Вы здесь

ЧТО ТАКОЕ ДАУНШИФТИНГ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Я задал этот вопрос Андрею Иванову, владельцу магазина экскурсий в Таиланде. Он ответил: «Дауншифтинг - модный в последнее время образ жизни, противопоставляемый трудоголизму и корпоративной шизе». В общем, все по-разному трактуют это понятие, но очевидно одно - люди резко бросают привычную жизнь и уезжают в дальние страны. Чаще всего - поближе к пальмам, морю и теплу. И явление это даже не российское, а общемировое.
Дауншифтинг на самом деле технический термин. В английском языке (downshifting) он означает переключение автомобиля на более низкую передачу. В общественной жизни это сленговый термин - философия «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Ну, например, как предел мечтаний: миллион долларов, джип, квартира в центре города, шикарная дача - это ценности для большинства. Ради них люди вкалывают, расталкивая локтями других. Но есть и те, кто сознательно отказывается от гонки за золотым тельцом.
Самое простое определение термина «дауншифтинг» - сознательное движение вниз по карьерной лестнице. Про таких людей еще говорят - перегорел на работе. Подкатила к горлу тошнота только от одной мысли - а, собственно, ради чего все это? Бежишь, крутишься как белка в колесе, выжимаешь из себя все до последней капли пота сегодня, чтобы завтра заработанное отнести в магазин? Потом процесс повторяется - снова работа и вновь магазин? Бессмыслица какая-то! И вот в такие моменты у многих возникает резонный вопрос - а жить-то по-настоящему когда?
Первым в нашей стране эту философию подхватил Лев Толстой - писатель предпочел столичной суете деревенскую глушь. Из наших современников самым известным дауншифтером стал Герман Стерлигов - олигарх, один из первых советских миллионеров, а ныне хозяин глухого хутора без газа, электричества и асфальтированных дорог.
У Германа строгий запрет на пьянство, курение и телевизор. Все просто и по-деревенски. Теперь Герман трясется в двуколке, хотя раньше позволял себе все, что хотел - самолеты, яхты, пароходы.
В классическом понимании дауншифтинг - это всегда выбор между доходами, стрессами и душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью. Так что Стерлигов в этом смысле - классический пример.
Вышеупомянутый Андрей Иванов тоже дауншифтер. А началось все в Самаре, где он работал адвокатом. Его «пробило» весной 2006 года в тот момент, когда он купил новый автомобиль.
- Приехал на площадь Куйбышева, весна, вроде все хорошо, сижу в новой иномарке и вдруг понимаю, что меня как-то не «вставляет» ни эта машина, ни этот город. Вроде успешный адвокат, но как только подумал, что мне всю жизнь предстоит потратить на судебную систему, где превалирует обвинительный уклон, мне тут же стало плохо...
И Андрей уехал на Гоа. Кого он только тут не встретил!
- Очень много интересных персонажей. Например, на вечернем пати я свободно общался с одним из руководителей «Норникеля», в России меня бы к нему не подпустили даже на пушечный выстрел. А тут он сидел безо всякой охраны, все были равны, говорили про жизнь, свободно смеялись и шутили.
Много ли нужно денег, чтобы стать дауншифтером? Андрей приехал на Гоа с десятью тысячами долларов в кармане. Их ему хватило на год. Многие путешествуют, живут в свое удовольствие за счет сдачи квартиры. В среде дауншифтеров даже появилось определение стиля такой жизни - «делать ничего». Не «ничего не делать», а именно «делать ничего». То есть человек просто отмокает - не ходит в офис, не выслушивает от начальника ежедневные тирады о том, какой он тупой, ленивый и нерасторопный. Но так или иначе всегда возникает вопрос - сколько именно нужно времени для того, чтобы расслабиться окончательно?
Чтобы человека отпустило окончательно, ему нужно минимум шесть месяцев ничегонеделанья.
- Только после этого забывается старая жизнь и пропадает тревога - а как же там клиенты без меня? - говорит Андрей. - И ты понимаешь - дела у тебя уже образовались здесь!
Люди начинают творить, заниматься йогой, духовными практиками, то есть заниматься самосовершенствованием. Много читают, пишут стихи, прозу, сочиняют музыку. Некоторые покупают дома, квартиры, организуют свой бизнес. Так Андрей после многих лет скитаний по Юго-Восточной Азии осел в Таиланде. И сейчас вполне доволен: «Сидеть в офисе в трусах и потягивать пиво - это намного круче, чем иметь Феррари или сидеть на планерке как надутый индюк, обвешанный смартфонами!».
Проверил - насчет пива он действительно не шутил! Я был у него в тот момент, когда Андрей сидел с банкой этого ячменного напитка, выписывая экскурсию очередной клиентке из Москвы. «А где трусы? - живо поинтересовался я. Андрей привстал из-за стола и продемонстрировал мне свои шорты, заодно предложив пива.
Есть у него еще одна мечта - накопить денег и обосноваться на Коста-Рике. Эту страну, которая граничит с Никарагуа и Панамой, уже давно облюбовали американские пенсионеры. Они приезжают в этот райский уголок доживать свои дни. Но Андрей хочет успеть туда в активном возрасте - у него есть мысли открыть там новое дело.
Господи, - подумал я, - как же неисповедимы твои пути! Еще недавно человек был успешным адвокатом в Самаре, затем пропахал всю Юго-Восточную Азию и вот теперь его зачем-то несет в Центральную Америку...
Как происходит дальнейшая эволюция дауншифтеров? Андрей рассказал об одном случае. Он познакомился в Индии со своим земляком Василием. Тот тоже владел бизнесом в Самаре, потом уехал на Гоа. В данный момент бывший бизнесмен уже написал две книги и одну перевел с английского. А к творчеству его подтолкнула индийская тюрьма, куда он попал по неосторожности.
- Там нужно быть аккуратным с тем, что ты произносишь вслух, а Василий этим правилом пренебрег, - рассказывает Андрей. - И вот однажды на него донес офицер полиции, который набивался в друзья.
Слава богу, через три месяца разобрались, и теперь в тюрьме находится тот самый офицер. А Василия освободили, причем вернулся он на волю не с пустыми руками - успел за три месяца написать свою первую книгу. Так в заточении он смог сделать то, чего давно хотел на свободе, но все как-то не хватало времени...
Кроме Андрея за пять месяцев нашего вояжа по Юго-Восточной Азии я встретил массу других дауншифтеров из России. Это семейная чета - Евгений и Елена - тоже из Самары. Они взяли в аренду гостиницу на острове Пхукет. Это Автандил - московский бизнесмен, который снял у Евгения и Елены помещение под грузинский ресторан. Это Андрей, простой москвич, который сдал квартиру в Марьино и на эти деньги открыл в Хуа-Хине гестхауз.
Чтобы жить путешествуя обязательно ли становится дауншифтером? Конечно же, нет! Я встретил в Паттайе русских пенсионеров из Казахстана. Пожилые муж и жена сняли студию в одном из лучших жилых комплексов города, каждый день ходят на море, купаются в огромном бассейне, едят экзотические фрукты. Я набрался наглости и прямо спросил - за чей счет? Предполагал, какой-нибудь богатый сын или дочь, но все оказалось проще: у пенсионеров была своя пилорама, они сдали ее в аренду за 500 долларов в месяц и уехали поближе к морю. Плюс две пенсии, так что жить можно и жить можно хорошо!
Евгений Глуховцев.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет