Вы здесь

ЗА ПОВОРОТОМ - НОВЫЙ ПОВОРОТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Наверное, в мире нет человека, который бы не мечтал о жизни, полной приключений. Кого-то манят загадочные страны, а кому-то интересно узнать собственную страну, избороздив ее от Байкала до Урала, от Северного ледовитого океана до теплого Черного моря. Но ведь для этого нужно целый год копить деньги и ждать подходящего момента, скажете вы. Однако есть люди, утверждающие, что скучной городской жизни есть отличная альтернатива - автостоп. О том, как путешествовать, не потратив при этом ни копейки, нам удалось узнать у настоящих автостопщиков, оставивших за плечами сотни километров.
Вообще к автостопу у разных людей свое отношение. Кто-то восхищается отважными ребятами с рюкзаками на плечах, а кто-то порицает их образ жизни, считая автостоп новомодным течением неудачников. И хотя официально родоначальниками автостопа считаются американцы, остановившие поезд в конце прошлого века, нужно сказать, что в России с этим движением были знакомы намного раньше. К примеру, сам Ломоносов бесплатно приехал в Москву с обозом рыбаков. А слово «оказия», неупотребляемое сегодня, давало нашим предкам возможность с попутным транспортом либо передать почту, либо самим добраться до нужного места. В современном понимании автостоп в нашей стране начал набирать обороты приблизительно в перестроечное время - в конце 80-х, начале 90-х. И с тех пор, не переставая, видоизменяется.
Моя валюта - мой ум
Существует расхожее мнение, что для путешествия автостопом достаточно выйти на трассу, поднять руку и мчаться навстречу судьбе. Однако настоящий автостоп это целая наука. А легенда российского автостопа Антон Кротов специально для стопперов издал книгу, где были собраны все рядовые и нерядовые ситуации, с которыми можно столкнуться в дороге. Своеобразная энциклопедия автостопа, которая, как рассказывают стопщики, в конце 90-х стоила дешевле бумаги, на которой была напечатана. А вырученные за нее деньги предназначались не автору, а самим странникам, распространявшим книгу в дороге.
Впрочем, вернемся на трассу и попробуем уехать так, как это делают автостопщики. И вот тут, если, конечно, вы едете, не куда глаза глядят, вам нужно знать некоторые хитрости. У каждого стоппера есть свои методы путешествия. Кто-то тормозит всех подряд, лишь бы уехать, а кто-то ждет «свою» машину. Так, например, поступает Петр Светличный.
«Для автостопщика главное не просто уехать, а добраться до определенного места. Поэтому никогда нельзя садиться в первую попавшуюся машину. Если вам говорят: «Там километров 20 до города останется», то к такому драйверу лучше не садиться. Именно эти 20 километров у автостопщиков считаются мертвой зоной. Гораздо проще проехать 300 километров, чем найти попутную машину в нескольких километрах от города», - рассказывает автостопщик.
Вообще Петр относится к числу тех стопперов, который со временем, если можно так сказать - остепенился. А путешествовал он в 90-х и начале 2000-х, когда автостоп был настоящим испытанием на выносливость и находчивость. И про мертвую зону автостопщик знает не понаслышке. Однажды ему пришлось полдня провести на трассе всего в нескольких километрах от маленького городка, где даже машина большая редкость. И только спустя шесть часов путешественника подобрала груженная сеном гужевая повозка. Правда, как говорит стопщик, тогда и до города довезли, и молоком парным напоили. Кстати, он же предупреждает и о том, что худшее время для путешествия это ночь.
«Как только начинает темнеть, уехать на дороге практически невозможно, поэтому можно смело идти в поле и начинать ставить палатку. А зимой можно обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД. И нужно отдать должное, они никогда не бросают ребят в беде. Показываете им документы, объясняете, куда и зачем едите, вас проверяют, а потом сажают в машину, идущую прямо до места», - говорит Петр.
Впрочем, попасть в машину это только половина дела.
«Человек, путешествующий автостопом, не только может, но и должен быть полезен водителю! Нужно быть готовым заменить и накачать колесо, рассказать что-то полезное в пути, не спать в машине, поддерживать разговор и всячески помогать в пути. Готовность помочь в пути и рассказать интересную информацию в машине - это валюта, которой и расплачивается путешественник. И в этом смысле автостоп - не халява», - говорит автостопщик родом из Санкт-Петербурга Дмитрий Воронцов, путешествующий по дорогам России и зарубежья уже более 10 лет.
Как рассказывает Дмитрий, в его копилке автостоп по Чечне и холодному Кольскому полуострову. За это время он поучаствовал в реалити-шоу «Останкино - социальная сеть», слышал вой шакалов в лесу, видел, как изгоняют бесов в грузинских храмах, и следы от пуль в Сухуми и Цхинвале, «тусил» во Львове, спасался от бакинских бандитов, встречался с внуком Сталина, обвинялся в покушении на азиатского Президента, тонул в Карелии, оказался без местной валюты в Турции и изобрел там универсальные деньги «мэйджик пэйпа».
«Magiс paper» - «магическая бумага». С ее помощью можно и границу пересечь, и найти ночлег. Суть в том, чтобы на языке страны, в которую ты едешь, написать на листе следующий текст: «Я русский, путешествовать (нужно написать специально с ошибкой), местной валюты нет, в пути хочется кушать. Возможно, у вас есть хлеб», - этими навыками со ставропольскими путешественниками Дмитрий поделился лично, так как дороги страны на этот раз привели его в наш краевой центр.
Впрочем, есть у автостопщиков и еще одна «фишка» - так называемые «рваные деньги». Бумага эта менее волшебная и представляет из себя горку мелких купюр частично измятых, частично надорванных. Такие деньги стопщик предлагает водителю, если тот начинает требовать оплатить проезд. Как правило, от такого богатства шофер отказывается. Но нужно сказать, что у профессиональных стопперов этот трюк не в чести. Гораздо проще сразу сказать, что денег нет, либо они есть, но на другие нужды и платить вы не собираетесь. В таком случае ничто не омрачит вашу поездку и не испортит мнение водителей об автостопщиках в целом.
Что день грядущий принесет?
Еще одно заблуждение касается количества путешественников.
«Мы путешествовали компаниями по 5-8 человек, разбивались на группы и в путь. Считается, что лучший состав для поездок это пара - мужчина-женщина, но когда я ехал один, то обычно обгонял всех. А однажды остановил таксиста, который считал, что стопщик - это верный признак хорошо заработать и взял меня в машину бесплатно. Я тогда раньше всех, примерно на сутки, приехал, а таксист, как ни странно, действительно очень хорошо заработал и еще мне 50 рублей выдал! И это с учетом того, что до Джубги, куда я тогда ехал, мне самому пришлось бы заплатить за билет рублей 40. Причем правило таксиста - брать в дорогу только одного стопщика. Так что если бы ехал в паре, так бы не повезло», - вспоминает Петр.
А иногда простая поездка стоппера, может превратиться в самое настоящее приключение.
«Была в моей жизни и такая история. Девушка Лена из Гомеля полтора месяцев ездила стопом по России до Байкала, потом приехала в Питер ко мне и мы вдвоем решили махнуть в район Мурманска на берег Северного Ледовитого океана. И поначалу все шло как обычно, но потом оказалось, что водитель, который взял подвезти нас в сторону Карелии и Кольского полуострова, оказался креативным видеооператором, интересным блоггером, доктором наук по физике, преподавателем СПБГУ, заядлым походником, весельчаком и компанейским товарищем. Он и предложил нам принять участие в его видеопроекте «Восхождение к Перевалу Рамзая». И вместо простой поездки мы попали в его видеопроект и приняли участие в походе по горным массивам Хибины. Там было даже холоднее, чем на Байкале. Постоянно лил сильный дождь, не везде было дерево для костра, в общем, реально опасно... Вот так мы оказались в сложном горном походе и в фильме об этом походе! А ведь вначале хотели всего лишь скататься стопом на берег Баренцева моря...», - рассказывает Дмитрий Воронцов.
Под крышей дома...
Однако сесть в машину и приехать в нужное место не самое сложное в автостопе. Ведь в незнакомом городе или селе еще нужно найти ночлег. Какое-то время назад эта фраза «Дайте воды попить, а то так есть хочется, что даже переночевать негде...» бытовала в нашем обществе в виде анекдота. А между тем именно такой и была жизнь автостопщика еще каких-нибудь лет десять назад.
«Одним из способов переночевать был «стакан риса». С железной кружкой и стаканом риса стучишься в первую попавшуюся дверь (вместо риса еще чай можно использовать, но он быстрее заваривается), просишь сварить тебе рис, пока варится - отвечаешь на вопросы «почему, как, зачем» и так далее. Примерно в 9 из 10 случаев после беседы предлагают ночлег. А если нет - выливаешь или выкидываешь кашу и в следующую дверь. Вообще в мое время «вписки» (ночлег) были на вес золота и тщательно собирались. Адресами менялись на дорогах или фестивалях. Перед тем как поехать, нужно было уточнить, будет ли дома хозяин, послать телеграмму - так дешевле», - говорит Петр Светличный.
А вот сегодняшним автостопщикам повезло не в пример больше. Как рассказал Дмитрий Воронцов, с собой нужно обязательно брать несколько телефонов, нужен выход в Интернет и в остальном все гораздо проще. Сегодняшние стопперы, уже выходя из дома, как правило, знают, где остановятся. Сейчас существует большое количество сообществ, да и просто единомышленников, которые согласны приютить странника на ночь, а то и на несколько дней, найти которых можно буквально одним кликом. Существуют сегодня даже специальные «автостопные» квартиры, где путешественникам всегда рады, и расходы на все коммунальные услуги хозяин берет на себя. Поэтому и амуниция путешественников с годами стала несколько разниться.
Впрочем, главное правило всегда остается неизменным - рюкзак должен быть как можно легче. Отправляясь в путь, бывалые путешественники советуют взять пару маек, нижнее белье, зубную щетку и пасту, кусок мыла, полотенце, фонарик, спички (много), фляжку с водой, можно взять небольшой котелок, каремат, спальник. При поездке на дальние расстояния обязательно дополнить походную экипировку палаткой. Она нужна на тот случай, если вы не добрались до города. А ставить палатку, как говорит Дмитрий Воронцов, нужно в поле на расстоянии 70 метров от трассы. Кстати, при наличии палатки можно не заезжать в город, что намного убыстряет движение к цели.
Еще обязательно нужно взять теплые вещи, географическую карту, предупредить родственников. При этом одеваться в дорогу нужно ярко и обязательно иметь с собой «сопы» (светоотражающие элементы) и фонарики. Также, как говорит автостопщик, в дороге пригодятся эмоциональная устойчивость и терпение. И, конечно, собираясь в путь, нужно не забыть дома хорошее настроение и веру в добро.
Подсчитаем казну
Однако, какими бы увлекательными ни были такие путешествия, главным вопросом во всяком случае для меня остались деньги. Бесплатны только поездки по трассе, но как же быть с питанием, оплатой счетов и прочее, прочее? Особенно если учесть, что кататься в поисках приключений некоторые путешественники предпочитают месяцами.
«Деньги могут быть, но необязательно, - говорит Дмитрий Кузнецов. - Затраты обычно идут на Интернет, мобильную связь, небольшой перекус. Лично у меня в день тратится где-то около ста рублей».
А среди способов заработка путешественник называет такие, как ведение Интернет-блогов, содержание Интернет-магазинов, деятельность в сфере IT. А еще можно петь песни на улицах городов, рисовать, продавать свои произведения искусства, свои книги, работать гидом, ремонтировать авто и компьютеры, временно ухаживать за животными, устроиться в кино, например в Индии, «запартнериться» с производителями туристического снаряжения или туристическими фирмами, которым в дороге можно помогать продвигать их товары и услуги.
«Деньги через выполнение рекламных заказов пока у меня как приоритет. Рекламирую иногда автошколу, ветеринарную клинику, фитнес-центр. Работаю не по графику, а по заказам. Мой попутчик программист активно учит меня переводить этот небольшой рекламный бизнес в Интернет», - говорит Дмитрий.
Цель поездок у каждого тоже своя, для кого-то это дорога ради дороги, кто-то любуется красотами, а кто-то, как Дмитрий, колесит по стране в поисках любви, добрых людей. Собирает информацию об этнографических, социальных, географических особенностях регионов. Но в самом начале лучше выбрать простой и близкий маршрут, километров на 150-200. Поискать единомышленников и ехать лучше с попутчиком. А если вы уже знакомы со стопом и хотите посмотреть не только близлежащие регионы, то, возможно, вам пригодится совет Дмитрия Воронцова:
«Крайний Север, Северная Корея, Австралия, Сирия сейчас самые сложные регионы по разным причинам. Холод, закрытость границ, войны и прочее. А вот настоящий рай для стопа - это Кавказ и страны Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Вьетнам, Мьянма)», - говорит стоппер.
И хотя этот способ посмотреть мир считается одним из самых дешевых, самым легким его, конечно, назвать нельзя. Но если трудности свободных путешествий вас не пугают и вам, также как и Дмитрию, надоело жить в «каменном мешке» города, саму жизнь вы представляете в постоянном процессе и умеете доверять людям, то, скорее всего, автостоп это ваш способ путешествий. И дело за малым - собрать рюкзак и выйти на дорогу. Но в любом случае нужно помнить и о том, что автостоп это не сказка и у него есть свои риски. А внимательность и собранность еще никто не отменял.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)