Вы здесь

ЖКХ: СНОВА ПЕРЕМЕНЫ

Ситуация в отечественном жилищно-коммунальном хозяйстве остается одной из самых обсуждаемых. С одной стороны, в отрасли уже не первый год идут преобразования. А с другой, очевидно, что желаемых результатов реформы пока не дали: население продолжает жаловаться на текущие крыши, изношенные инженерные системы и обшарпанные подъезды своих домов, а также на то, что управляющие компании ничего не хотят с этим делать. По-прежнему нет ясности и с цифрами в платежках, и это тоже вызывает общественный резонанс. В общем, проблем, как говорится, воз и маленькая тележка. Поэтому правительством Ставропольского края этим вопросам уделяется пристальное внимание. О том, в каких направлениях ведется работа по улучшению ситуации в ЖКХ края, рассказала в интервью корреспонденту «Ведомостей» министр ЖКХ Ставрополья Ольга Силюкова.
- Ольга Александровна, насколько нам известно, план первоочередных задач в сфере ЖКХ в регионе уже сформирован и даже начал реализовываться. На каких направлениях министерство сосредоточит внимание?

- Действительно, комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2017 годы, или так называемая «дорожная карта», утверждена губернатором. Основными направлениями «карты» станут обеспечение информационной открытости ЖКХ, полноценное функционирование региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, продолжение работы по модернизации коммунальных объектов и создание региональной системы по обращению с отходами.
Если говорить о первом направлении - обеспечении информационной открытости ЖКХ, то ставка нами сделана на построение максимально понятных и прозрачных отношений между собственниками и управляющими компаниями. Способствовать этому, в частности, должно и создание в крае сети просветительских центров по вопросам ЖКХ. 38 таких центров уже начали работать при районных и городских администрациях в рамках проекта «Школа грамотного потребителя». Цель проекта - повышение коммунальной грамотности населения и создание общественного диалога между потребителями коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, органами власти. И еще один важный момент - развитие общественного контроля в сфере ЖКХ.
В чем суть проекта? Второй и четвертый четверг каждого месяца в администрациях городов и районов проходят занятия по различным вопросам сферы ЖКХ. Скажем, как правильно провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Права и обязанности председателя совета дома. Новая система капитального ремонта. И т.д.
Основа лекционного материала разработана Минстроем России. Для лучшего восприятия информации слушателями мы сопроводили эти лекции презентационным материалом.
Помимо знакомства с той или иной темой люди, которые пришли на занятия, могут задать лекторам интересующие их вопросы, обсудить насущные проблемы, которые их волнуют.
26 марта я участвовала на одном из таких занятий в Железноводске. Среди прочего, собственниками был задан вопрос о причинах увеличения стоимости вывоза мусора. Дело в том, что ранее мусоровывозящие компании города датировались из муниципального бюджета, однако с этого года ситуация изменилась, в итоге услуга для населения подорожала. Люди не в курсе. Поэтому, прежде чем принять какое-либо решение, мы рекомендуем городским и районным администрациям объяснять населению, чем был вызван тот или иной шаг.
И еще, наблюдая за тем, что происходило в зале, мы обратили внимание, что присутствующие делятся на тех, кто уже научился управлять своим домом, и тех, для кого эта проблема пока еще остается актуальной. Кстати, передовики охотно делились своим опытом. Так, один из старших домов рассказал о том, как в его доме удалось сократить расходы по ОДН на электроэнергию. За небольшую плату жители привлекли специализированную организацию, которая с помощью специального оборудования выявила несанкционированные подключения в конкретных квартирах. Информация эта оказалась востребована слушателями. То есть «Школа грамотного потребителя» - еще одно подтверждение того, что навести порядок в доме возможно. Главное, чтобы жители дома вели себя не как сторонние наблюдатели, а проявляли хозяйский подход. Мы надеемся, что такой позитивный настрой той части населения, которая уже научилась управлять МКД, позволит «заразить» остальных жителей желанием стать настоящими хозяевами своего имущества.
Вместе с этим идет работа по поддержке общественного контроля коммунальной сферы. Участниками этого процесса могут стать советы МКД, активные собственники, председатели ТСЖ, ассоциации ТСЖ и УК и т.д. К сожалению, помочь им материально мы не можем - вы знаете, сегодня в бюджете нет свободных денег. Но зато можем предоставить помещения, компьютер и телефон. Именно так мы поддержали городской центр «ЖКХ Контроль», в состав которого вошли наиболее успешные председатели советов МКД города, готовые делиться своим опытом.
Мы рекомендуем и местным властям найти возможность хотя бы таким образом поддержать общественников в сфере ЖКХ.
А еще в этот процесс нужно вовлекать молодежь. И учить студентов и старшеклассников тому, что такое ЖКХ и как стать эффективным собственником МКД.
Большая работа нам предстоит по развитию государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). Федеральный закон о ее создании был принят летом прошлого года.
ГИС ЖКХ, которая начнет полноценно функционировать по всей России в 2016 году, обеспечит доступ граждан к достоверной информации об услугах, тарифах и начислениях за жилищно-коммунальные услуги. В систему будут внесены сведения не только по многоквартирным домам, но и по частным.
На специальном интернет-портале потребители смогут проверять корректность счетов, следить за деятельностью своей управляющей компании, направлять жалобы и так далее. Больше того, с 1 января 2017 года мы должны обеспечить возможность собственникам распечатывать платежные документы прямо с портала.
Кстати, Ставропольский край вошел в число регионов, которые будут первыми опробовать действие этой системы. Соответствующее соглашение подписано с Минстроем РФ, Минкомсвязи и Почтой России. Уверена, чем прозрачнее будет эта система, тем меньше у жителей будет вопросов по ЖКХ.

- Повлияет ли на ситуацию в отрасли лицензирование деятельности управляющих компаний? И не возникнут ли проблемы у собственников, если какие-то компании «отсеются»?

- Лицензирование - это, конечно, инструмент, который должен способствовать наведению порядка на рынке управления многоквартирными домами и препятствовать появлению на нем недобросовестных компаний. Но все же то, что с 1 мая управляющие организации будут работать с лицензиями, совсем не означает, что они сразу же станут подходить к своим обязанностям добросовестно. А потому мы сейчас работаем над рядом документов, которые призваны облечь деятельность управляющего бизнеса в некие нормированные рамки.
В планах министерства - внедрение так называемого «жилищного калькулятора», который поможет собственникам понять, сколько средств должно тратиться на содержание и обслуживание их дома. Мы уже нашли специальную программу и собираемся ее приобрести. После чего выполним калькуляцию для типовых домов. Этот «калькулятор» появится на сайте министерства www.mingkhsk.ru.
А в начале марта была разработана форма отчета, который должны ежегодно предоставить управляющие компании собственникам по результатам работы за год. Она также размещена на нашем сайте.
Лишь когда управляющие компании начнут работать по правилам, можно будет говорить, что ситуация начинает нормализоваться.
И еще один момент. Да, у жилищного надзора появятся полномочия проверять, как работает управляющий бизнес, и лишать лицензий компании, которые не придерживаются правил. Это, конечно, хорошо. Но нужно принимать во внимание и то, что рынок управляющих компаний на Ставрополье развит неравномерно. Если в Ставрополе и на КавМинВодах этот рынок конкурентный, то в большинстве районов управляющих компаний просто не существует.
Это тем более актуально, что с 1 апреля, согласно изменениям, внесенным в законодательство, дома, в которых больше 16 квартир, не могут использовать непосредственный способ управления. В них должны быть образованы товарищества собственников жилья либо же собственникам следует воспользоваться услугами управляющих организаций. Так что там, где таких компаний нет, решать этот вопрос придется муниципальным образованиям. В общем, проблем еще много.
Ну а что касается собственников тех домов, чьи УК не смогли пройти лицензирование, то они должны выйти на общие собрания и принять решение, что им делать дальше - нанять управляющую компанию либо преобразоваться в ТСЖ. Если решение не будет принято в установленный срок, то органы местного самоуправления должны объявить конкурс и по его результатам назначить управляющую компанию.

- Удалось ли запустить в крае систему капитального ремонта многоквартирных домов? Как идет сбор средств и сколько домов удастся отремонтировать в этом году?
- Да, региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов в крае стартовала. С 1 января у собственников наступила обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт. Платежки за январь были выставлены региональным оператором в феврале, а по некоторым домам - в марте, потому что не удалось своевременно определиться с платежными агентами. Остались вопросы и по домам, которые выбрали специальный счет для накопления средств, но оказались не готовы к тому, что придется самостоятельно организовывать систему сборов и взносов. Это все рабочие моменты. Система отлаживается, недочеты устраняются.
Если говорить об уровне сбора денежных средств, то положительная динамика налицо. Если в первый месяц региональным оператором было собрано 20,8 процентов от начисленного (16,8 млн. рублей). Во второй месяц уровень сбора составил 45 процентов от начисленного. Сегодня идет третий месяц с начала кампании. Среднекраевой уровень сборов по данным на 21 апреля составил 95 млн. рублей или 50,2 процента от начисленного. В отдельных территориях уровень сборов превышает 100 процентов. То есть собственники погашают задолженность за предыдущие месяцы.
Высокий показатель отмечен в тех городах и районах края, где работают расчетные центры. К примеру, в Кисловодске заплатили более 80 процентов от выставленной суммы, в Ставрополе - около 70 процентов. Неплохие результаты в Георгиевске, Буденновском и Труновском районах. Низкие показатели в Пятигорске, Невинномысске, Железноводске, Лермонтове, Ессентуках, в этих городах мы будем вести разъяснительную работу с населением.
А с должниками будет вестись и претензионная работа. В соответствии с действующим законодательством неплательщикам взносов за капитальный ремонт будет начисляться пеня. Сразу хочу оговориться, тем, кто получил платежки с задержкой, не стоит бояться того, что сразу оплачивать сумму за несколько месяцев. Конечно, пени начнут применяться только тогда, когда система выставления платежек будет четко отлажена.
Теперь к работам по капремонту. 30-летняя региональная программа реализуется посредством разворачивания трехлетних планов. В конце 2014 года был утвержден первый такой план на 2014-2016 годы, в который вошли 627 домов. В текущем году запланирован ремонт 239 МКД. Все эти дома накапливают средства на счетах регионального оператора. То есть региональный оператор обязан выполнить капремонт в этих домах в установленном объеме в обозначенный срок.
Кроме того, чтобы дать региональной программе капремонта более мощный старт, федерацией предусмотрены меры господдержки. А именно: дома-участники первого трехлетнего плана получили право досрочно провести капитальный ремонт с привлечением средств господдержки. В программу, условно названную «15/85», вошли 83 дома в 13 муниципальных образованиях края. Собственники в этих домах согласились авансом внести 15 процентов от стоимости ремонта. Остальные 85 процентов добавило государство.
Суммарно на ремонт этих домов направляется 239 миллионов рублей. (116,5 миллиона выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ. Еще 53,7 миллиона в порядке софинансирования добавил краевой бюджет. 33,1 миллиона рублей внесены органами местного самоуправления. Доля собственников - 35,8 миллиона рублей.)
В этих 83 домах будет отремонтировано 70 кровель, в 30 домах - фасад, в 39 МКД заменят инженерные сети, в 1 доме появятся 2 новых лифта. Условия проживания улучшат в общей сложности около 6 тысяч человек.
Уже проводится ремонт в 34 домах, которые формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах. По 46 многоквартирным домам, выбравшим счет регионального оператора, работы начнутся ориентировочно в конце мая. Фонд капремонта готовит соответствующую конкурсную документацию.
Кроме того, региональная программа капремонта стала толчком для ряда других домов. Не дожидаясь сроков, установленных программой, люди собирают средства, проводят ремонты, собирают документы, чтобы получить так называемые «платежные каникулы» - то есть временное освобождение от уплаты взносов на капремонт.
В Ставрополе, я знаю, именно так поступили, например, ТСЖ «Феникс» (ул. 50 лет ВЛКСМ, 13а, председатель - Седых Алла Владимировна), дом по ул. Некрасова, 84 (председатель - Гнездилова Валентина Николаевна) и другие.

- Не секрет, что, помимо изношенности жилого фонда, в системе ЖКХ края немало и других проблем. Многие объекты коммунальной инфраструктуры отработали все положенные сроки, ветшают инженерные сети. Какие вопросы требуют первоочередного внимания и как они будут решаться?

- Ситуация такова, что, денег на модернизацию ЖКХ в бюджете нет. И для реализации проектов модернизации нужно привлекать средства частных инвесторов. Об этом, в частности, шла речь на недавнем всероссийском совещании о практической реализации законодательства РФ о концессионных соглашениях в ЖКХ. И работу по привлечению инвесторов нужно выстроить. Сразу скажу, что желающие вкладывать средства в эту сферу есть. Уже проведен ряд встреч с потенциальными партнерами.
Обсуждаются условия сотрудничества. В любом случае договор будет заключаться на конкурсной основе, и выбор будет сделан в пользу тех инвесторов, которые предложат лучшие условия для нашего края.
Инвестиционные программы модернизации сетей разработаны и организациями коммунального комплекса края. Так, такая программа впервые утверждена ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Документ предполагает проведение модернизации объектов и строительство новых сетей за счет средств, собранных за подключение вновь строящихся объектов к сетям водоснабжения. Стоимость этой услуги утверждена региональной тарифной комиссией. Кроме того, за счет амортизационных отчислений будет вестись капитальный ремонт сетей. Первоначально предполагалось, что таким образом удастся привлечь 660 миллионов рублей. Однако, возможно, придется делать поправку на изменившиеся экономические условия. Сейчас уточняется, будут ли застройщики в ближайшей перспективе начинать работы на своих объектах.
Вообще, я вижу одной из своих основных задач - привлечение инвестиций в ЖКХ, чтобы начать его модернизацию. Потому что без этой работы, объекты коммуналки будут ветшать, а количество аварий - нарастать, чего допустить никак нельзя.
Объектов, финансирование которых запланировано из бюджета РФ, немного. В частности, на этот год запланировано строительство подводящих сетей к хуторам Нагорный и Базовый Грачевского района. Этот вопрос находится на контроле у президента РФ. Задача должна быть выполнена до 1 октября. В настоящий момент проводятся конкурсные процедуры. Что касается строительства разводящих сетей в этих населенных пунктах, то оно будет выполнено в следующем году за счет программы развития села, которые реализует Минсельхоз России.

- Ольга Александровна, министерству ЖКХ передан вопрос по организации, переработке и утилизации мусора. Как сегодня обстоит ситуация в этой сфере и какие изменения планируются?
- Вопрос этот также не самый простой. На сегодняшний день в регионе действует краевая программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2012 -2016 годы». Она предусматривает строительство на Ставрополье 16 межмуниципальных зональных центров по обращению с отходами. Финансирование программы осуществляется за счет внебюджетных средств. Общий объем его предусмотрен в размере 4,1 миллиарда рублей. Однако в реальности с начала реализации программы в ее мероприятия вложено 1,6 миллиарда рублей. Благодаря этому введены в эксплуатацию два межмуниципальных зональных центра размещения отходов, ведется проектирование еще пяти. По пяти объектам определены границы участков, а еще по ряду объектов нет ясности с инвесторами. И по поводу включения в государственный реестр объектов размещения отходов вопросов масса.
В то же время из-за последних изменений в законодательстве краевая программа требует доработки. Так, с 1 января 2016 года полномочиями организации и деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов наделяются субъекты РФ. Вводятся новые понятия - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональной программы в области обращения с отходами, территориальной схемы их размещения.
Да и с учетом применения новых технологий в сборе, переработке и утилизации отходов, появившихся за последние три года, наиболее приемлемыми с точки зрения экономической и технологической эффективности, а значит и тарифо- образования, являются более крупные мусороперерабатывающие комплексы мощностью 150-250 тысяч тонн отходов в год. То есть сегодня нужно говорить о необходимости сокращения количества предполагаемых к строительству межмуниципальных зональных центров, а также о том, что на территории края должны появиться 30-40 площадок мусороперегрузки.
В общем, работы очень много, и к этому вопросу мы еще вернемся не раз. Уверена, что в итоге в сфере ЖКХ ситуация изменится в лучшую сторону, по крайней мере, постараюсь сделать для этого все, что от меня зависит.
Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет