Вы здесь

ШАНТАЖ НАРОДНЫМ ГНЕВОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В прошлую пятницу проезжающие по трассе «Ростов-Ставрополь» стали свидетелями необычной акции. Где-то человек восемьдесят четверть часа переходили туда-сюда дорогу, чем блокировали движение. Оказалось, это так оригинально протестуют работники Красногвардейского стеклотарного завода. По словам генерального директора ОАО «ЮгРосПродукт» А. Яшкунова, куда входит завод, люди протестовали против отключения газа предприятиям холдинга, что привело к их остановке. Хотя в интернет-пространстве сразу стала называться другая причина: рабочие вот уже полгода не получают зарплату, вот и вышли ее требовать.
Протестующих привезли шесть автобусов Новоалександровского и Красногвардейского стекольных заводов. Они даже палатки пытались поставить, грозя сделать акцию долговременной. Представитель губернатора края, глава района, руководство силовых структур района - все были здесь и все пытались говорить с людьми. Полиция пустила транспорт в обход по селу, и весь эффект от перекрытия трассы пропал. Яшкунов увидел решительность властей и понял, что номер не прорежет. В итоге акция выдохлась и была прекращена, так толком и не начавшись.
Долги грешные
Газ действительно был отключен. В четверг, то есть накануне акции ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» почти полностью закрыл задвижки на обеих заводах. В своем пресс-релизе поставщик назвал это вынужденной мерой и объяснил как нежеланием потребителя платить за газ, так и его действиями, направленными на прямое хищение поставляемого ресурса и чреватыми опасными последствиями для магистралей.
История тяжбы газовиков со стекольщиками насчитывает уже несколько лет. Мы подробно рассказывали о ней в статье «Газомазохизм» от 12 февраля 2014 года. С тех пор мало что изменилось, разве что долг «ЮгРосПродукта» вырос со 163 миллионов рублей (на начало прошлого года) до астрономических 723 миллионов (на начало мая года нынешнего). Это учитывая единственный последний платеж через посредника, который помнят финансисты газовиков - на сто семь миллионов в начале апреля. А затем должник просто перестал платить, хотя исправно потребляет газ.
Естественно, терпение газовиков кончается, и в апреле этого года они вводят режим ограничения поставок. Заметьте, не полностью отключают подачу, а всего лишь уменьшают ее. Чтобы производство остановилось, но печи разогретыми можно было поддерживать. В ответ - истерика по телевизору со стороны в первую очередь Яшкунова. С подключением коллектива, жалующегося на монополиста. Который душит бизнес, разоряет семьи и прочее. То есть Яшкунов явно, без всякого смущения сваливает на смежника свое неумение эффективно управлять собственным производством. И запугивает власти всех уровней как технологическими, так и социальными последствиями прекращения подачи газа. Если печи остынут, живописует генеральный директор в телекамеру, то их восстановление обойдется в полмиллиарда рублей! Край потеряет весь стекольный кластер, которым сейчас гордится и с развитием которого связана вся судьба промышленности запада Ставрополья! Здесь же подтянутые в камеру горластые и одновременно слезливые сотрудники завода, жалующиеся, что если газовики подачу ресурса прекратят, то свыше четырехсот человек могут лишиться работы, семьи будут бедствовать, поскольку на сто верст в округе нет другой работы...
Обещать не значит заплатить
В ответ на шантаж полпред Президента страны в СКФО С. Меликов в Ставрополе 24 апреля этого года созывает совещание с участием газовиков и стекольщиков. Сам пытается разобраться, кто же прав, а кто виноват. Ведь речь идет о судьбе большого промышленного производства, которых не так и много у нас в регионе. Получается, проблема вышла на региональный уровень.
Яшкунов в ходе совещания объясняет неплатежи расхождением в учете. Мол, у газовиков какая-то своя арифметика, в свою пользу. Мы должны значительно меньше. Дела в арбитражном суде, вот как он решит, так и будет. Газовики парируют: но вы же не платите даже те суммы, с которыми согласны, которые показывает ваш счетчик и которые не оспариваются! Утверждают, что их счетчик установлен правильно и по закону, в соответствии со всеми отраслевыми нормативами, поверяется независимыми контролерами. Тут, кстати, надо сказать, что «ЮгРосПродукт» ранее пытался в судебном порядке снести узел учета газовиков. Не вышло. А еще раньше его даже демонтировал с перевозкой на свой завод. Та история кончилась скандалом и возвратом имущества собственнику. Что же касается счетчика, установленного самими заводчанами на территории предприятия, то он занижает объем потребляемого газа на 38 процентов. Это документально подтверждено. Потому, объясняют газовики, мы и установили свой счетчик.
В конце концов, стороны договариваются до того, что «ЮгРосПродукт» в ближайшие дни заплатит 80 миллионов рублей из 197 миллионов первоочередных платежей, на которых настаивали газовики. Яшкунов клятвенно обещает это Меликову. И самое главное - врезать уже третий счетчик, ввести его в строй в установленном порядке и по нему считать. А прежнюю задолженность разбирать по судам.
Разошлись вроде ободренные найденным решением. Про счетчик ни одна из сторон до сего дня не вспомнила. Однако уже на следующий (!) день, 25 апреля, «ЮгРосПродукт» самостоятельно смонтировал и врезал газопровод в обход(!) счетчика газовиков. Опасные работы велись неизвестной организацией с грубым нарушением нормативных требований, без согласования с газовиками, эксплуатирующими трубопроводы. Всю эту самодеятельность засекли специалисты «Новоалександровскрайгаза», обратились в полицию. Однако та ограничилась опросом, кто да зачем, никаких решительных мер не предприняла. Я вообще удивляюсь олимпийскому спокойствию нашей полиции. Они что, ждут, когда покойники появятся, и тогда уже зашевелятся? А с таким легкомысленным отношением к взрывоопасным сооружениям, да и вообще к сознательному разжиганию конфликта путем сваливания вины с больной головы на здоровую, которое демонстрируют Яшкунов и Ко, это может случиться запросто.
Незаконные работы были продолжены. В конце концов, сами газовики самодельную врезку убрали, но несколько дней завод потреблял газ, минуя счетчик.
Те 80 миллионов, о которых договорились на совещании с участием Меликова, газовикам на расчетный счет так и не поступили. Не сдержал свое клятвенное слово Яшкунов. Поэтому газовики и пошли на отключение 14 мая. Приведшее к резонансной акции на дороге.
Но одной акцией с блокированием трассы дело не закончилось.
В ночь с 16 на 17 мая, то есть с минувшей субботы на воскресенье, уже после неудавшейся акции, неизвестные опять начали делать обход вокруг узла учета и опять врезались в газопровод высокого давления. Делали это неграмотно, в итоге сработала автоматика отключения системы. Без газа с полуночи до утра остались несколько предприятий и 950 домовладений Новоалександровска и его окрестностей. Предприятия подключили чуть ли не сразу, а вот домовладениям пришлось ждать шесть часов. Стекольщики сделали круглые глаза и... свалили это ЧП на газовиков. Сами же газовики считают виноватыми именно их, самовольно врезавшихся в систему.
И последний, буквально вчерашний «аккорд». Газовики отправили под Новоалександровск бригаду рабочих для врезки обводного газопровода в обход сети стекольного завода для гарантированного обеспечения газом города. Не успели выкопать яму, чтобы сделать врезку, как к ним подъехали бандитского вида субъекты и заставили все бросить и уехать. Сейчас труба лежит в грязи, что технологически недопустимо. Стоит ли говорить о том, что ситуация в прямом смысле взрыво-опасна? Полиция Новоалександровска на месте, но как всегда не вмешивается в «спор хозяйствующих субъектов». Если газопровод не доделают, уже через несколько дней весь город и окрестности полностью останутся без газа. Все руководство района и газовых структур стояло вчера, как говорится, «на ушах».
Как тут не сказать банальное, но вместе с тем истинное: безнаказанность порождает продолжение нарушений. И чем больше безнаказанности, тем страшнее оказываются ее последствия.
И еще. Как не указать на всю бессмысленность затеи. Ведь стеклоплавильные печи уже потушены. Для чего газ? Что доказывает Яшкунов, к чему стремится?
Агония
В наше время трудно что-то скрыть. Как и прикрыть. Достаточно зайти на сайт Арбитражного суда Ставропольского края, чтобы понять: дело совсем не в разных счетчиках и в нежелании «ЮгРосПродукта» и его предприятий платить по счетам. Дело, судя по всему, в том, что ему нечем платить. И разговорами про счетчик, незаконными врезками, обещаниями самому Меликову заплатить долг Яшкунов лишь отсрочивает агонию. Ведь неплатежи накапливаются и накапливаются. И скоро прикроют весь наш стекольный кластер, как снежная лавина. И, похоже, просто раздавят его.
В настоящее время в суде рассматриваются 15(!) исков к «ЮгРосПродукту» и двум его заводам на общую сумму, держитесь крепче, читатель, 14 миллиардов 76 миллионов рублей! Иски на самые крупные суммы от «Банка Уралсиб», кредитовавшего строительство заводов и переставшего получать платежи. Банк этот, кстати, уже завалился, вся сумма его долгов - 28 миллиардов. 12 из них - наши, то есть средства выданные, похоже, уже безвозвратно, «ЮгРосПродукту». В суде многомиллионные иски транспортной компании «Горбуновъ», налоговой инспекции, железнодорожной компании... Ну и, понятное дело, «Газпром межрегионгаз Ставрополя». Поданы на «ЮгРосПродукт» в 2013-2015 годах. На разных стадиях рассмотрения. Но, похоже, завершатся они не в пользу нашего «героя».
Но это бы ладно. Несколько кредиторов уже подали в суд заявления о банкротстве «ЮгРосПродукта». Процедура пока не начата, но не исключено, что стартует в самое ближайшее время.
Операция «спасение»
Понятное дело, если предприятие не платит или одной ногой в банкротах, ему отказывают в поставках. И оно вынуждено искать какие-то схемы, чтобы остаться на плаву. Похоже, именно по такой схеме в ноябре прошлого года имущественный комплекс Новоалександровского стеклотарного завода и Красногвардейского стекольного завода передан в доверительное управление зарегистрированному в Красногвардейском ООО «Гелиос».
Уставный капитал этого предприятия - всего десять тысяч рублей. Его учредитель - некое ООО «Стеклоинвест», зарегистрированное по проспекту Кулакова в Ставрополе, там же, где и «ЮгРосПродукт». Также с десятью тысячами уставного капитала. И двумя учредителями - физическими лицами: Л. Криворучко и Е. Онуфриевой. Похоже, что не чужими для Яшкунова, раз отдал им свои предприятия в доверительное управление.
Интересно, что «Гелиос» также подал в суд на «ЮгРосПродукт» - на возврат займов. И отсудил в общей сложности 150 миллионов рублей. Денег у должника не оказалось, и ему отдали в счет погашения долга... цех выработки КСТЗ. Но отдали не ему, а куда он указал - в уставный капитал ООО «ЮгМедТара». В Госреестре такого предприятия пока не значится, но не исключено, что оно появится в ближайшее время уже как полноценное юридическое лицо и заберет на себя заметный кусок стекольного производства - тары для медицинских нужд. Фактически тем самым начнется процесс переформатирования всего нашего стекольного кластера. И не обязательно в его ходе будут учитываться интересы нынешних акционеров. Например, минимущества края, которому сейчас принадлежит 18 процентов акций «ЮгРосПродукта». Забавно, что и собственник на этих заводах не один. Одна печь принадлежит одному хозяину, другая - другому, третья - третьему... Все сдаются в аренду предприятию. Разобраться в этом не так просто.
Да собственно этот процесс - процесс игнорирования позиции министерства имущества края уже вовсю пошел. Минимущества как акционер пыталось оспорить решение совета директоров о передаче цеха выработки КСТЗ в суде. Мол, цех отдал С. Гуляев, который на тот момент руководил и займодавцем, и кредитором. Налицо сделка с заинтересованностью. Что оспоримо по закону. Министерство как акционер голосовало против. Увы, министерство в суде проиграло. Так предприятие-должник постепенно начало менять хозяина. Нет, хозяин остается прежним - А. Яшкунов, просто у нового юрлица «ЮгМедТары» уже явно не будет в учредителях правительства Ставропольского края. Не исключено, что завтра появятся новые юрлица все по той же схеме.
Истерики со счетчиком, который считает «не так», незаконные врезки с единственной целью - опорочить газовиков, затягивание судов и, наконец, шантаж народным гневом и даже самосожжением в яме под газовой магистралью как вершина всей этой неприглядной возни, похоже, как раз и призваны прикрыть процесс переформатирования стекольного кластера.
Куда вот только он заведет самого Яшкунова - большой вопрос.
Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)