Вы здесь

«НОЧЬ В ТЕАТРЕ»: ПЕРВАЯ, НО НЕ ПОСЛЕДНЯЯ

В конце марта в Ставрополе с большим успехом прошла «Ночь в театре». Акция, приуроченная к Международному дню театра, вызвала у публики настолько сильный интерес, что зрительный зал в этот вечер не сумел вместить всех желающих! Впрочем, в этом нет ничего удивительного - искренний, неподдельный, вкупе с любовью, интерес зрителей к театру у ставропольцев в крови.
Для того чтобы во всей красе увидеть театральную кухню, почувствовать душу и атмосферу искусства лицедейства, организаторы под акцию задействовали все холлы, фойе и залы театра. Ведь то, что обычно видит зритель на сцене, - это лишь вершина айсберга. Вне поля зрения остается огромный труд режиссеров, декораторов, осветителей и других участников процесса. Акция приоткрыла завесу этой тайны и позволила поклонникам Мельпомены лучше понять театр и полюбить его еще сильнее.
А началось все с показа спектакля по драме М. Лермонтова «Маскарад» - одной из самых громких премьер нынешнего сезона. Спектакль, в новом прочтении режиссера, народного артиста РФ Юрия Еремина, стал настоящей сенсацией. Необычная постановка и декорации, великолепное музыкальное оформление и, главное, потрясающая игра актеров.... Наверное, так рождаются спектакли-легенды.
Первый раз я посмотрела «Маскарад» в день премьеры, 15 октября. Тогда вся страна отмечала 200-летний юбилей Михаила Лермонтова. Было понятно, что постановка надолго пришла в репертуар ставропольской драмы, что не могло не радовать. Качественная классика всегда пользуется заслуженным уважением. Какого же было мое удивление, когда на утро в социальных сетях я прочитала возмущенные и где-то оскорбительные отзывы о спектакле. Причиной негодования пользователей Интернета послужил несколькосекундный эпизод, в котором князь Звездич (актер Александр Кошелевский) предстал перед зрителем обнаженный. Да, это был шок. Вы не представляете реакцию зала: у зрителей был такой взрыв эмоций, по рядам прокатилась такая волна, которую до дрожи можно было почувствовать на себе. К сожалению, уже не почувствуете. Александра одели. Сегодня он появляется в сцене в белье телесного цвета. Не знаю причин, по которым художественный совет театра принял такое решение. Надеюсь, что это была не команда «сверху» и мы не возвращаемся к тем временам, когда фильмы и спектакли ложились «на полку» на многие годы. Потерял ли от этого спектакль? Для того, кто не видел премьерный показ, - нет. Эту постановку невозможно испортить. Для тех, кто видел, думаю, что да. Тот обмен энергией, который произошел между зрительным залом и актерами, забыть сложно. Посмотрев сегодня «отредактированый» спектакль, в очередной раз убеждаешься, что нельзя вмешиваться в творческий процесс, тем более когда в этом особенно ничего не понимаешь. Что такое произошло? Почему молодой и красивый актер, по роли любитель и любимец женщин, который хоть и косвенно, но явился причиной разыгравшейся драмы, не может показаться зрителю обнаженным? Не зря ведь режиссер решил показать нам эту сцену именно так. Да и с исторической точки зрения все верно: не было тогда у мужчин нижнего белья, спали они именно так.
Наверное, блогеры о нравственности нашей заботились, но тогда и писали бы без орфографических ошибок. А то читаешь и не понимаешь, где возмущаться больше надо. Одним словом - жаль. Жаль, что теперь ставропольцы не увидят того «Маскарада», который задумывался изначально.
Но вернемся к «Ночи в театре». Сразу после спектакля зрителей ждали актеры и работники театра. В фойе на втором этаже начался мастер-класс по сценической речи, который провела заслуженная актриса РФ Светлана Колганова. Все желающие могли научиться упражнениям по дикции. Было забавно наблюдать, как участники сладко зевали, с удовольствием откусывали воображаемое яблоко, показывали друг другу язык и дразнились, как в детстве. Оказывается, эти упражнения тренируют одну из главных мышц, отвечающих за хорошую речь, наш язык. Кстати, было открытием, что скороговорки, которые, как известно, тоже тренируют наш речевой аппарат, для большей пользы необходимо сопровождать определенными движениями рук.
А в это время в малом репетиционном зале шел моно-спектакль по поэме Александра Твардовского «Василий Теркин». Образ простого русского солдата, мужественного, благородного, веселого, пользующегося истинной народной любовью, как всегда, талантливо воплотил заслуженный артист России Александр Ростов. Ему удалось ярко показать огромную жизненную силу народного характера, не покоренного никакими тяготами и испытаниями.
Этажом выше в хореографическом зале балетмейстер Татьяна Глигор вместе с молодыми актерами устроила для зрителей настоящий танцевальный марафон. Зрители с удовольствием танцевали сиртаки, полонез, ламбаду, занимались балетом, а потом исполнили танго.
«Жду вас каждый вторник и четверг на занятия, - пошутила на прощание Татьяна. - В эти дни у нас в театре актеры занимаются хореографией».
Еще один мастер-класс по мастерству актера, который зрители ждали больше всего, провела народная артистка РФ Наталья Зубкова.
- Внимание - это главное, с чего начинается актерское искусство, - начала занятие Наталья Павловна. - Для актера, чтобы сыграть роль так, чтобы зритель поверил, нужно самому поверить в происходящее.
И предоставила возможность поучиться. Для начала она предложила всем желающим простое упражнение - пришить пуговицу. С чувством, с толком, с расстановкой участники мастер-класса вдевали нитку в иголку, завязывали узелок, а потом начинали сам процесс шитья. Кто-то пришивал воображаемую пуговицу к сумке, кто-то к подолу юбки, а кто-то просто к воздуху. Получилось лучше всех... у... Натальи Павловны!
А потом новоявленные актеры поднимали ведра с водой, заходили в темную комнату, мокли под дождем - в общем, жили в предлагаемых обстоятельствах.
Вторая часть мастер-класса была посвящена сценическому движению. Мы все видим, как на сцене актеры падают, прыгают, дерутся, фехтуют, а потом с легкостью поднимаются и продолжают играть. Но это легкость - упорный труд. Не зря этой актерской дисциплине артисты учатся не один год.
Чтобы зритель наглядно увидел, как все происходит, студенты актерского отделения факультета искусств СКФУ, которые, кстати, давно и успешно играют в спектаклях текущего репертуара, показали отрывки из спектаклей «Дон Жуан - любовь моя» и «Эй, ты, здравствуй».
Среди зрителей активное участие в мастер-классах и по актерскому мастерству, и по сценической речи принимали два молодых человека. Они очень внимательно ловили каждое слово, повторяли все движения. Оказалось, что ребята - студенты Ставропольского строительного техникума. В их учебном заведении работает театральная студия, где Артем Волков и Дмитрия Долженко с удовольствием занимаются.
«Спасибо большое театру за предоставленную возможность, - наперебой говорили молодые люди. - Мы просто не могли упустить такую возможность позаниматься у профессионалов».
Но не только спектакли и мастер-классы были подготовлены для поклонников Мельпомены. Часть зрителей отправилась на экскурсию по театру. Постоять и походить по сцене, заглянуть в гримерку к любимому артисту, посмотреть костюмерные и бутафорские цеха - согласитесь, не каждый день есть возможность заглянуть в святая святых - Закулисье.
Работал в эту ночь и музей театра, где можно посмотреть экспозицию, посвященную М.Ю. Лермонтову и спектаклю «Маскарад», который в разные годы трижды ставил наш театр.
А завершилась «Ночь в театре» гала-концертом, в котором в основном прозвучали песни военных лет в исполнении актеров ставропольской драмы.
Песни «Рио Рита», «Пароход», «Он вчера не вернулся из боя», «В горнице моей светло», «Тучи в голубом», «Пора в путь-дорогу», «Фронтовой вальс», «Павшие друзья», «Сестра милосердия», «Ты же выжил, солдат», «Весна 45-года», «Свеча» исполнили Ирина Баранникова, Евгений Задорожный, Александр Ростов, Юлия Бескровная, Александр Кошелевский, Илья Калинин, Владислав Таранов, Елена Днепровская, Станислав Жандарев, Игорь Барташ, Оксана Винникова. А зрительный зал им с удовольствием подпевал.
Попурри из песен военных лет («Катюша», «Синий платочек», «Смуглянка и другие) исполнили Михаил Подзолко, Владимир Лепа, Мадина Шарипова, Елена Днепровская, Георгий Серебрянский.
Хочу отметить, что, послушав наших актеров, понимаешь, не зря говорят: талантливый человек талантлив во всем. Поют ставропольские актеры так же бесподобно, как и играют. Слушаешь Илью Калинина и веришь, что это он, зная, что ему жить осталось дня три, просит «посмотри на меня, сестра милосердия», а потом с отчаянием - «не смотри на меня». И так же веришь Александру Кошелевскому, у которого друг вчера не вернулся из боя, и бесконечно усталому, чуть охрипшему Александру Ростову, который готовится к последнему бою, трудному самому.
А как задорно сначала пел Владислав Таранов песенку пилотов, а потом до дрожи и мурашек - «...ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал, хоть друзей хоронил, и хоть насмерть стоял......»
«Вы знаете, я не ожидала, что наши актеры так бесподобно поют. Конечно, я слышала на сцене и не раз и Владислава Таранова, и Александра Ростова, но сегодня меня просто поразили моя любимая актриса Ирина Баранникова и Илья Калинин, - говорит ставропольчанка Марина Каськова. - Очень рада была еще раз посмотреть спектакль «Маскарад» - это один из лучших спектаклей в нашем театре за последнее время. Актеры сегодня играли просто потрясающе. Они настолько вжились в роли, что даже когда вышли на поклон, было видно, они все еще где-то там, в Москве начала 18 века. Из мастер-классов мне больше всего понравилось актерское мастерство. И если можно, хотелось бы высказать пожелание на будущее. В следующую «Ночь в театре» хотелось бы увидеть отрывки из спектаклей, которых уже нет в репертуаре. С удовольствием бы посмотрела «Дикарь», «Царская охота», «Шут Балакирев», «Дон Жуан».
Где-то около полуночи уставшие, довольные, полные впечатлений зрители расходились по домам. «Ночь в театре» закончилась. Браво.
«Это был наш первый эксперимент, первый опыт, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Мы не ожидали, что наши идеи, мастер-классы так понравятся зрителю. Мы увидели огромный интерес у зрителя к той Тайне, которая скрыта за кулисами театра. И хотя подготовка такого проекта требует много времени и занимает много сил, обещаю, что эта ночь была первая, но не последняя».
Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет