Вы здесь

ЧЕТВЕРТЫЙ ПОШЕЛ

Президент России Владимир Путин одобрил изменения в Закон «О защите конкуренции». Поправки, неформально объединенные под названием «четвертый антимонопольный пакет», вступят в силу в начале января будущего года.

Прокомментировать новую законотворческую инициативу «Ведомости» попросили руководителя широко известного на Юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Романа САВИЧЕВА.

- Если говорить в целом, то государство рапортует: принятие четвертого пакета поправок было продиктовано стремлением в непростых экономических условиях снизить административную нагрузку на бизнес. В некоторых моментах такое желание действительно прослеживается, - рассказывает Р. Савичев. - Так, нововведения позволяют надеяться, что заметно расширится практика предупреждений. Они вводятся по многим нарушениям антимонопольного законодательства, за которые сейчас без вариантов предусмотрена ответственность. Если компания исправилась, никаких штрафов не будет. Также поправки регламентируют поведение конкурентов на рынке, доступ к коммерческой тайне, а также изменяют процедуру пересмотра антимонопольного решения.

Впервые в законе четко прописаны все случаи недобросовестной конкуренции, например, использование компанией чужого товарного знака, дискредитация конкурента. Также внимание обращено на ситуации, когда фирма заявляет, что ее товары лучшие на рынке, но при этом рекламные лозунги не подтверждаются исследованиями.

Другое важное изменение - впервые узаконены соглашения о совместной деятельности между предприятиями. До сих пор, если компании, которые являются конкурентами между собой, создавали совместное производство, к примеру, чтобы снизить себестоимость товаров и услуг, такие действия можно было автоматически расценить как картельный сговор. За это по закону нарушителям грозит штраф до 15 процентов от суммы выручки, полученной незаконным путем. Но иногда подобное партнерство может быть полезным. Скажем, когда две компании строят совместный завод, выпускают оборудование, которое в равной мере используется ими обеими, но при этом остаются конкурентами на рынке других товаров. Легальных механизмов наладить такое сотрудничество до недавнего времени, по большому счету, не было. Теперь же, если две компании заключат соглашение о совместной деятельности и оно пройдет проверку ФАС, они могут работать, не боясь обвинений в создании картеля. Для игроков, совокупный оборот которых превышает 7 миллиардов рублей, требование проводить свое соглашение через антимонопольную службу обязательное. А все остальные могут это делать по желанию.

По новым правилам, если ФАС имеет претензии к компании, то, прежде чем подавать в суд, ведомство обязано будет попытаться урегулировать все вопросы в досудебном порядке. Это называется процедурой предварительного заключения. Смысл в том, что еще до принятия решения ФАС будет выдавать предварительное заключение с изложением структуры предъявляемого обвинения, соответственно ответчик получит право изложить аргументы в свою защиту.

Также впервые и у предпринимателей появилась возможность обжаловать решения территориальных управлений ФАС в центральном аппарате ведомства, не обращаясь для этого в суд. Более того, у фигурантов антимонопольных дел появится возможность присутствовать при рассмотрении дел в ФАС.

Пакет поправок исключает возможность признания доминирующими компании, которые не имеют большой доли на рынке, а именно ниже 35 процентов. Упраздняется и сам реестр таких субъектов.

Еще один блок новаций касается привлечения к ответственности органов власти, нарушивших антимонопольное законодательство. Например, речь идет о случаях, когда чиновники подписывают соглашения с определенными компаниями, что ограничивает доступ на рынок другим организациям. Согласно нововведениям, ФАС сможет выносить предупреждения госслужащим всех уровней. Кроме того, увеличен и максимальный размер штрафа для должностных лиц за нарушение конкуренции - с 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение последует безальтернативная дисквалификация на три года.

Также, согласно новому документу, ФАС сможет запрещать создание государственных и муниципальных предприятий, если рынок услуг, которые они смогут предоставлять, уже сформирован.

Однозначно ужесточает государственное регулирование бизнеса право властей вводить правила

недискриминационного доступа к товарам на монопольных рынках. Ранее такие действия применялись только к госмонополиям, теперь такой риск появится и у частных компаний. Ее суть в том, что в случае фиксации ФАС злоупотребления компанией доминирующим положением (более 70 процентов рынка) правительство может ввести правила недискриминационного доступа к ее товарам. Эти правила должны содержать перечень товаров и данных об условиях их обращения на рынке: ценах, возможном объеме производства или продажи и существенных условиях договоров о поставках.

Напоследок добавлю, что, согласно принятым поправкам, из-под контроля ФАС до 1 января 2018 года будут выведены малый бизнес и индивидуальные предприниматели с годовым оборотом 400 млн рублей - они, по мнению ФАС, никогда не смогут занять 35 процентов рынка, поэтому их не нужно проверять. Норма не будет распространяться только на отдельные виды хозяйствующих субъектов, финансовые организации и субъекты госмонополий.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.