Вы здесь

КРОКОДИЛОВА СЛЕЗА НА ГЕКТАР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Владимир Владимирович!
Вы в начале прошлой недели призвали ускорить темпы финансовой поддержки сельхозпроизводителей края. Мол, хозяйства сейчас, в кризис, оказались в непростой экономической ситуации, и надо отдать им без проволочек средства несвязанной господдержки (это субсидии в расчете на гектар возделываемой пашни). Их на 2015 год выделено краю Федеральным центром аж 3,2 миллиарда рублей. 620 миллионов уже поступило. А получили реальные деньги только 18 процентов хозяйств.
Наверное, это так и есть. И вы абсолютно правильно стараетесь пинком распределителям средств организовать движение этих самых средств к их получателям. Но это тот самый случай, Владимир Владимирович, когда простой пинок не поможет. Бурелом бу-мажно-справочный надо с поверхности скольжения убрать. Его уже столько наворочали! Получение этих самых субсидий на гектар обставлено сегодня вашим же правительством такими условиями, что иной хозяйственник плюнет и даже подавать заявление не станет. Руководители сельхозпредприятий прямо говорят: вы одной рукой вроде предлагаете господдержку, другой - отталкиваете тех, кто ее хочет и вправе получить.
Вам может быть за большими делами недосуг вглядеться, поэтому рассказываю детально. Так сказать, от листа. Вот основной документ краевого правительства, регламентирующий тему нашего разговора: «Порядок предоставления за счет средств бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства». Бумага на первый взгляд безобидная, но при внимательном прочтении самая что ни на есть драконовская, хотя и разослана в районы за подписью добрейшего человека в вашем окружении - первого зампреда правительства Н. Великданя.
Не буду оценивать весь шестистраничный талмуд. Но суть и смысл его проглядывается в самом главном - в перечне документов, пакет которых соискателю субсидий надо предоставить в муниципалитет. Их там аж девять. И каждый документик не на одном листе.
Но даже и не в количестве справок суть. А в том, откуда они должны быть взяты и что за ними кроется.
Ладно, первые три: а) заявление на получение субсидии по форме министерства; б) расчет этих самых субсидий; и в) сведения о полученном урожае по статистической форме. Их заполнение целиком зависит от хозяйства и большой сложности для грамотных специалистов не составляет. И мы, то есть вы, правительство, должны априори исходить из того, что это честные цифры. Презумпцию невиновности никто не отменял.
Но вы (правительство) почему-то во всех видите чуть ли не потенциальных воров, спящих и видящих, как стибрить из бюджета, и всячески страхуетесь. Другими справками - от федеральных и прочих структур. Это я об остальных шести пунктах Порядка. За ними бумаги, которые хозяйству надо собрать от структур, которые и рядом не стояли во время получения урожая. «Мы пахали, - сказала муха, слетая с рога быка». Муха - это они, эти самые структуры.
Документ номер четыре: акт агрохимического обследования земель от специализированной организации, проводившей обследование. А если такого обследования не проводилось, или оно проводилось силами самого хозяйства, тогда что, субсидии не положены? Да и на кой ляд оно нужно? Будто от того, что пашня обследуется, она лучше станет. Хороший хозяин ее и без понуканий в случае нужды обследует, чтобы знать, чем и в какой пропорции удобрять, плохой, а еще хуже бедный - не сделает это. Хотя если бедный субсидии получит, то как раз и обследует, и удобрит на них же. Не кажется ли вам, Владимир Владимирович, что за пунктом четыре скрытая форма поддержки всех этих обследователей, а не селян? Теперь все колхозники бросятся к ним, независимо от того, нужно обследование или нет. Бросятся за актами, а не за реальной работой. Вот вам и коррупционная составляющая.
Под номером пять документ - сведения о численности персонала и заработной плате по форме Госстата. Нужен вроде для того, чтобы подтвер-дить рост среднемесячной зарплаты в течение двух предшествующих лет. А если нет роста, тогда что? Не давать субсидий? Ну а вдруг в хозяйстве и так достаточная зарплата, три года назад резко подняли. Более того, ее решили снизить по примеру Президента страны В. Путина, урезавшего, как мы все знаем, зарплату себе и всему своему аппаратному окружению на десять процентов. Кризис ведь на дворе, и человек, уважения к которому не занимать, показал пример в подтягивании живота. Тут, Владимир Владимирович, вы рискуете шагнуть не в ногу со своим тезкой. Что очень нежелательно для карьеры. Да и вообще, как вы, наверное, читали в умных книжках, зарплата - продукт непротивления двух договаривающихся сторон, работодателя и работника. Регулируется Трудовым кодексом. Чего в эту сферу лезть краевым чиновникам? И уж чего я никак в толк не возьму, так это исключение из этого правила фермерских хозяйств. Им по Порядку, оказывается, можно зарплату не повышать и даже резать, не боясь потерять субсидии. Они что, из другого теста сделаны? А как же декларированное в Конституции РФ равенство всех форм собственности? Замечу, что сегодня у нас некоторые фермерские хозяйства обрабатывают по десять, а то и по двадцать тысяч гектаров. То есть это крупные хозяйства с сотнями наемных рабочих. Не всякое СХП по этой части может с ними потягаться. И мы им льготу?
Документ шестой заслуживает особого, надо сказать, агрономически приправленного, разговора. Соискатель субсидии должен представить справку от МЧС об отсутствии на его полях фактов сжигания стерни, пожнивных остатков, а также нарушений норм и правил пожарной безопасности. Я уже не говорю о том, что эмчеэсники, сидящие на этих справках, станут уважаемыми людьми. И тонкий слой хлеба с толстым слоем черной икры начнут кушать. Еще одна коррупционная составляющая. Я о том, что вам скажет любой агроном: на сегодняшнем уровне развития технологий защиты растений без пала стерни обойтись невозможно! И никого из природоохранников не слушайте. Они такую лапшу на уши навешают, что мама не горюй. Наши прадеды жгли стерню, деды, отцы жгли, и нам никуда от этого не деться. Фузариоз, пилильщик и некоторые другие вредители зерновых не уничтожаются ничем, кроме как огнем. У нас и так уже свыше половины получаемого урожая заражено фузариозом. Вы хотите, Владимир Владимирович, чтобы были все сто процентов? Кто же тогда эту пшеничку кушать станет? Другой вопрос, что перед сжиганием следует поля опахивать, пожаркев момент горения дежурить на них и т.д. Чтобы лесополосы не горели. Умеющий считать хозяйственник, прикинув, сколько он потеряет урожая от вредителей и сколько приобретет субсидий, скорее от них откажется в пользу пала.
Седьмой документ, который требует Порядок, это выписка из Госреестра, подтверждающая права на обрабатываемую землю. Получить ее, вообще-то, нетрудно. Но на кой, извините, ляд она в век сплошной компьютеризации нужна? Неужели, Владимир Владимирович, в вашем минсельхозе нет карты земельных владений, где все расписано? Ну а если нет, заставьте ее иметь. Да сейчас с помощью ГЛОНАСС любой может разобраться, где чья земля. Зачем еще и справками подтверждать?
Восьмая справка - из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам. А если эта задолженность есть, два рубля, например, что часто с нашим несовершенным учетом выходит, то субсидии не давать? Вообще-то они, как я уже замечал выше и не поленюсь повторить, предназначены для финансовой поддержки хозяйств и особенно нужны как раз слабым, у которых, вероятнее всего, и имеется эта самая задолженность. А может, с их помощью как раз и рассчитаются с налогами? Введя эту норму, вы, Владимир Владимирович, как раз вместо помощи отрезаете нуждающиеся хозяйства от этой самой помощи. Да заодно и нарушаете Налоговый кодекс. Так как эта мера не входит в перечень мер, с помощью которых взыскиваются налоговые недоимки.
И, наконец, бумага номер девять - справка органа Госстатистики о средней урожайности зерновых по району. А хозяйство здесь при чем? Пусть районные власти ее и прикладывают, поскольку через них же формируется документация на выдачу средств.
Да, правительство может оправдаться, что Порядок содержит положение, по которому если сам претендент на субсидии не предоставляет справки из федеральных или иных ведомств, то их запрашивает муниципалитет. Но надеяться на это - затянуть дело на месяцы. Поэтому получатели сами обивают пороги.
Подведем неутешительные итоги, Владимир Владимирович.
Субсидии формально вроде выделяются на пахотный гектар. А реально, как мы с вами увидели, на бумажки-фантики, которыми этот гектар обвязывается и пеленается со всех сторон так, что самого гектара уже и не видно. И творцы этих фантиков не где-то в Первопрестольной, а в нашем родном краевом правительстве.
Поэтому когда понимающие люди видят слезы ваши или членов вашего правительства по поводу задержек с получением субсидий, то они их расценивают, как слезы крокодиловы. Со всеми вытекающими в отношении к власти неуважительными последствиями.
Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет