Вы здесь

НА ЗЕМЛЕ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в дни Великого поста, в преддверии праздника Пасхи открылась уникальная выставка православного греческого фотохудожника Костаса Асимиса, с творчеством которого жители и гости Ставрополя впервые познакомились в летние дни 2014 года, когда в крае проходил V Славянский форум искусств «Золотой Витязь».
Отличительной особенностью выставки «На земле святой обители. Мой Афон - продолжение» является то, что здесь представлено 175 подлинных фотографий, которые ставропольцы еще не видели, и то, что эта фотовыставка имеет почти детективную (по крайней мере, таинственную) предысторию. Ее местным журналистам поведала на пресс-конференции директор изомузея Зоя Белая.
Начнем с того, что Костас Асимис - уроженец Ташкента, куда его родители, греческие политэмигранты, попали после гражданской войны в Греции (1946-1949 годы). В 70-х годах семья переехала в Югославию, где Костас окончил филологическое отделение Белградского университета, одновременно окончив специальные курсы подготовки фотографов. В 1982 году он переехал в греческий город Салоники, открыл там свою фотостудию, а в 1984 году впервые приехал на святую гору Афон и сразу проникся особой благодатью, царящей на этой земле. Тут надо отметить, что фотографией на Святой земле (Афон - название горы высотой в 2033 метра и одноименного полуострова в Македонии на севере Восточной Греции. В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы», но не является самостоятельным государством. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО) легендарного полуострова, где находятся двадцать православных монастырей, начали заниматься еще в 70-х годах XIX столетия. Причем первыми монахами-фотографами были обитатели русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Со временем фотолаборатория Афона пришла в упадок, а хрупкие стеклянные пластины с негативами подверглись разрушению. Все это и увидел Костас Асимис, когда приехал на Афон. И решил заняться спасением и реставрацией старинного архива в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. С тех пор фотохудожник собирает по крупицам и восстанавливает редкие артефакты афонской истории, в числе которых уникальные дагерротипы, чудом сохранившиеся в старой лаборатории.
Костас Асимис прекрасно говорит по-русски, а потому не только сохраняет для потомков архитектурные и природные сокровища Афона, показывая их на снимках, ведет фотохронику повседневной жизни монашеской общины, но и является замечательным экскурсоводом для русских паломников, приезжающих на Святую гору. А в 2005 году он сопровождал прибывшую на Афон российскую правительственную делегацию, возглавляемую президентом России Владимиром Путиным. Побывали здесь также Дмитрий Медведев, Евгений Примаков и другие высокопоставленные лица нашей страны. А с 2009 года фотопроект Асимиса «Мой Афон» путешествует по России под патронажем Русской Православной Церкви и поддержке Русского Афонского общества. В течение шести лет прошло более 25 выставок фотохудожника в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Курске, Брянске, Пскове, Новосибирске, Томске, а также на Украине - в Киеве, Полтаве, Луганске, Донецке. Нынешняя трагическая ситуация в Донецке отразилась и на судьбе Костаса Асимиса.
Дело в том, что когда президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев пригласил Асимиса поучаствовать со своей экспозицией в Пятом форуме в Ставрополе, то его выставка «Мой Афон» застряла как раз в Донецке, откуда должна была проследовать в краевой центр. Пытаясь вывезти свои работы, Костас даже попал в плен. Его задержали, приняв за фотокорреспондента одной из российских газет, сутки держали неизвестно где, но потом ему удалось доказать, что он не журналист, и его отпустили, предупредив, чтобы он немедленно покинул Украину. А выставка (более 300 работ) осталась в Донецке. Пришлось Костасу Асимису срочно ехать в Грецию, печатать фотографии на специальных холстах (постеры) и везти их на форум «Золотой Витязь» в Ставрополь. Выставка «Мой Афон», в которую вошло 140 постеров, прошла в Ставропольском музее изобразительных искусств с огромным успехом. Она была потом подарена автором изомузею и стала передвижной. Теперь она продолжает радовать жителей Ставропольского края, ведь далеко не каждый может увидеть своими глазами это чудо природы и веками намоленные православные храмы. Добавим, что более тысячи лет на территорию монашеской республики не ступала нога ни одной женщины, а фото- и видео-съемки сведены к минимуму. Асимис же единственный светский фотохудожник, кому разрешено фотографировать монастыри и природу Афона.
Однако история подлинного варианта фотовыставки «Мой Афон» на этом не закончилась. Буквально накануне Нового года, в момент некоторого затишья военных действий на юго-востоке Украины, автору удалось вывезти ее из Донецка. Учитывая тот фактор, что это был ставропольский вариант, экспозицию в 12 специальных чемоданах перевезли в Ставрополь. Два месяца фотоработы греческого фотохудожника хранились в изомузее, и наконец Зое Александровне удалось убедить Костаса Асимиса распаковать «донецкое сокровище» и показать его жителям и гостям краевого центра. С разрешения автора сотрудниками музея были отобраны работы, которые раньше не демонстрировались для показа ставропольцам, и теперь мы все можем совершить заочное путешествие в страну монахов - Афон, который всегда являлся символом духовного единения всего православного мира.
Надо сказать, что музеем была проведена огромная работа, так как произведения Асимиса не имеют названий. Пришлось не только их озаглавливать, но и создавать целые серии подлинных фотографий, оформленных на металлопластинах. Так, в небольшом зале на первом этаже музея представлен архитектурный и природный пейзаж. Здесь можно увидеть удивительные по красоте виды Святой горы - «Скалистые берега», «Прибрежные желтые камни», «Вход в морскую пещеру», «Кактусы на морском берегу», «Розовые тюльпаны», а также «Дорогу, ведущую в обитель», работу «Карея - столица Афона». Экспозиция в узком зале второго этажа музея начинается с величественных видов храмов и монастырей Афона. Православным со всего мира известны такие названия, как Свято-Пантелеимонов монастырь, Дионисиат, Филофей, Ксенофонт и другие. Серия «Русские паломники на Афоне» запечатлела и президента России, и обычных российских людей, приехавших на Святую гору, в место непрестанной молитвы к Богу. Необычны и чрезвычайно интересны серии «Монашеское послушание», «Монастырская жизнь», в которых раскрывается повседневная жизнь страны монахов Афона. Есть здесь работы из истории Афонского фотоархива, есть образы самих монахов с натруженными руками, есть православные святыни полуострова, иконы. В том числе и Пресвятой Богородицы, которая, по преданию, плыла вместе с Иоанном Богословом на корабле, который, попав в бурю, был прибит к берегу Афона в том месте, где сейчас находится Иверский монастырь. Дева Мария была так поражена красотой этого места, что попросила у Бога это место себе в удел. На что получила ответ: «Да будет место сие удел твой и сад твой и пристань спасения желающих спастись...». Потому-то и называют Афон «уделом» и «садом Богородицы».
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет