит 500 рублей, то врач его чуть лучше полечит, а воспитатель в детском саду окажет дополнительное внимание ребенку. Но это в корне не верно. Граждане сами своими поступками провоцируют в чиновниках, учителях, врачах соблазн на получение взятки. К сожалению, редки факты обращений граждан в уполномоченные правоохранительные органы с заявлениями о вымогательстве взяток и иных злоупотреблениях должностными полномочиями со стороны государственных служащих. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что общество своими действиями не только не поддерживает борьбу правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, но и оказывает некоторое содействие в процветании данного порочного элемента.
- Как можно оперативно сообщить в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю о фактах коррупции?
Сегодня у каждого гражданина имеется возможность сообщить о любых фактах коррупции, даже не выходя из дома. Можно написать в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю через Интернет-приемную нашего сайта (http://stavropol.sledcom.ru), либо позвонить на «телефон доверия» по номеру 24-59-50. По всем поступившим обращениям будет проведена тщательная проверка и приняты меры реагирования в пределах своей компетенции. Давайте не будем останавливаться на достигнутых результатах и вместе продолжим борьбу с любыми коррупционными правонарушениями, кто бы их ни совершил.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет