Вы здесь

ЧИТАЮ НА ЗАБОРЕ, ЧИТАЮ ВОЗЛЕ СКВЕРА...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Проблема надписей на стенах и заборах, пожалуй, одна из самых неоднозначных тем в современной России. С одной стороны, ее нельзя назвать наболевшей, с другой - не проходит и дня, чтобы в городе не появилось хотя бы одной новой загогулины нечитаемого (в лучшем случае) содержания. И хотя правовая база по этому вопросу прописана более чем досконально и предусматривает вполне объективное наказание - система привлечения к ответственности остается, мягко говоря, непонятной. А тем временем горе-художники, чувствуя свою безнаказанность, начинают оставлять росчерки не только на заброшенных зданиях или строительных заборах, но посягают и на святая святых.
Начну с того, что совсем недавно мне на глаза попалось сразу два примера того, как можно применять свои способности, занимаясь, казалось бы, одним и тем же стритартом. В Интернете я увидела фотографию, на которой изображены молодые люди разрисовавшие здание старой котельной патриотическими картинами. На одной стене - идущие в бой солдаты, на другой - ждущие их дома матери. И нужно сказать, что такая масштабная красочная и качественно выполненная картина, мало кого сможет оставить равнодушным. А вот другой пример относится уже к ставропольской действительности, и хотя глядя на творение наших «мастеров», на глаза тоже наворачиваются слезы, причина такой «растроганности» кроется совсем в противоположных эмоциях.
Ни для кого не секрет, что в рамках подготовки к празднованию 70-летия со Дня Победы, на городских остановках разместили патриотические плакаты. Но уже на следующий день, девочке, дарящей цветы ветерану, досужие «малеватели» пририсовали усы. На другом плакате фотографию ветерана исписали невнятным текстом, явно не имеющим никакого отношения к Победе. А на третьем появилось объявление: «Копка огородов». Впрочем, это далеко не единственный пример вопиющей наглости хулиганов.
От бумажных объявлений к рукописным
Что касается краевого центра, то здесь несомненными победителями являются надписи делового характера. Это все та же копка огородов или вывоз мусора, которые можно встретить практически повсеместно. Еще одним бизнес-предложением, разукрасившим многие ставропольские дома стал пиар курсов обучающих людей раскрепощенности - «не плати за секс» с адресом сайта. И по факту такие предложения нарушают целый ряд законов, однако городские власти закрашивать такие объявления не торопятся. И судя по тому, что надписи продолжают заполонять город, никаких мер со стороны профильных структур не предпринимается.
Другое дело курортные города. Здесь вскопать огород никто не предлагает. Зато в достатке можно найти рукописные объявления о продаже наркотиков. В двух подземных переходах по улице Калинина, на стене дома по улице Университетской (в самом центре города, рядом с Нижним рынком) уже больше месяца красуется информация с названием предлагаемых наркотических веществ с номером телефона, и, надо полагать, никому до этого нет дела.
Правда в УФСКН по Ставропольскому краю заверили, что такие надписи уже скорее исключение, чем правило. Сегодня настоящие наркоторговцы предпочитают работать в Интернете. Но любая надпись в ведомстве прорабатывается. Только вот отслеживать их появление и закрашивать должен не наркоконтроль, а городская администрация.
Впрочем, бизнесмены-хулиганы это еще не вся беда курортного региона. И если автора коммерческого послания еще можно найти и призвать к ответственности, было бы желание, то письмена оставленные представителями субкультур, а иногда и просто безответственными гражданами - это уже реальная проблема.
И имя тебе - Конь
К примеру, в кисловодском парке практически невозможно найти скальный выступ, камень или ступеньку на которой не было бы начертано глубокомысленное послание потомкам: «Новороссийск 2009» или «Воронеж 2007». И это не считая многочисленных имен и прозвищ. Понимают ли эти люди, что их желание оставить след в истории портит окружающую природу, сказать сложно. Но, так или иначе, работники ножа или гвоздя, год от года продолжают стачивать горные породы, уродуя красивейшие панорамы собственными инициалами.
Хотя, нужно признать, что запечатлеть свое имя в веках стараются не только туристы, но и местная молодежь, разрисовывая рекламные плакаты, строительные заборы и даже фасады зданий построенных в начале прошлого века.
Например, кроме типичных для Пятигорска признаний в любви, на всех особо востребованных у туристов аллеях можно найти надпись «Конь». Она красуется на рекламных плакатах, на бордюрах из машукского камня и на старинных каптажах. Для простых обывателей, конь это всего лишь животное, обозначение названия которого на архитектурных постройках не говорит ни о чем. Но для «посвященных» она может рассказать многое. На сленге это называется «бомба», или проще говоря, авторская подпись, которая говорит, что эта территория помечена таким-то граффитистом. В Ставрополе, один из наиболее известных «художников» повсюду оставляет подписи «Озноб», причем в отличие от пятигорского собрата по баллончику, Озноб расписывается ни где попало, а на самых трудно доступных местах. В частности на фронтонах многоэтажек, доступ к которым можно получить только срезав замок на двери.
Животные метят территорию, чтобы показать другим границы своих владений. Художники подписывают собственные картины. О том, что толкает молодых людей на такие подвиги, рассуждать можно долго, но логичного объяснения найти все равно не получится. Ведь по-хорошему, граффитист подписывает не свое творение. Он не тратил времени и сил даже на то, чтобы разработать рекламный плакат, не говоря уже о том, чтобы построить здание. И заявляет он о себе не как о великом созидателе, а как о великом разрушителе.
Но самое интересное заключается в том, что по закону за такие правонарушения предусмотрено вполне солидное наказание, правда, поймать таких преступников практически не представляется возможным.
Уголовный кодекс бессилен
По закону все эти действия называются простым и емким словом - вандализм. А согласно УК РФ, категорически запрещены всевозможные росписи остановок общественного транспорта, ларьков, оград, мостов, дорожных знаков, уличных фонарей, домов и лифтов, а так же улиц, площадей, парковых зон и прочего, прочего. То есть, согласно закону, даже нарисованный детский «классик» на тротуаре, по сути, является вандализмом, потому как писать и рисовать можно только в собственной тетради или квартире, но не далее ее дверей. Кстати, нужно отметить, что это одна из немногих уголовных статей, возраст ответственности в которой понижен до 14 лет.
Конечно, все зависит от степени и серьезности порчи какого-либо объекта, но даже за усы на плакате, приуроченном к празднованию победы, «художник» мог бы получить до трех месяцев ареста и целый год исправительных работ.
«С юридической точки зрения, нанесение каких-либо изображений на объекты, безусловно, нарушение закона. Степень ответственности за подобные деяния зависит от причиненного ущерба, как материального, так и морального.
Если умышленное повреждение чужого имущества не повлекло причинение значительного ущерба, то виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности, которая влечет наложение административного штрафа от трехсот до пятисот рублей.
Уголовная ответственность наступает в случае причинения значительного ущерба. Статьей 167 Уголовного кодекса России за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Осквернение зданий, сооружений, в том числе по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды может быть квалифицировано как акт вандализма, за который также предусмотрена серьезная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до трех лет», - говорит начальник отдела дознания отдела МВД России по городу Пятигорску, подполковник полиции Евгений Булавин.
Однако ключевым в данной ситуации остаются слова «мог бы». То есть если бы его поймали, а именно с этим и происходит затруднение. Ведь согласитесь, возле каждого фонарного столба полицейского не поставишь, и камеры не развесишь. Значит, по идее, остается только один вариант - рассчитывать на нашу с вами гражданскую ответственность.
Как показывают статистические данные, лишь 20 процентов уличных надписей, появляются в темное время суток, и в основном это рисунки профессиональных художников, то есть - граффити. Остальные же 80 процентов приходятся на дневное время суток, и создается на глазах у десятков, а то и сотен прохожих, которые, в большинстве своем, предпочитают просто не видеть беззаконие. Что, в общем-то, и понятно, ведь по правилам, увидев акт вандализма, вы должны вызвать наряд полиции. Однако пока приедет полицейский патруль, от правонарушителя и след простынет, а вам останется только заполнять протоколы и давать свидетельские показания, для того, чтобы еще одно дело благополучно улеглось в папку за неимение возможности отыскать нарушителя. Поэтому и получается, что страшная с виду уголовная статья, на практике оказывается беззубой акулой. А значит и решение проблемы в данном случае нужно искать не в законах.
Эксперты в области юриспруденции отмечают, что проблема современного общества и в том числе вандализм, возникает от того что молодое поколение утеряло жизненные ориентиры, годами прививавшиеся в нашей стране. И если мы хотим получить морально здоровое общество, то начинать нужно не с наказания, каким бы жестким оно ни было, а с восстановления социальных ценностей и прививания подрастающим поколениям чувства долга и ответственности.
Впрочем, ответственность не всегда прививается жесткими методами, через отказ от того, к чему тянется сам ребенок. И, возможно, куда полезнее было бы не только определять жизненные ориентиры, а направлять и организовывать уже существующие направления.
Как рассказала психолог центра психологической помощи населению «Альгис» Татьяна Дегтярева, чаще всего надписи на стенах оставляют представители субкультур, которые склонны к асоциальным формам поведения и пытаются самовыразиться посредством граффити. Однако и их можно разделить на два лагеря. Есть те, кому главное привлечь внимание к себе, и те, для кого граффити - это, прежде всего, искусство. Первые, по словам психолога, в своих проявлениях ориентированы на себя, вторые - на общество. Но и тем, и другим необходимо поле для деятельности.
«Есть города, где власти выделяют для представителей субкультур специальные площадки, так сказать, дают возможность выразиться в рамках закона. Но за это нужно брать ответственность, нужно тратить время на организацию стихийного творчества, поэтому такая практика и не используется повсеместно. Однако если не давать молодежи специальные площадки, они будут искать их сами. А привлекает их все новое, яркое, красочное. То, на что прохожие обязательно обратят внимание», - говорит Татьяна Дегтярева.
Стена свободы
И нужно сказать, что в Ставропольском крае внимание на представителей неформальных движений власти уже обратили.
«В прошлом году в Невинномысске мы организовывали соревнование для уличных субкультур, в рамках которого получили возможность проявить себя и граффитисты. Для их творчества были специально закуплены большие фанерные листы, и все произведения ребят теперь украшают молодежные центры», - рассказала специалист отделения молодежной политики при министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края Анна Дударик.
А самим участникам идея конкурсов настолько понравилась, что в сентябре этого года ведомство готовится устроить для представителей субкультур еще один такой же праздник. Действует в Ставрополе и еще ряд молодежных организаций, в числе которых и те, что пытаются объединить под своим флагом настоящих граффитистов.
«Мы занимаемся стритартом около двух лет, и сегодня в нашем городе насчитывается порядка ста граффитис-тов, четверо из которых входят в нашу организацию на постоянной основе. Своей работой мы смогли доказать, что стритарт может быть использован и как настоящее искусство. Например, наши ребята по просьбе руководства разрисовывали уже две школы, среди которых и 17-й лицей, футбольное поле в селе Кочубеевском. Сейчас они украшают Парк Победы рисуя граффити возле главной сцены», - говорит Валентин Работенко, директор молодженой организации «Оффбитс».
Кроме того, в планах организации уже в будущем году открыть школу граффитистов, работа которой предполагается на бесплатной основе. Там ребят научат правильно рисовать теги, расскажут все правила настоящего граффити и, конечно, будут прививать уважение к окружающим, чужому труду и закону.
А для того, чтобы молодежь могла не только постичь азы уличной росписи, но и применить их на практике в организации уже не первый год пытаются провести инициативу по установке в центре города так сказать «свободной стены», расписывать которую молодежь сможет, не нарушая законов. Стена должна быть выполнена из белого кирпича. В длину она составит около ста метров, в высоту 3 метра и в ширину 25 сантиметров. Правда, пока власти такую идею не оценили и на встречу идти не хотят. Но борьба за стену, как говорит Валентин Работенко, продолжается.
Кстати, граффити - дословно: «буквы, царапины», в первоначальном значении относились к посвятительным, религиозным, магическим, бытовым надписям на стенах зданий.
Обыкновение оставлять надписи и рисунки существовало еще в древней Руси. Как отмечают археологи, писание на церковных стенах было настолько распространено, что впервые запрет на них появился в России еще в 12 веке. Церковный устав Владимира Святославича строжайше запрещал писать и рисовать на стенах и повелевал церковному суду наказывать тех, кто «крест посекают или на стенах режут». Но некоторая часть граффити, как утверждают ученые, сделана самими священнослужителями. Так, надпись, найденная в алтарной части Софийского собора в Киеве, сообщает: «Писал, поющи аллилуя».
Светлана Лазебина.
Фото Алексея Забабурина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет