Вы здесь

ИЗГОИ НА КОЛЕСАХ, ИЛИ ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Это не нами придумано, но как-то повелось, что всех участников дорожного движения мы привыкли делить на две группы - пешеходы и автомобилисты. Во всяком случае, так было до последнего времени. Сегодня же в данный тандем пытается вклиниться третье звено: велосипедисты. Уж не знаю, экономический ли кризис вместе с дорожающим бензином тому виной или ставропольцы, наконец, вняли социальным роликам о пользе здорового образа жизни, но факт остается фактом: в стране началась массовая велосипедизация. И наш краевой центр - не исключение.

Так в Ставрополе во многих социальных учреждениях и общественных местах помимо авто- стали появляться и велопарковки, в парках набирает популярность услуга по велопрокату, да и в спортивных магазинах ассортимент двухколесных транспортных средств вырос в разы. А чего стоит новая современная велодорожка, проходящая по улице 50 лет ВЛКСМ от места пересечения с улицей Шпаковской, затем - по Тухачевского до пересечения с Доваторцев? Хотя, как чего? Данный трек обошелся городской казне в 7,7 миллионов рублей. А памятник велосипедисту, появившийся недавно рядом с парком Победы? Словом, смотришь на происходящие изменения, и невольно складывается ощущение, что пропаганда двухколесного друга у нас объявлена делом если не государственной, то краевой важности уж точно. Но вот стало ли от смены способа передвижения безопаснее на дорогах?

Ох, не знаю, как вас, читатель, а меня одолевают смутные сомненья. Скажу даже больше, судя по тому, как пешеходы недолюбливают автомобилистов, автомобилисты точат зубы на пешеходов и все вместе объединяются против велосипедистов, обстановка лишь накалилась. Почему так происходит и что мешает всем троим уживаться на одной территории? Давайте разбираться.

Взгляд на пешеходном переходе

А начну-ка я, пожалуй, с личного. Благо, являюсь профессиональным пешеходом со стажем хождения более тридцати лет, да и специфика профессии предполагает проводить большую часть времени в спешке и на улицах города. Поэтому каюсь, но, пытаясь быстро добраться из пункта А в пункт Б, находящиеся на противоположных концах улицы, редко смотрю по сторонам. А зря! Потому как велосипедисты иногда вылетают из-за угла, словно черт из табакерки. И не только из-за угла.

Вот буквально неделю назад. Выходные. Пытаюсь перейти дорогу на улице Тухачевского. Казалось бы, горит зеленый свет, иду ровнехонько по пешеходному переходу, не петляя из стороны в сторону, не разговаривая по мобильному телефону, но, когда до противоположного тротуара остается каких-то два шага, я всеми клеточками своего тела начинаю чувствовать, что на меня сзади несется нечто. Быть сбитым велосипедом - может, со стороны это кому-то и кажется забавным, но, на самом деле, то еще «удовольствие». Благо, я оказалась проворнее и в последний момент успела оттолкнуть это «нечто», распластавшееся в итоге на асфальте.

Впрочем, не прошло и минуты, как я уже сильно усомнилась в том, что мой инстинкт самосохранения - подарок судьбы и что лучше: попасть под колеса 13-летнего юнца или под раздачу от его папаши, учинившего мне разборку типа «глаза разуй и смотри куда прешь, когда дите едет».

- Вообще-то, я переходила дорогу по пешеходному переходу, а не велосипедному, - попыталась было я возразить главе семейства. - Да и коль на то пошло, правилами дорожного движения предписано, что велосипедисты на пешеходных переходах обязаны вести велосипед рядом с собой.

Думаете, читатель, этот аргумент остудил пыл моего собеседника? Как бы не так! Рассказав мне свою интимную фантазию про то, с каким бы удовольствием тот сделал свои большие и маленькие дела на свод ПДД, дядечка продолжил:

- В общем, ты меня поняла! Я никогда не спешиваюсь и спешиваться не собираюсь! Это то же самое, что выходить из машины перед тем, как проехать переход. У нас зебр через каждые двести метров натыкано, смысл тогда в поездке? Это так быстрее пешком дойти, нежели доехать на велосипеде. Ясно?

Куда уж было яснее! Пообщавшись с семьей, вроде как приобщающейся к здоровому образу жизни, я пожалела, что у меня не хватило храбрости попрыгать по валявшемуся рядышком велосипеду. Почему бы и нет? 4 городская больница была рядом, чай, без медицинской помощи не оставили, а так глядишь, ценой собственного здоровья взяла бы и избавила мир от одной обезьяны с гранатой - то есть с велосипедом - ну хотя бы до следующей папиной зарплаты. А то мы все сетуем, мол, в современном мире нет места подвигу, перевелись женщины в русских городах и селениях, нате-ка, распишитесь в получении.

Между тем это было хоть и самый запоминающийся, но далеко не единственный опыт общения с байкерами. Я уже неоднократно об этом писала, но, повторюсь еще раз, наш двор в Юго-западном районе - настоящая находка для журналиста, так это кладезь информации, энциклопедия жизни, судеб и людских проблем в одном флаконе. А учитывая его интересное географическое положение, где в тесной близости друг к другу сошлись школьный стадион, детская площадка и массивный участок земли, где собачники выгуливают своих питомцев, не удивительно, что проблема велосипедистов тоже дала о себе знать. Если не каждый день, то раз в неделю точно нервы одной из сторон не выдерживают, и двор превращается в площадку для митингующих.

- На школьном стадионе я бегаю всего пару месяцев, но и этого времени мне с лихвой хватило, чтобы при виде велосипеда и его хозяина у меня начинался нервный тик, - вздыхает 20-летняя Екатерина. - Несясь по стадиону на бешеной скорости, велосипедисты почему-то уверены, что, встретившись на дороге, нам проще отбежать, чем им повернуть руль и объехать нас. Хотя у меня нет третьего глаза, я не могу увидеть велосипедиста со спины. И полбеды, когда на дворе сухо. Недавно я бегала после дождя, когда на стадионе были лужи. Пришлось зачерпнуть в кроссовки воды, чтобы не сбили.

- А меня раздражает другое, - подключается к разговору мама годовалого Максима Валерия. - Раньше на велосипедах ездили те, у кого к ним лежала душа. Сегодня же это дань моде. Умеешь - не умеешь кататься, знаешь правила или не знаешь - купи велик покруче, экипировку помоднее и все, ты в тренде. Нажимай на педали и делай селфи. Я вот недавно двух таких кобылиц здесь видела, когда они друг дружке фотосессию устроили. Пришлось искать другое место для прогулок, чтобы на коляску не налетели и ребенка не сбили.

- Давайте же, наконец, ограждать двор от таких лихачей. Один из них чуть мою Лесси не сбил, - выносит предложение Ольга Васильевна, у ног которой крутится коричневая такса. - Она же у меня добрая и подвижная, велосипеды вызывают у нее дикий восторг, вот Лесечка и пытается их с лаем догнать.

Между тем, как следует из рассказа нашей собеседницы, водителей данных транспортных средств такое волеизъявление собачьих чувств не очень-то и радует. Пытаясь спугнуть и прогнать животное, те начинают вилять колесами из стороны в сторону и даже пытаются наехать на таксу:

- И знаете, что говорят? Ваша псина чуть не прокусила мое колесо! Это Лесси-то? Которая ни разу ребенка не обидела!

В итоге манифестанты решают, что «с них хватит, терпение уже лопнуло, нужно поднять вопрос об ограждении двора с председателем ТСЖ», и расходятся по домам, чтобы спустя несколько дней все начать по новой.

Словом, с пешеходами все ясно, и главная претензия к велосипедистам сводится к чересчур агрессивной манере вождения двухколесного друга. А вот чем не довольны автомобилисты, не признавая своих младших собратьев на дороге? Оказывается, тем же!

Взгляд из окна автомобиля.

- Не спорю, на дороге встречается очень много адекватных велосипедистов. Их даже большая часть. Но отдельные индивиды порой столько крови выпьют и нервов на дороге вытреплют! От них не знаешь, чего ожидать: поедут прямо или вдруг вздумают повернуть налево, - комментирует водитель с 15-летним стажем Вячеслав Никитин. - И потом доказывай, кто виновник ДТП. Вот из недавнего. Возвращаемся с женой от родителей домой. Вечер. Темнеет. Едем по Кулакова. Впереди нас один чудак в серых шортах, серой майке и без отражающих световых элементов. Он так великолепно сливался с асфальтом, что ему могли позавидовать другие представители животного мира. Наверное, боролся за естественный отбор. Но если ему жить не хочется, это вовсе не значит, что кто-то из автомобилистов спит и видит свое место на тюремных нарах.

- Да у нас вообще складывается странная ситуация, что машина, что современный велосипед - транспортное средство повышенной опасности. Однако, если взять свод законов, гарантирующих безопасность всем участникам движения, у велосипедистов окажется прав намного больше, чем обязанностей. Да и то о последних они предпочитают «забыть», - эмоционально стуча кулаком по столу, делится «наболевшим» и Олег Самойленко. - Например, велосипедисты могут ехать по «встречке». Но обязанность ехать в попутном направлении с авто они забывают, а право ехать по дороге - помнят. Я нередко замечаю велосипедистов посередине проезжей части из нескольких полос. Вот, как ты туда попал? Что тебе вдоль обочины не нравится? А когда они ездят исключительно по середине проезжей части? Причем едут так не спеша, рассматривая открывающиеся виды и пейзажи, не обращая внимания на сигналы или показывая в ответ непристойные жесты. Попробуй объехать такого ездуна: наказание за «сплошную» вплоть до лишения прав. Нормально это?

Ну, вот что тут скажешь? Разве что остается порадоваться, что у меня нет машины, и выслушать, объективности ради, и точку зрения «провинившихся». Кои себя такими вовсе и не считают. Хотите спокойствия? Освобождайте действующие и стройте новые велосипедные дорожки, куда мы с радостью переедем, - заявляют велосипедисты.

Взгляд из-за руля велосипеда

- Знаете, легче всего нас обвинить во всех грехах, мол, мы носимся на пешеходных переходах, по тротуарам и аллейкам. Однако посмотрите, прежде всего, на себя, как пешеходы переходят дорогу. Болтают по телефону, оденут наушники, врубят музыку и хоть сигналь им, хоть не сигналь, все равно не услышат, - парирует велосипедист Александр Ревзин. - Или другая крайность, начинают метаться из стороны в сторону, что тоже ни к чему хорошему не приводит.

Нашлось ответное «алаверды» у байкеров для мамочек и собачников. Оказывается, им тоже совсем не по нраву оккупированные нами их территории.

- Вот на Юге для нас построили чудесную велодорожку, в парке Победы тоже предусмотрена специальная полоса, разделяющая дорогу на две части, предназначенную для пеших прогулок и велосипедных. Однако на деле получается, что ставропольцы гуляют где хотят и как хотят. Мамы с колясками, дети на самокатах, женщины с пакетами, пьяные, люди с собаками - такое ощущение, что часть со значками велосипеда медом намазана. А ведь рядом широченная часть для пешеходов. Вот как это можно объяснить? На все замечания, что они загораживают проезд, слышим, дескать, нам здесь удобнее ходить, - поддерживает коллегу и Станислав Пушинин.

- Более того, многие мамочки еще и оскорбляются, когда мы не умиляемся при виде их трехлетнего карапуза, осваивающего навыки вождения велосипеда непосредственно на дорожке. Это же так мило! Право, что может быть забавнее, когда ты работаешь курьером и нужно срочно отвезти документы в офис, ты всей мощью нажимаешь на педали, а тут малолетнее чадо посреди дороги вместе с мамашей, болтающей в стороне по телефону! Кто виноват, если собьешь ребенка? Конечно, горе-велосипедист, - описывает вполне обыденную для наших дней ситуацию Денис Мишуринский.

Что же касается автомобилистов...

У ставропольца Геннадия Комаревцева опыт вождения велосипеда 11 лет. И за это время он усвоил главные правила безопасного передвижения по городу.

- Не знаю, как другие, а я принципиально езжу по тротуарам, так как хочу жить! У нас в городе такие водилы, что от них лучше держаться подальше, чтобы не загреметь на тот свет! Двигаясь по тротуару, соблюдаю скоростной режим; если есть люди, то двигаюсь со скоростью пешехода или чуть быстрее для того, чтобы опередить его и не мешать. Со стороны водителей бывает хамство, но я его не слышу - слушаю хорошую музыку. А со стороны пешеходов жалоб не поступало, - пожимает плечами и Николай Комаревцев.

Вот, собственно, такие мнения, и у каждой из трех сторон своя правда, отнюдь не противоречащая, а, наоборот, дополняющая правду противника и перетекающая в одну общую для всех истину. Не спорю, разделительные дорожки Ставрополю необходимы, и весьма отрадно, что понимают это не только участники дорожного движения, но и городские власти. Другое дело, что не все сразу, ибо цена вопроса на пять копеек в базарный день. Но помимо материальной составляющей нужна все-таки еще и культурная основа, когда каждый будет слышать и видеть не только себя, но и соседа, впереди или позади идущего, едущего, не важно. Не научимся слушать и слышать, никакие дорожки не помогут.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.