Вы здесь

НА КОМ НАЖИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Кавказские Минеральные Воды снова попали в топ-5 самых обсуждаемых новостей. На этот раз в культурный шок Ставрополье повергла история, произошедшая в одном из пятигорских трамваев. Как сообщалось, кондуктор, доведя ветерана до слез, высадила пенсионерку из трамвая за то, что у нее было просроченное ветеранское удостоверение.
После такого случая вопиющего неуважения женщину стали искать по всему городу и нашли. Опешивший от такого внимания ветеран рассказала, что подобный инцидент имел место быть, правда, до слез никто никого не доводил. Кондуктор возмущалась, ругалась, но тут как раз трамвай остановился, и пенсионерка без всяких слез вышла на нужной ей остановке. Впрочем, уже спустя несколько часов оказалось, что отыскать удалось совершенно не ту бабушку. На самом деле речь шла о другом ветеране. Пенсионерка, из-за которой и начался весь сыр-бор, сразу после того как кондуктор предъявила претензии, что ее ветеранский недействительный, обратилась в соцзащиту, сотрудник которой уверила бабушку, что с удостоверением все в порядке, а о случившемся рассказала СМИ.
Как выяснилось, и эту бабушку до слез не доводили. Точнее, грубость контролера факт неоспоримый, но ветеран немало ее видела за свою жизнь и расстраиваться по этому поводу особенно не стала. Однако на тот момент случай возымел уже такой общественный резонанс, что извинения, а вместе с тем и наилучшие пожелания бабушке приносили не только представители прессы, но и нагрубивший контролер и даже руководство трамвайного парка.
Однако суть не в том, что справедливость все-таки восторжествовала, хоть и таким странным для цивилизованного общества способом. А в том, что проблема общественного транспорта в наши дни все еще существует. И проблема эта гораздо шире, чем можно себе представить.
Во-первых, это, конечно, человеческий фактор. Можно сколько угодно говорить о необходимости проводить беседы и профподготовки сотрудников, но любая профессия, связанная с большим потоком людей, ведет к большим эмоциональным нагрузкам. В результате чего достаточно часто приходится слышать о грубости продавцов, контролеров, водителей маршруток.... Может ли это оправдать обсуждаемый выше случай? Скорее всего, нет. Особенно если учесть, что те же кондукторы в других ситуациях проявляют не так много рвения, как в случае с претензиями к пенсионеркам. Для сравнения приведу примеры из личного опыта поездок на трамваях. Итак, однажды мне пришлось наблюдать, как контролер пыталась взять деньги с явно нетрезвого мужчины, вольготно развалившегося на сидении. Денег он принципиально платить не хотел, а на требование кондуктора выйти из вагона сказал, что ему надо на работу и он туда поедет в любом случае. Закончилось все тем, что мужчина так и не вышел из трамвая, а кондуктор, побурчав себе под нос, отправилась собирать деньги с тех, кто был не против их заплатить. Несколько раз мне приходилось наблюдать ситуации, когда в переполненном трамвае кондуктор просто не успевала собирать оплату со всех вошедших, и люди спокойно выходили на нужной остановке, так и не оплатив проезд. Пару раз случалось и так, что в пустом вагоне кондуктор несколько раз проходила мимо, и если бы в очередной раз я не выбралась из глубокой задумчивости и не поняла, что до сих пор не оплатила проезд, никто так и не потребовал бы с меня оплаты.
Выходит, платит за проезд в пятигорских трамваях только тот, кто хочет? И требую только с того, кто согласен оплатить? И это не считая грубых нарушений правил, когда кондукторы и контролеры просто не хотят связываться с нищенствующими и позволяют не всегда опрятно одетым попрошайкам ходить по вагонам, выцыганивая милостыню. Здесь бы сила воли и принципиальность кондуктора были как раз кстати, но именно в такие моменты их почему-то нет. Попрошайка и мужик-алкоголик это же не бабушка-пенсионер и не женщина с ребенком, таких из вагона так просто не выпроводишь, поэтому, получается, лучше и не связываться. Где же справедливость, спросите вы? А возможно, у вас возникнет и более сложный вопрос - что с этим делать? И вот тут мы перейдем ко второму пункту.
Во-вторых, говоря об общественном транспорте как на Ставрополье, так и в России в целом, стоит отметить, что большинство недоразумений происходит не только от того, что устают водители или кондукторы, усталости которых способствуют в большинстве своем не белые и пушистые пассажиры, что тоже стоит признать. А от того, что общий уровень жизни и развитость коммуникаций у нас по-прежнему остаются на уровне начала XX века. И если раньше это было вполне нормальным и приемлемым, то с ходом времени все сильно изменилось. Людей стало больше, нагрузка увеличилась, ускорился темп жизни, что требует изменений и самой системы, в частности, общественного транспорта.
Для примера давайте обратимся к опыту функционирования общественного транспорта за рубежом. Главная особенность работы наземного транспорта во многих странах Европы заключается в том, что трамваи, автобусы и троллейбусы ездят строго по расписанию. В отличие от нашего «авось» и в лучшем случае размытого графика, указывающего на то что, к примеру, трамвай должен приезжать каждые 5-10 или 20 минут. Что, кстати, не является доказательством того, что именно так он и приедет. Потому что в России возможно всякое, либо авария на дороге, способная на целый час буквально парализовать город, либо именно этому, а не запасному трамваю будет необходимо отбуксировать другой, сломанный. И мало того, что вы не дождетесь транспорта по времени, так вас еще могут высадить на какой-либо остановке без всяких объяснений. Европейцы же в этом отношении более скрупулезны, и если в расписании, которое доступно на любой остановке (!), значится время 10.15, то именно в это время общественный транспорт отправится с вашей остановки. А если автобус отошел раньше, и вы на него опоздали, то это повод для того, чтобы отправить в контролирующую организацию просьбу разобраться. И поверьте, с этим разберутся, и порядок будет восстановлен. К тому же в ряде стран на остановках висят электронные табло, которые показывают время до прибытия трамвая определенного номера.
В автобус или трамвай в городах Европы пассажиры садятся, как правило, уже с билетом, приобрести который можно здесь же на остановке в специальном терминале. Причем купить можно как одноразовый билет, так и абонемент на 30 минут, час, полтора (это на тот случай, если вам нужно ехать с пересадками и воспользоваться приходится не одним транспортным средством), день или месяц. После покупки и перед использованием билет необходимо прокомпостировать, именно с момента компостирования и начинается отсчет времени его действительности. Непрокомпостированный проездной считается недействительным.
Если билета у вас нет, то в некоторых странах до сих пор предусмотрена его покупка у водителя - но только при посадке. Впрочем, попасть в салон без билета тоже можно, никто вам в карман проверять не полезет. Но спокойно ездить вы сможете только до тех пор, пока перед вами не появится контролер. И тогда останется только один вариант - достать документы и приготовиться оплатить штраф за безбилетный проезд. В различных странах суммы штрафов бывают разными, в Германии, например, он составляет 40 евро.
Впрочем, оплатить проезд можно не только в автоматах или у водителя. Так, в Чешском городе Пльзене оплатить проезд можно посредством СМС. После отправки СМС с кодовым словом на специальный номер у вас списываются деньги, взамен которых приходит подтверждающее сообщение с зарезервированного номера, и достаточно всего лишь показать контролеру эту СМС на экране своего телефона. Правда, за такую услугу придется выложить небольшую комиссию сотовому оператору.
Ко всему уже сказанному стоит добавить и тот факт, что общественный транспорт в европейских городах действует значительно дольше, а в некоторых городах предусмотрены даже ночные маршруты. А кое-где стоимость проезда зависит от расстояния. Проще говоря, от зоны передвижения, которую вы выбираете, покупая билет. Да и сам транспорт, работающий для граждан, находится куда в лучшем состоянии и предусмотрен не только для атлетически подготовленных людей, умеющих поднимать ноги до уровня талии, но и для инвалидов-колясочников.
Пожалуй, единственный минус заключается только в том, что стоимость проезда в таком транспорте в два, а то и три раза выше привычных для нас цен. Впрочем, с учетом постоянного роста платы за проезд в Ставропольском крае эта разница очень скоро перестанет представляться такой уж шокирующей. Тогда как уровень обслуживания по-прежнему оставляет желать лучшего.
На сегодняшний день по европейскому принципу в нашей стране работают только станции метро. А по официальным сообщениям в пилотном варианте подобная практика в ближайшее время может распространиться и на другие виды транспорта как в Москве, так и в Ставрополе. Однако ожидать больших перемен пока все-таки рано. Слишком много неразрешенных вопросов и неурегулированных моментов. К тому же европейский опыт создавался годами, и решить множество проблем одним росчерком пера, естественно, будет трудно.
К примеру, как объяснить пенсионерам, с подозрением относящимся ко всякого рода электронным деньгам, а иногда и вовсе не принимающим их за таковые, что билет можно купить, отправив какую-то там СМС. Или то, что на остановке стоит автомат, в котором можно купить билет, выбрав маршрут и количество поездок. Да и потом, как быть с теми же ветеранскими удостоверениями? Впрочем, в Чехии этот вопрос был решен на удивление нестандартным и даже странным для россиян способом, несмотря на все наши уверения в уважении к старшим. Для тех, у кого есть статус местного жителя, в Чехии предусмотрено право бесплатного проезда для любого человека старше 70 лет. Что, в свою очередь, не требует лишних бумажек, удостоверяющих тот факт, что вы прожили долгую жизнь, пережили блокаду или стояли под пулями. И что самое любопытное, несмотря на это, общественный транспорт продолжает быть прибыльным и комфортным. Тогда как российские транспортные предприятия при всей своей нацеленности на доход, не переставая жалуются на нехватку средств и невозможность произвести ремонт тех же самых трамваев.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет