Вы здесь

С РАСКОСЫМИ И ЖАДНЫМИ ОЧАМИ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Владимир Владимирович!

Продолжаю тему, обозначенную в письмах к вам «Неистовый миллионщик» от 22 июля и «Бедный, бедный Йорик!» от 9 сентября этого года. Про безудержный, на десятки миллионов рублей, расцвет в крае археологии и околовсяческие чудеса с ней.

Для начала - спасибо, что прочитали и среагировали. Вроде сверхскоростные и сверхщедрые выплаты из бюджета на раскопку 36 курганов в Новоалександровском районе, о чем шла речь в последнем письме, приостановлены. А Белинский - бывший руководитель бывшего ГУП «Наследие», вдохновитель и организатор наших археологических побед, вроде даже из края уехал и больше на нашем археологическом горизонте не появляется. Ну и ладно. Деньги бюджетные целее будут.

Но сегодня я вернусь к теме из первого письма. Про Грушевское городище.

Мусор так и лежит над Цитаделью

Напомню, о чем тогда шла речь. О том, что Грушевское городище, а именно его сердцевина с Цитаделью, найденная и раскопанная нашими отцами и дедами, за последние два десятка лет засыпана грунтом и строительным мусором. Не была обозначена, огорожена, не охранялась, не раскручена как наше ценнейшее наследие - вот и результат. Народ видит яму и валит в нее содержимое своих самосвалов. Высота этого с позволения сказать «культурного» слоя из земли и мусора - чуть ли не восемь метров. Не будет натяжкой сказать, что это глубина могилы, в которую мы, современники, превратили более чем двухтысячелетний памятник федерального значения. Кое-где по краю торчат два-три камня стены. И все культурное наследие. Даже сфотографировать нечего. Бетонные глыбы с торчащей из них ржавой арматурой, которым явно не две тысячи лет, чаще встречаются. И никому до этого нет дела.

А должно быть дело. И прежде всего руководству краевого отделения ВООПИК, которое расшифровывается как Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, и которое, по большому счету, как цепной пес призвано стеречь такого рода культурные объекты, лелеять и кохать их. Иначе, для чего оно тогда существует? Однако как понять то, что до сих пор на кадастровый учет памятник архитектуры не поставлен, границы его не определены? Более того, я не нашел ни одного документа, свидетельствующего о беспокойстве руководства общества о судьбе именно Цитадели - сердцевины городища. И ни одного поступка типа подъема народа на расчистку исторической территории, не говоря уже о прямом участии активистов общества в этой расчистке. Всего лишь общие рассуждения, что мы имеем великую ценность, которая чуть ли не единственная на свете. Из года в год одна и та же писанина общего свойства. Такое ощущение, что на этих рассуждениях и за счет этих рассуждений и живут. Десятилетиями. Припали, прилипли, так сказать, к живому источнику, и ничего другого им не надо. Даже расчистить этот источник западло.

В отделении прочитали то мое письмо к вам, Владимир Владимирович. Его руководитель Л. Ходункова даже звонила автору. Не совсем была довольна поставленными акцентами, но спасибо сказала - «за привлечение внимания к теме». Можно было бы ожидать, что она хотя бы ударит в колокола и поднимет власти и прогрессивную общественность на спасение памятника. Что положено по ее должности.

Однако не тут-то было. Уже почти три месяца прошло, а мусор как лежал, так и лежит над цитаделью. Зато Ходункова развила бурную деятельность совсем на другом направлении. Яро воюет с теми, кто, по ее мнению, покусился на охранную зону памятника. Да-да, на сам памятник ноль внимания, а вот на пустырь перед ним - внимание очень даже обостренное. Вообще-то здесь по генплану парковая зона, но Ходункова утверждает, что будут многоэтажки. Да настолько уверена в этом, что накатала жалобу в прокуратуру на собственника этого пустыря и руководство Ставрополя. Мол, разберитесь и привлеките. А затем и в прессу пошла. Прочитал в газете «Открытая» написанную с ее подачи статью на эту тему, и понял, что перед всеми нами опасность вселенского масштаба. Везувий Помпеям меньший ущерб нанес, чем наши местные злыдни. Они, негодные, замахнулись на все скифское наследие разом! Аж с 1939 года, сетует автор, мечтали создать ставропольцы познавательный археопарк, а вот нынешние нувориши и градоначальники ставят на всех этих возвышенных мечтах крест. Всего лишь из корыстных целей. Про утонувшую в наслоениях новейшего времени Цитадель, кстати, ни слова.

Так красочно расписал автор наезд «богатых вандалов» на культурное наследие, что я теперь нет-нет, да и всмотрюсь в лица, и поищу те самые раскосые и жадные скифские очи, о которых так сочно сказал Александр Блок. И знаете, нахожу! Особенно жадные, и особенно на лице той, кто и является заказчиком данной статьи.

Не та копает!

В чем суть ситуации? Юго-западный район Ставрополя, как вы хорошо знаете, Владимир Владимирович, задыхается в автомобильных пробках. Чтобы хоть как-то эту проблему разрешить, надо расширять дороги. Наметили расширить и проезжую часть улицы «45-я параллель». Тем более, что она далее продолжается. Эту тему даже в генплан города записали. На беду, расширение затрагивает охранную зону Грушевского городища. Я ранее уже писал, что ее очертили с кондачка, лишь бы побольше, и в размере аж тридцать гектаров без малого. Хотя само городище занимает всего 0,3 гектара. Ни одного шурфа там не было сделано, ничего не выявлено. Но... Чертили Белинский и другие, кто, как мне кажется, надеялся иметь из этого свой интерес. Чтобы предлагать потом свои недешевые услуги по археологии будущим застройщикам. Ведь на охранных территориях строить нельзя до тех пор, пока не извлечешь все, что в культурном слое. За раскопки, как в случае с курганами, заламывают десятки миллионов рублей. Стоимость участка для застройщика обходится дороже реально в несколько раз.

Так вот, ГУП «Ставкрайимущество», действуя, как и положено в подобных случаях, заключило договор с собственником на выполнение научно-исследовательских археологических работ. Всего лишь на трех гектарах охранной зоны, где и пройдет дорога. Профессиональный археолог Галаева, которая в нашем крае не чужой человек, является хранителем соседнего Татарского городища, получила в Минкультуры Российской Федерации так называемый открытый лист на проведение раскопок. Сделала раскоп, перелопатила уже половину участка. Причем бережно, как и диктует археологическая наука, без всякой техники типа экскаватора - лопатой, кисточкой, гребеночкой... Ничего стоящего внимания науки, кстати, пока не нашла, что лишь подтверждает надуманность столь широкой охранной зоны. И за нынешний сезон наверняка раскопала бы весь участок, если бы не уже упомянутый ВООПИК с его дурными инициативами.

Суть претензий Ходунковой и иже с нею, по большому счету, сводится к простому: не та копает! Действительно, Ходунковой бы радоваться, благодарить «Ставкрайимущество», что нашло средства и в полном соответствии с наукой пытается заглянуть под землю и найти ответ на вопрос: что же в том культурном слое, о котором столько разговоров? Но нет, верещит и жалуется. Общественник больше понимает в теме, чем профессиональный археолог? Мне кажется, что если бы Белинский и его окружение копали - тогда все было бы в порядке. А так - все не так, все неправильно! Поневоле задумаешься: а действительно ли наши лидеры ВООПИК руководствуются интересами памятника федерального значения? Может, тут все проще, может тут чьи-то мелкие частные интересы?

У меня давно складывается впечатление, что вся деятельность нашей структуры ВООПИК - сплошной мелкий частный интерес. До памятников культуры у нас никому нет дела, даже о воинских вспоминаем накануне юбилеев Победы. Но как только заходит речь о стройке, где большие деньги на кону, то наш ВООПИК тут как тут. Да и то, визжит как-то выборочно и до определенного момента. Свежий пример - скандал вокруг строительства торгового центра в Буденновске. В городском парке, у братской могилы. То есть чуть ли не на костях защитников отечества решили торговать. Сопротивлялись руководители краевого ВООПИК, шумели. Но - до поры до времени. Торговый центр в конце концов согласовали и его построили. Поговаривают, тогда подписи поставили, когда застройщик с заказчиком стали коллективными членами ВООПИК с внесением вступительных взносов. Как мелко!

Прокуроры вумнее археологов

Я, Владимир Владимирович, что-то не помню, чтобы прокуратура Промышленного района стала инициатором расследования, кто и при каких обстоятельствах завалил Цитадель грунтом и мусором. Ведь это сделано в последние два десятка лет. Тем более не знаю, что она обращалась с подобным иском в суд. Но на «телегу» Ходунковой, где она жалуется на то, что делается по закону и в соответствии с установленными правилами, прокуратура среагировала более чем оперативно и заинтересованно. Заместитель прокурора А. Ахвердов на основании заявления Ходунковой даже подал в суд иск. В нем аж три требования: признать недействительным договор купли продажи земельного участка, являющегося частью охранной зоны Грушевского городища, признать недействительной запись в Госреестре о сделке и признать незаконным проведение работ на территории городища «Ставкрайимуществом». Заявила прокуратура и обеспечительные меры в виде запрета проводить какие-либо работы на участке.

От иска прямо-таки несет чьим-то чужим интересом. Во всяком случае, интересом государственным, который должна прежде всего бдить прокуратура, тут и не пахнет. Да и с правовой точки зрения заявление явно сырое. Ну, признает суд договор купли продажи участка недействительным, что изменится? Предыдущий собственник - тоже частное лицо. Какая разница! А еще раньше - это земля сельхозпредприятия. После его банкротства она ушла в частные руки. По закону. Перспективы у иска нет. Собственники, говоря юридическим языком, добросовестные приобретатели. И тот и другой покупали участок задолго до того, как территория была включена в охранную зону памятника. Последний - за четыре года. Какие основания договор разрывать? По закону это возможно, если только собственник не должным образом участок с культурным наследием содержит. В иске таких доказательств не приведено. Да и если суд заберет участок, государство будет обязано возместить его стоимость собственнику. То есть отдать из казны частному лицу немалые деньги. В чьих интересах? Только - не государства или простых граждан. Скорее - в интересах Ходунковой и Ко, которые на куда более ценное, найденное и раскопанное предшественниками, но загубленное современниками историческое наследие, внимания не обращают.

Промышленный районный суд иск прокуратуры принял, ходатайство о наложении обеспечительных мер удовлетворил. Потом спохватился, что это не его подведомственность. Сейчас дело в арбитраже.

Бездействие страшнее действия

Но запрет на проведение раскопок никто не отменил. Археологи ушли с объекта. И тут самое главное в этой теме, Владимир Владимирович, что требует, похоже, вашего внимания и внимания министерства культуры края. В зиму участок культурного наследия входит с открытыми раскопами. Зимой их основательно заметет снегом, к весне стены как пить дать обвалятся. Я уже не говорю о том, что наверняка в ямах начнет играть местная ребятня, в них набросают всякой дряни, ведь микрорайон через дорогу. И тогда не будет понятно, из какого исторического слоя тот или иной артефакт. То есть не продолжение раскопок, а их приостановление на данном этапе губительно для памятника культурного наследия. Тот самый случай, когда бездействие страшнее действия.

Ладно, прокурор с судьей, они по определению, как говорят в народе, вумнее археологов. Но охранители наследия из ВООПИК, они куда смотрят? Ведь погибнет культурный слой! Им, что, все равно?

Или они прекрасно знают, что на этом участке ничего нет, и что тридцатигектарная охранная зона вокруг Грушевского городища - туфта?

Похоже на то.

Александр ЕМЦОВ.

На снимке: Где-то здесь на глубине 8 метров спрятан 2000-летний памятник всемирного наследия

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 2.7 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.