Вы здесь

КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ

В этом году мне выдалась возможность побывать на Параде Победы в городе-герое Севастополе. Но интересна эта поездка была не только парадом, который, безусловно, разительно отличается от тех, что можно увидеть в «сухопутных» городах. Спустя год после присоединения Крыма я ехала в республику, о которой так много читала в СМИ. Одни из них прославляли наше воссоединение, другие порицали президента России, открывая общественности глаза на так называемую «правду». Впрочем, чтобы я ни читала про Крым, реальность превзошла все мои ожидания.
Наш самолет разворачивается на полосе, открывая из иллюминаторов вид на строительные работы - это ремонтируют минераловодский аэропорт. Час пути по воздушному океану, и мы приземляемся в Симферополе, а за «окном» строительные работы - симферопольский аэропорт на реконструкции. Да, да, тот самый, которому депутаты Верховной Рады решили присвоить имя советского летчика, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (что, кстати, не имеет никакой юридической силы). Только пока чиновники «незалежной» присваивают «Симферополю» новое название, российская сторона расширяет аэропорт, открывая для все прибывающих туристов новые терминалы.
Впрочем, касается это не только расширения и реставрации аэропорта. Это и починка дорог, и ремонт водоснабжения, и уборка территорий. А в самом Симферополе еще и пристальное внимание к самой исторической и вместе с тем самой необустроенной части - старому городу. Там за время украинского подданства процветала настоящая анархия. Самовольные подключения к электросетям, то и дело грозящие пожаром, частная застройка улиц, при которой горе-строители не позаботились даже о наличии фундамента, полное отсутствие системы канализации.... Одним словом, складывается впечатление, что после получения суверенитета украинское государство так и застряло во временах перестройки как в материальном, так и в правовом состоянии. Во всяком случае в Крыму это выглядит так. И даже в местной газете «Новый Крым» журналисты отмечают, что Крыму «возвращают право на жизнь в человеческих условиях, отмененное на 23 года свободной от здравого смысла Украиной».
Конечно, за три дня, проведенных в Крыму, пройти все улицы главных крымских городов и увидеть все это собственными глазами мне не удалось. В Симферополе за все время поездки по городу я любовалась только старым, положенным еще в советское время асфальтом, а в местной газете нашла информацию о том, что наследие страны советов с переходом в российское подданство начали, наконец, менять. А текст украшала большая цветная фотография с изображением дорожной техники, один в один похожей на ту, что трудится на наших дорогах. Не берусь судить о качестве нового асфальта, о котором как-то довелось читать не очень лестный отзыв, однако сам факт того, что советские дороги в выбоинах начали перестилать, все таки говорит о многом. Не довелось мне увидеть и участок земли в районе Балаклавы, который сразу после моего возвращения, как сообщили газеты, отдали в аренду «Ночным волкам», при этом с небывалой скидкой в 99,9 процентов. Но вот самих байкеров встретить на параде в Севастополе мне все-таки удалось. В севастопольском параде приняли участие не только ветераны и действующие войска Черноморского флота, но и одиннадцать мотоциклистов «берлинской группы». В составе колонны «Ночных волков» они провезли по городу-герою Знамена Победы. При этом, как отмечают сами байкеры, после того, как их не пустили в Берлин и поступило приглашение из Севастополя, они, ни минуты не раздумывая, развернули байки в сторону крымской республики.
Впрочем, отвлекаясь от самого праздника, стоит отметить еще одну отличительную черту Крыма, которую просто не может не заметить человек, приехавший из Ставропольского края - это практически полное отсутствие рекламных баннеров и громадных вывесок. «Не уж-то попала в советское время», - подумала я, восхищаясь способностью крымчан не поддаваться экспансии так называемого двигателя торговли, завладевшего нашими городами. Но как потом оказалось, чистотой своих улиц от рекламы Крым также обязан референдуму. Как выяснилось, очищать улицы от навязчивых вывесок начали совсем недавно. Причем не только снимая загораживающую обзор рекламу, но и выпиливая рекламные столбы под корень.
Однако давайте вернемся в аэропорт. Если вы собираетесь посетить Крым впервые и решили воспользоваться для этого самым быстрым транспортом, то некоторые особенности местного уклада вам стоит знать заранее.
Итак, пройдя по длинным и совершенно пустым коридорам «Симферополя», прежде чем выходить на улицу, уточнить маршрут лучше у сотрудников аэропорта. Так как за дверями вам всегда готовы помочь местные таксисты, вот только помощь их выглядит весьма сомнительно.
Вам расскажут страшные байки об ужасных пробках, невероятной протяженности симферопольских улиц и о том, что, воспользовавшись общественным транспортом, вы едва ли до вечера доберетесь хотя бы до автовокзала. А уж уехать в другой город без помощи профессионального таксиста и вовсе представляется туманной перспективой. Однако ни один из таксистов и словом не обмолвится о том, что буквально в двадцати шагах от аэропорта располагается еще одна автостанция, где можно купить билет на автобус или троллейбус, уходящие во все уголки республики, и даже арендовать автомобиль. Кстати, цены на местном транспорте тоже приятно удивляют. К примеру, добраться от Симферополя до Ялты можно всего за 87 рублей. Цена поездки по городу варьируется от 7 рублей (на троллейбусе) до 10 рублей (на маршрутке). Меня же интересовал билет до города-героя Севастополя. И, кстати сказать, в преддверии праздников, популярностью этот рейс пользовался колоссальной. Уже за час до прибытия следующего рейса на него оставалось всего два билета. Но дело не только в ограниченном количестве мест в автобусах. Еще одним сюрпризом, и не столь приятным, как цены, стали сбои во времени маршрутов.
Прогулявшись по городу и отметив, что в Крыму, как и в России, весь жилой фонд составляют хрущевки и далеко не новые пятиэтажки (при этом новостройки здесь практически отсутствуют), возвращаюсь ко времени отправления своего автобуса, и его задерживают, так как из-за пробок не успел уехать еще предыдущий. Кстати, на обратном пути меня постигла та же неприятность. Причем рейс не только не успел приехать, а его и вовсе отменили. Поэтому отправляясь во вновь присоединенную республику, рассчитывать время по минутам никогда не стоит.
В целом же, прогуливаясь по улицам крымских городов, наверное, как нигде понимаешь, что за последние десятилетия, чтобы ни говорили оппозиционно настроенные деятели, Россия действительно шагнула далеко вперед. И теперь Крыму предстоит сделать такой же рывок, оставляя позади советское прошлое, после которого в республике так ничего и не поменялось.
А вот что касается правоохранительной системы, то, по словам местных полицейских, в последние годы она и вовсе пришла в упадок.
«В Украине милиционер - это никто. И в 2014 и даже в 2013 году уже так было. Вся милиция и ГАИ в том числе были просто дискредитированы. Поэтому на момент референдума никто из нас уже и работать не хотел. А с переходом в Россию появилось понимание, что ты работник полиции и порядок это не пустое слово, - рассказывает младший лейтенант, сотрудник севастопольской ДПС Дмитрий Шакуро. - А как для местного жителя, воссоединение Крыма с Россией у меня вызвало просто непередаваемые чувства. Я сам себя считаю русским. Просто так сложилось, что мы оказались в Украине в какой-то период времени, вот и все».
И нужно отметить, что вопросов как о национальной, так и территориальной принадлежности Крыма не возникает ни у одного из крымчан.
«Что значит, стало лучше или хуже? - возмущается моим вопросом продавец Ирина. - Мы же домой вернулись! Вы даже не представляете себе, что для нас это значит! Когда стало известно, что Крым и Севастополь отходят к Украине, моя мама, а она на то время работала в севастопольском порту, сразу подала документы на увольнение. Говорит: «Я работала для русского флота. А для желто-блакитных делать ничего не буду». Севастополь - это же русская земля. Мы впитали Россию с молоком матери! Конечно, есть трудности, цены поменялись. Но это мелочи, не все приходит сразу».
Что касается роста цен, то у местного населения по этому поводу есть и другая точка зрения:
«Ну что вы их слушаете? Все, кто говорят, что у нас цены выросли, просто считать не умеют. Конечно, все поменялось. У меня у самой первые месяцы денег ни на что не хватало. Но это не из-за роста цен. Вам сейчас в руки гривны дай, вы даже по самым низким ценам рассчитать бюджет не сможете, и уже через неделю месячная зарплата закончится. Просто по другой валюте жить непривычно было. К тому же у нас не только цены поменялись, но и пенсии и зарплаты сразу выше стали, это же тоже учитывать нужно. А если бы вы видели, какие у нас люди были до референдума. Это сейчас все такие светлые и доброжелательные. А посмотрели бы на наше население пару лет назад. Все злые ходили, на взводе. Не было никакой определенности. Утром просыпаешься и не знаешь чего ждать. Но уже год прошел, после того как мы к России присоединились, и вы не поверите, но жизнь сразу поменялась. Люди успокоились, стали более уверенными, что ли. Вы уж мне поверьте, столько народу каждый день вижу, столько мнений слышать приходится, что книгу писать пора», - рассказывает работник газетного киоска в Симферополе, расположенного недалеко от ж/д и автовокзалов.
Правда, называть свое имя женщина отказалась: «Я же вам просто как человек человеку рассказываю», - пояснила продавец.
Лично мне судить о поднятии цен сложно, но в сравнении с краевыми расценками могу сказать, что путешественнику из наших краев никакой разницы испытать не придется. Не заметите вы разницы и в ассортименте товаров. Украинские продукты на прилавках тоже есть, однако после получасовой беседы с продавцом и тщательного подбора товаров (очень уж хотелось попробовать местный продукт) мы решили остановиться на качестве и вкусе, а придя в гостиничный номер, обнаружила, что все мои покупки произведены в России.... Единственная разница в цене кинулась в глаза, когда я попала в аптечный киоск. Купить таблетки и другие принадлежности здесь можно не упаковками, а поштучно (если очень нужно). При этом сами цены и ассортимент несколько отличаются от наших, ставропольских, и нужно признать, не в лучшую сторону. Хотя опять-таки, как и в нашем крае, все это варьируется от киоска к киоску, и говорить о каких-то тенденциях, безусловно, нельзя. Однако, на всякий случай, запасаться в путь медикаментами лучше сразу из дома.
Кстати, если вы решили отправиться в Крым, то нужно учесть и еще одну особенность региона. Банковские карты в Крыму становятся совершенно ненужным аксессуаром, а все расчеты производятся здесь практически везде только наличными. А искать банкоматы привычных для Ставрополья филиалов можно даже не пытаться. Впрочем, к примеру, в Ялте, как отмечают туристы, таких проблем не возникало, а вот в Севастополе расплатиться картой они не смогли даже в гостинице.
А вот в целом, что касается наполняемости отелей, то сегодняшняя ситуация говорит только о том, что жить в республике становится не в пример лучше. Гостиница - это индикатор развитости туризма. И если еще год назад ехать в Крым особенно никто не хотел, то сегодня ситуация изменилась в корне. Только на празднование Дня Победы все номера в гостиницах были забронированы еще за полгода вперед. И нужно сказать, что в Севастополь, да и вообще в республику Крым со всей России едут не простые зеваки, а по большей части люди, для которых судьба города-героя неразрывно связана с их собственными судьбами.
«Севастополь для меня святое место, он омыт кровью моего народа и моей семьи. Здесь во время Великой Отечественной войны погиб мой отец, а старшего брата отсюда угнали в концлагерь. Крым всегда был, есть и будет нашей землей. Здесь проливали кровь наши деды, и нас сюда тянет просто на генетическом уровне. Больше двадцати лет назад нас разделили, не спросив у народа, и видите, чем это обернулось? Хорошо, что кровь не пролилась», - говорит Михаил Жиров, кубанский казак.
В этом году он приехал в Севастополь не только почтить память отца и брата, но и впервые за 70 лет пронести в победном строю знамя кубанского казачества, в память о десятках товарищей-кубанцев, сложивших голову в Севастополе, защищая родную землю.
А сами ветераны присоединение Крыма расценивают как еще одну личную победу.
«Люди, которые погибли в бою, ушли из жизни ради нас. Но и дети войны достойны не меньшего уважения. На их плечи легли тяготы по восстановлению разрушенных городов. А самое главное, они смогли вырастить и воспитать поколение настоящих патриотов. Поколение, которое в прошлом году самоорганизовалось и мирным путем, без единой капли крови, вернуло город-герой Севастополь и Крым на Родину - в Россию. А это великая победа!», - вытирая слезы, рассказывает ветеран Константин Сергеевич Рушев, отдавший флоту 28 лет жизни.
Одним словом, что бы ни рассказывали за Крым, как бы ни описывали журналисты и блоггеры его реалии, передать настоящую атмосферу вновь присоединенной республики едва ли получится. Безусловно, здесь еще многое предстоит сделать, и, возможно, не все проходит гладко. Но самое главное, что каждый житель Крыма исполнен такой святой веры в свое государство и такой любви к Отечеству, что сомнений не возникает - они действительно вернулись домой! А значит, все получится.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет