Вы здесь

ПРИНЦИП ТРАМВАЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Наверное, нет в Ставрополе более безликого и неудобного для проживания места, чем Осетинка. Застроенная трех-четырех-этажными домиками с тесными квартирками, да к тому же еще и выходящими на главную улицу города, она давно уже выглядит анахронизмом на фоне окружающих современных новостроек. Не безопасная, некоторые дома уже на грани аварийности, поскольку построены без учета современных требований по сейсмоустойчивости. Однако в этом трудно упрекнуть наших отцов: строили в послевоенные 50-е годы так называемым хозяйственным способом, то есть на средства и силами промышленных предприятий и организаций для своих рабочих, и ни об архитектурных изысках, ни о большом комфорте, ни тем более о сейсмике особо не думали. Не до того было - лишь бы дать людям крышу над головой.
«Куда прешь»!
На современном генплане города Осетинка - 482 квартал, застроенный выразительными многоэтажными домами. Но таковых в натуре здесь пока всего несколько. Директор ЗАО «Объединение «СТАВРОПОЛЬСКОЕ» А. Соколов из тех, кто пытается превратить островок вчерашнего дня в современный микрорайон. Еще в 2006 году по улице Гагарина, 1а он возвел одиннадцатиэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Увидев, что можно жить достойно, жильцы соседнего дома, по Гагарина, 3, фактически упросили его скупить их квартиры и возвести вместо их треснувшего по фасаду и фактически аварийного дома новый. Соколов скупил, хотя и не сразу, в нем все до одной квартиры, став единоличным собственником многоквартирного дома. Причем жильцов из десяти квартир - большую часть, переселил в дом № 1а. Фактически он расселил аварийное здание.
И начал готовиться к строительству дома № 3. В 2009 году городские власти утвердили схему расположения земельного участка под строительство нового здания, в 2011 году «СТАВРОПОЛЬСКОЕ» получило межевой план на участок. Были проведены проектно-изыскательские работы, сформирована вся необходимая градостроительная документация. В 2013 году Соколов думал приступить к началу стройки. И уже начал вести переговоры с жильцами очередной соседней трехэтажки на предмет их переселения в новый дом.
Как вдруг все планы полетели в тартарары.
Двое жильцов дома по Гагарина, 1а и образованное в нем ТСЖ «Елена» обратились в Октябрьский суд с иском к администрации Ставрополя, комитету градостроительства, ООО «СтавЗемСтрой» о признании незаконными градоустанавливающих документов, недействительным межевого дела, незаконности закрепления земельного участка, сносе старого дома по Гагарина, 3. Новое здание, живописали истцы, и солнце нам закроет, и противопожарные проезды перекроет, и машин во дворе прибавит, тогда как уже имеющиеся ставить некуда. И вообще оно будет построено на нашей земле, что незаконно. Отменить стройку, снести дом, землю разровнять и засеять газонной травкой.
Похоже, тот самый принцип трамвая. Когда ты лезешь в него, то умоляешь, чтобы потеснились. Когда уже в нем едешь, то кричишь: «Куда прешь»! Так и жильцы: жили в аварийном - умоляли выкупить. Переселились в человеческие условия - сразу в суд, не пустить других в достойную жизнь и отвоевать себе за их счет еще большее место под солнцем.
Ты виноват, что хочется нам кушать
Доводы искового заявления простые, как пеньковая веревка с петлей, которую предлагают якобы для спасения от беззакония. Их общий тон и смысл - власть нарушила права жильцов дома № 1а. Земля, на которой собирается строить Соколов, то есть на месте дома № 3, их земля. Когда строился дом № 1а, для заявленной этажности не хватало земельного участка. Постановлением главы администрации города к имеющимся у застройщика в аренде 22,5 сотки было добавлено еще 17,4 сотки. Это как раз земля под домом № 3. В целом вышло 39,9 сотки, их оказалось достаточно для оформления строительства. Но в этом же постановлении записано, что застройщик обязан внести изменения в Госреестр, заключить договор аренды на весь земельный участок под домом № 1а, поскольку тогда земля была муниципальная. Не сделал этого, поэтому участки до сих пор в один не объединены. Однако постановление никто не отменял, и оно имеет юридическую силу. Так что наша теперь вся земля, то есть ТСЖ «Елена», вся площадь 39,9 сотки. По известному правовому принципу единства судьбы строения и расположенного под ним земельного участка. В том, что таким образом нарушаются права Соколова, виноват он сам. В уже указанном постановлении главы администрации есть еще один очень важный пункт: «Определить с собственниками недвижимого имущества по ул. Гагарина, 3 размеры и виды компенсаций за строения, сооружения и земельные участки, подпадающие под пятно застройки, произвести выплату компенсации и заключить гражданско-правовые сделки в соответствии с действующим законодательством». То есть это городская власть, а не Соколов, должна была выкупить квартиры с потрохами, заплатить за них из бюджета и снести старый дом. Чтобы земельный участок под первым домом соответствовал нормативным показателям. Соколов выкупал их на свой страх и риск, так что пусть крайних теперь не ищет.
Представитель администрации на процессе не признает исковых требований и указывает, что у истцов отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие их право на пользование, владение и распоряжение земельным участком. Нет ни договора аренды, ни регистрации в Росреестре. Налог на землю они не платят, что говорит об отсутствии у них права собственности. Межевание единого участка и постановка его на кадастр не проводились. Представитель комитета градостроительства также утверждает, что градостроительная документация на дом № 3 выдана законно, оснований отказать в ее выдаче не было.
Сам Соколов, приглашенный на процесс в качестве третьего лица, обращает внимание суда: а) на пропуск процессуальных сроков, поскольку с момента выдачи градостроительной документации на дом № 3 прошло четыре года, а срок давности у такого рода споров - три года. Ссылки истцов на восстановление процессуальных сроков по незнанию неискренни, поскольку тема строительства дома на месте аварийного обсуждалась еще в 2004 году и окончательно решилась в 2006 году на собрании ТСЖ «Елена», и тогда никто не возражал; б) постановление главы администрации о слиянии земельных участков «Объединение «СТАВРОПОЛЬСКОЕ» не могло исполнить, поскольку дом № 1а достраивала другая фирма. Она же и оформляла документацию по окончании строительства; в) постановление было заведомо неисполнимо, поскольку нарушало права на земельный участок жильцов, проживающих в то время в доме № 3. Попросту отбирало землю у них; г) требование о признании недействительным межевого плана участка под строительство дома № 3 незаконно, поскольку оно затрагивает права третьего лица, в данном случае мои, Соколова, не являющегося ответчиком по делу. В случае удовлетворения требования суд выйдет за рамки исковых требований, что незаконно; д) доводы про нарушение инсоляции и противопожарных правил - пустые. Проект многоэтажного жилого дома проходит государственную экспертизу, и проектировщики обязаны соблюсти все нормы и правила, предусмотренные при возведении такого рода объектов. Иначе эксперты проект зарубят. У проектировщиков месторасположение дома № 3 вопросов не вызвало.
Судья Октябрьского районного суда И. Якименко все это слушает и не слышит. Решение - исковые требования удовлетворить, за исключением сноса дома. Это было бы уже слишком.
Конфликт судейских интересов?
Соколов идет в краевой суд с апелляционной жалобой. Тщетно. Коллегия под председательством Н. Чернышевой особо не вникает, чуть ли не переписывает решение первой инстанции и оставляет его в силе.
Соколов дальше - в кассационную инстанцию. 14 октября этого года судья краевого суда Е. Шаталова просит Октябрьский суд выслать ей дело. Такой порядок, ведь не всегда доводы жалобы можно проверить по представленным заявителем документам. Лучше - когда все дело перед глазами. И вот тут случается то, что даже бывалые юристы не могут объяснить. Дело в краевой суд не отсылается. И.о. председателя Октябрьского суда С. Кочеткова пишет Шаталовой 20 октября, что поданы несколько частных жалоб как от истцов, так и от третьего лица. Как только они будут рассмотрены - так дело и пошлем.
13 ноября Соколов, потеряв терпение, относит председателю краевого суда Е. Кузину жалобу. Обращает внимание, что Кочеткова под надуманным предлогом не передает дело в кассационную инстанцию. Все частные жалобы давно рассмотрены. «Кроме того, - сообщает Соколов, - в жилом доме, в пользу ТСЖ которого было вынесено судебное решение первой инстанции, то есть по Гагарина, 1а, проживает сама и.о. председателя Октябрьского суда С. Кочеткова, а также судья краевого суда Е. Мараховская, и обе они являются членами ТСЖ «Елена», являющегося стороной по делу. При таких обстоятельствах я усматриваю в действиях судей Октябрьского суда прямой умысел в вынесении незаконных и антиконституционных решений. Этим же объясняется затяжка с направлением гражданского дела в краевой суд».
Конфликт судейских интересов? Похоже на то. Не совсем прямой и формально позволяющий суду рассматривать дело. Но это как раз тот случай, когда вполне могут сработать неформальные коллегиальные отношения по работе. Судьи и иск могут грамотно составить или там подправить и похлопотать о его судьбе. Не этим ли объясняется такое откровенное невнимание суда к доводам ответчиков и третьей стороны, к закону, наконец?
Сегодня уже декабрь на дворе. Дело в краевой суд так и не отослано.
Воздушный замок
Мы стоим перед трехэтажным домом - стопроцентной собственностью Соколова. Стены ободраны и виден штучный известняковый камень вперемешку с силикатным кирпичом. Крыша провалена, окон нет. По фасаду сверху вниз - огромная трещина на все три этажа. Собственность, за которую уплачено больше двадцати миллионов рублей, теперь ни на что не годна. И строить на этом месте ничего нельзя, поскольку вступившим в законную силу решением суда из-под дома выдернута земля.
Судом соблюден правовой принцип единства судьбы строения и земельного участка под домом № 1а. Но именно этот принцип проигнорирован тем же судом в отношении к соседнему дому № 3. Суд оставил его владельца собственником... дома без земли. Висящего в полном смысле слова в воздухе - воздушного замка.
Что только не сделаешь, чтобы не порадеть родному человечку в судейских стенах!
Если следовать логике судебного решения, у Соколова теперь остается право взыскать стоимость своего имущества опять же через суд с администрации Ставрополя. То есть с нас, горожан в пользу двух судей? Администрация же забрала под зданием землю и написала, что собственники должны оформить компенсацию. И шансы есть. Но что в сухом остатке? Соколов получит назад свои деньги, судьи будут жить просторнее за счет бюджета. В минусе - квадратных метров жилья в городе не прибавится, перспектива дальнейшего преображения Осетинки померкнет. И все только потому, что судьи являются членами ТСЖ?
Товарищества собственников жилья, как домкомы в постреволюционное время, делают у нас теперь погоду? А почему бы и нет, если в них состоят люди в мантии! Для них правовое государство, в их же понимании, мы построили......
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет