Вы здесь

МЕДИЦИНСКИЙ АВАНГАРД

Труд медицинских работников, наверное, можно назвать одним из наиболее важных во всем многообразии профессий. Ведь им мы доверяем самое ценное, то, без чего в буквальном смысле прожить нельзя - наше здоровье. И от того, насколько точно доктор определит диагноз и подберет лечение, зависит очень многое. Но если у врачей в больницах и поликлиниках для этого есть все необходимое - аппаратура, возможность направить пациента на дообследование и, главное, время, то этим специалистам, как правило, приходится рассчитывать только на собственный опыт. Как и у саперов у них есть только одна попытка и при этом очень сжатые сроки. Все верно, речь пойдет о сотрудниках скорой помощи.
И хотя многие считают, что скорая медицинская помощь как самостоятельное учреждение возникла относительно недавно, ее история насчитывает более чем вековую историю. Моментом возникновения скорой помощи историки считают 1881 год. Правда, поводом к ее возникновению послужило весьма неприятное событие. Необходимость бригады врачей, способной быстро реагировать в экстренной ситуации, венские власти осознали после пожара в местном театре, унесшего жизни сотен людей. А на нынешней территории Российской Федерации первая станция скорой помощи появилась в 1898 году.
А вот на Ставрополье одной из старейших можно назвать станцию скорой медицинской помощи в городе Ессентуки, которая тоже имеет практически вековую историю. Формировалась она на базе спецамбулатории, а сведения о ее первом враче Вере Андреевой датируются 1935 годом. Спустя некоторое время ей в помощь было принято еще 7 человек, в числе которых и два кучера. Сегодня же на ессентукской станции скорой помощи трудятся более 150 человек и 7 круглосуточных бригад, да и вызовы обслуживаются уже не на конных линейках, а на современных автомобилях, оборудованных всеми необходимыми приборами.
- За последние годы на скорой помощи поменялось очень многое. И количество, и качество машин, и аппаратное оснащение, и медикаментозная база, которая продолжает обновляться каждый год. Поэтому с каждым днем спасать жизни и предупреждать серьезные заболевания у пациентов нам становиться легче, - рассказывает старший фельдшер Валентина Соколова.
В этом году Валентина Борисовна отметила свой 65-й юбилей. При этом 43 года жизни медработник посвятила спасению людей на скорой помощи, из них 23 года в должности старшего фельдшера. И нужно сказать, что Валентина Соколова один из тех медиков, для которых забота о здоровье пациента - это не работа, а призвание. Стать медиком она решила в свой 18-й день рождения, когда доктор скорой помощи не смог правильно поставить диагноз. Пока Валентину Соколову лечили от отравления, она едва не умерла от разрыва аппендицита. А после того как кисловодский хирург вернул ее к жизни, Валентина Борисовна уже точно знала, что будет работать на скорой помощи и сделает все возможное, чтобы спасти как можно больше жизней. Чем фельдшер и занимается уже более сорока лет, не потеряв при этом любви ни к людям, ни к профессии.
А ведь работу на скорой помощи легкой явно не назовешь. На вызовы бригады ессентукской скорой помощи выезжают в день от 90 до 120 раз. И встречаться лицом к лицу приходится не только с высокой температурой. Нередко фельдшеры и врачи скорой помощи принимают роды у засидевшихся дома мамаш, борются и с инфарктами, последствиями всевозможных трагедий и ДТП. Работали бригады ессентукской скорой помощи и в чрезвычайных ситуациях. К примеру, в дни захвата заложников в Буденновске помощь пострадавшим оказывали 7 медицинских бригад отделения. В 2003 году медработники этого отделения первыми прибыли на место взрыва электропоезда в городе Ессентуки. И только благодаря слаженной и оперативной работе коллектива многие жизни тогда удалось спасти.
Впрочем, в работе персоналу скорой помощи приходится сталкиваться не только с экстренными ситуациями. Как рассказали сотрудники кисловодской станции, бывает в работе немало и курьезных ситуаций. К примеру, однажды недалеко от Кисловодска перевернулся автобус с гостями, ехавшими со свадьбы. К счастью, травмы были незначительными, зато на место пришлось выезжать сразу несколькими бригадами, чтобы доставить пострадавших домой.
Но, как говорится, все хорошо, что хорошо заканчивается. Однако случается и так, что машина скорой помощи едет на вызов в «холостую». И пока кто-то действительно находится на грани жизни и смерти, медики тщетно стараются попасть в пустую квартиру.
Впрочем, в последнее время, как рассказывают сотрудники ессентукской скорой помощи, таких вызовов становится все меньше и меньше. И, конечно, не последнее место в решении этого вопроса занимают диспетчеры, на плечи которых ложится отбор и правильная (по экстренности) расстановка полученных вызовов.
- Человеку трудно оценить свое состояние. Иногда люди звонят, чтобы просто проконсультироваться, наши диспетчеры настаивают на выезде, а в итоге оказывается, что у человека инфаркт. А есть и те, кто, наоборот, кричит, паникует и все потому, что столбик термометра поднялся до отметки 38. Но в нашем учреждении работают очень опытные диспетчеры, которые способны определить состояние больного едва ли не по интонации, плюс правильно заданные вопросы, позволяющие уже на этом этапе определить симптомы и ситуацию, с которой придется столкнуться бригаде, - поясняет Валентина Соколова.
Что же касается безрезультатных вызовов, то как бороться с этой проблемой рассказал Главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения СК, главный врач ГБУЗ СК «Кисловодская станция скорой медицинской помощи» Антон Фарсиянц.
- В Кисловодске круглосуточно обслуживается порядка 140 вызовов. То есть один врач или фельдшер скорой помощи за сутки обслуживает приблизительно 12-14 вызовов. Поэтому очень важно вести просветительскую работу среди населения. Например, когда я только пришел работать на эту станцию скорой помощи в 2007 году, обслуживалась 71 тыс. вызовов в год. Сегодня благодаря планомерной просветительской работе и консультированию это количество снизилось до 43 тыс. вызовов. Бывало так, что укусил курортника клещ и сразу вызывали скорую помощь. Хотя в этой ситуации вполне может хватить штатного медика. Фактически приходилось направлять бригады на выполнение непрофильной работы. Плюс ко всему, мы регулярно проводим работу с поликлинической службой, ведь количество вызовов на участке напрямую связано с качеством работы участкового врача. Чем профессиональнее доктор расписывает терапию, тем реже у пациента возникают обострения, - рассказывает Антон Фарсиянц.
Впрочем, безрезультатные вызовы не единственный вопрос, который предстоит решить специалистам скорой помощи. И вопрос этот касается общероссийской проблемы - дефицита кадров.
- За последние годы я не видел ни одного молодого специалиста, который бы закончил мединститут и пришел работать на скорую помощь. Как такового притока врачебных кадров у нас нет, хотя заработная плата врачей скорой помощи сегодня составляет порядка 35 тысяч. Проблему кадров нужно решать на уровне края. Как решали проблему дефицита врачей в сельской местности. Сейчас разрабатывается программа, по которой специалисты, окончившие интернатуру, должны будут в обязательном порядке отработать в первичном звене здравоохранения или на скорой помощи. Но этот вопрос еще остается открытым, - говорит главврач кисловодской станции скорой помощи.
Работа на скорой помощи требует большой, как физической, так и эмоцио-нальной, отдачи. Ведь работа доктора или фельдшера в первую очередь связана с человеческим фактором и в особенности на скорой помощи, к сотрудникам которой не столько у пострадавшего, сколько у его родственников бывает самое разное отношение. Даже простая температура нередко воспринимается людьми как угроза жизни, и любое промедление, на их взгляд, может быть чревато самыми тяжелыми последствиями. И хотя сегодня время приезда бригады в большинстве случаев не превышает 20 минут, некоторым людям, чтобы обрушиться на медиков с упреками, хватает и этого. Поэтому доктору в считанные минуты одновременно приходится не только определять диагноз и проводить нужное лечение, но и объясняться с родными пациента. А выдержать такой ритм могут далеко не все. Поэтому, как говорят специалисты, даже приходящие кадры нередко просто выгорают.
Однако даже с недостатком врачей опытный коллектив кисловодской станции с работой справляется. И кроме благодарственных отзывов от пациентов участок скорой помощи украшает доска почета довольно внушительных размеров. К примеру, фельдшеры Андрей Сухоруков и Замир Кишмахов, а также водитель Владимир Кровалев получили краевые награды за спасение людей в Цхинвале во время боевых действий. Из 230 человек, входящих в штат кисловодской скорой помощи, немало сотрудников награждены почетными грамотами Министерства здравоохранения РФ. Главный врач Антон Фарсиянц, который ездил работать в Беслан, отмечен федеральной наградой и званием заслуженный врач Российской Федерации.
Стоит отметить, что в последние годы внимание к сотрудникам скорой помощи государство уделяет не только в плане благодарностей и наград.
- Сейчас, когда мы стали государственной службой, все скорые помощи края получили единый для всей страны приказ, регламентирующий порядок оказания ее гражданам, где все важные моменты четко прописаны. Конечно, за один час всех проблем не решить, но все меняется к лучшему. Постепенно проходит смена аппаратуры и автомобильного парка. Сейчас мы участвуем в программах, которые в основном направлены на улучшение медикаментозного обеспечения. К примеру, у нас появились препараты, позволяющие спасать людей от инфарктов. Этот препарат борется с тромбами за считанные минуты и сосуд восстанавливает свою проходимость, что в зна ни снижает риск инвалидности у человека, пережившего инфаркт. Стоимость одного такого препарата составляет 65 тысяч рублей, но для пациента все это бесплатно. И нужно отметить, что подобные возможности появились у скорой помощи только в последние два года, - говорит Антон Фарсиянц. - В свою очередь, хочу пожелать всем работникам скорой помощи Ставропольского края оставаться здоровыми, бодрыми, жизнерадостными людьми. Пусть пациенты и дороги будут легкими, а заработная плата - достойной.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Комментарии

Мда.... Без сомнения, адова работа. Так уж получилось, что  у меня много знакомых работает в данной службе: и водителями, и педиаторами, и терапевтами.  Пару раз доводилось видеть, какими они после суток приезжают домой. В том-то, все и дело, что никакими. Я однажды, делая репортаж об их работе, напросилась на сутки дежурства. К своему стыду, сбежала  где-то через 6 часов после начала смены:((( Я ведь думала,  будут обычные люди с давлением, бабулечки  с сердечными тревогами и желанием поговорить. Ан нет... Первый вызов  - человек без определенного места жительства с непрекращающейся рвотой, второй  - тоже пациент с какими-то проблемами с легкими, и как выяснилось, недавно вернувшийся с мест не столь отдаленных.. Словом, романтики не получилось, и пока я брюзжала, мол, они там что сговорились что ли, дежурная бригада в открытую посмеивалась надо мной, если я так  к самым обычным и заурядным вызовам отношусь, что делать со мной дальше. Делать ничего не пришлось: я сама позорно сбежала.  Впрочем, это я сейчас такая вся благодушная.. А когда же у ребенка жар и я в истерики звоню и не могу дозвонится в скорую -  хотя и знаю, что не по адресу,  - меня обуревают не столь позитивные мысли.  А каково ваше мнение?

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.