Вы здесь

БЕССЛАВНЫЙ НАБЕГ

Большое и серьезное расследование нашему брату журналисту всегда трудно вместить в рамки одной статьи. Что-то всегда остается за кадром. Это хорошо видят читатели, и стараются дополнить автора.

Так было и с расследованием истории проблемы группы автосервисных компаний под торговым брендом «ДримКар». Еще не закончившейся, но уже оставившей сотни пострадавших клиентов, месяцами, а то и годами ожидающих свои оплаченные автомобили. Не успели мы напечатать статью «Оптимистическая трагедия» (номер газеты за 2 декабря с.г.), как посыпались звонки, комментарии на сайте газеты (st-vedomosti.ru), развивающие и дополняющие тему.

Обо всех рассказывать не стану, отмечу лишь три момента.

Давайте все же дружить с логикой

Первый - упреки автору, что не так глубоко копнул историю строительства автосалонов. В которой, по мнению некоторых читателей, и кроются истоки гибели империи «ДримКар». Они утверждали, что стоимость салонов в ходе строительства чрезмерно завышалась. Мол, хозяин Э. Гашимов строил их с помощью специально созданного собственного предприятия, поэтому всегда мог накрутить затраты. И уже на этом этапе заработать. Поэтому и накопились такие огромные долги банкам, которые он не смог выплачивать.

Вообще-то, все это несерьезно. И рассыпается, если известно, что автосалоны строили внешние подрядчики. Мне это известно.

 Проверить разумность и обоснованность затрат на какой-либо стройке под силу только специально подготовленным аудиторам. Журналисту в мудреные формы строительной отчетности лучше не лезть, все равно ничего не поймет. Но я исхожу из того, что если объекты строились на банковские кредиты, то банки в таких случаях всегда(!) требуют и бизнес-план, и смету, и заключение государственной экспертизы на проект. И само собой - страховку. И не дают деньги, пока в этих документах не будет все тип-топ. И дальше жестко контролируют расходование кредитных ресурсов. В нашем же случае на этапе строительства проблем с банками у «ДримКар» не было. И бизнес-планы со сметами подозрений не вызывали, и деньги охотно давали. Так что эта версия неубедительна.

Я еще потому не воспринимаю серьезно такую версию, что она абсолютно нелогична. Получается, что человек берет кредит на строительство автосалона, потом его же половинит. То ли сам у себя ворует, то ли из левого кармана перекладывает в правый. Да еще и проценты платит. На текущие расходы? Сомневаюсь, что для этого Гашимову не хватало текущих доходов, не будем забывать, что не меньше половины стоимости строительства оплачивалось собственными средствами его компаний. Для возведения другого объекта? Не проще ли и на него оформить кредит? Что, в общем-то, и делалось, когда возникал проект нового автосалона для очередного бренда.

Да и на трезвый взгляд не очень похоже, чтобы стоимость строительства завышалась. По 70 - 80 тысяч рублей за квадратный метр с оборудованием выходило. Подчеркиваю - с оборудованием. Это и подъемники, и электронное диагностическое, и механическое ремонтное оборудование, и инструмент, и меблировка - все то, что мы видим, когда приезжаем на станцию за сервисом. Да еще и стоимость не дешевых в городе земельных участков - под каждым автосалоном не менее гектара, да подводка инженерных сетей и их подключение...

Может, кто и дешевле строил автосалоны, но вряд ли это вышло также красиво и современно. Напомню, построено их по краю компаниями под брендом «ДримКар» 26 штук. Зеркальные стекла, алюминиевая обшивка, глянцевая плитка... Все в стиле хай-тек.

Больше ясности

Второй момент - о самом Гашимове. Один из комментаторов на сайте написал, что он, такой-сякой, продолжает сорить деньгами даже в настоящий крайне сложный период. Оплаченные машины людям не отдает, а сам в роскоши купается.

Вообще-то такую «информацию» даже проверять не будем. Трудно представить, чтобы разумный человек, в отношении которого расследуется уголовное дело и предприятия которого в процессе банкротства, (еще не ясно, чем оно закончится), так поступал. В его положении наоборот, продают и дома, и машины, прячут деньги в черный нал, чтобы судебным приставам в случае их визита осталось руками развести. Гашимов этого не делает, чем вызывает уважение. И вообще, он вызывает впечатление достаточно разумного, даже под ударами судьбы не потерявшего надежды человека. Не сбежавшего с деньгами компаний, ценой своих личных потерь, причем немалых, сокращающего и сокращающего список пострадавших клиентов. И чтобы он делал такие очевидные глупости?

Так и хочется сказать: уж вы определитесь. Или Гашимов проходимец, но в этом случае он по определению не может совершать те поступки, в которых вы его обвиняете. Или он вполне достойный, хотя и попавший в серьезную передрягу человек, но тогда и оценивайте его с позиций здравого смысла.

В любом случае, говорят читатели, у нас стало больше ясности обо всей этой истории. И это хорошо.

Как хорошо и то, что стало больше ясности о роли в ней «Синдики», которую, похоже, завели в наш край спекулятивные устремления и желание поживиться тем, что плохо лежало. Читатели говорили спасибо, что наконец-то стало понятно, кто приобрел автосалоны вкупе с «Верхним» и «Брусневским» рынками. А то все слухи, слухи... И спрашивали: а чем полезным для края отметился ее хозяин Каноков, который уже так широко и бесцеремонно внедрился в нашу бизнес-сферу? Откровенно говорю: не знаю. Ни в крупных инвестиционных, ни в социальных, ни тем более в благотворительных проектах в нашем крае Каноков пока не замечен. В скандалах и черных переделах - да. Как, например, с «приватизацией» Минераловодского аэропорта. Сомнительные методы овладения автосалонами «ДримКар» лишь подтверждают, что с аэропортом не все чисто...

И тем не менее, я благодарен за комментарии и внимание читателей. Кроме печатного тиража, статью в первые же дни просмотрели свыше тысячи пользователей интернета. И это хорошо.

О бедных клиентах было слово

Однако наш разговор, как в первой статье, так и сейчас - не о Гашимове, не о Канокове, не о банках с их кредитами и даже не об автосалонах с их машинами.

Разговор все тот же: о пострадавших клиентах автосалонов, о том, что и когда им светит в их нелегких тяжбах за свои автомобили. Разговор о людях, попавших в беду, и о том, есть ли выход из этой беды.

Похоже, есть. В минувшую пятницу на ставропольском канале АТВ прошел сюжет на обозреваемую нами тему. Человек преклонных лет, зовут его Александр Сергеевич из Минеральных Вод, давно оплативший свой «Опель» и даже забравший автомобиль из автосалона, получил из рук менеджеров «ДримКар» технический паспорт на него. То есть теперь он полноправный владелец четырехколесного друга. Простоявшего год в гараже, ведь без документов не поедешь. Раз компания-дилер отдала техпаспорт, значит, она заплатила дистрибьютору за машину. Теперь - на регистрацию, получай госномера и катайся. Таких, судя по сюжету, немало. А всего более 700 человек из списка только за последние полгода. Процесс выдачи машин идет, список пострадавших клиентов сокращается? Получается, что так. Трудно, со скрипом, но идет.

И мог бы идти еще быстрее. И даже вообще мог победно завершиться уже в этом году. Если бы у нового покупателя салонов - компании «Синдика» А. Канокова, была более ответственная позиция. Потому что с недавних пор уже от него, а не от Гашимова, зависит, как быстро и будут ли вообще удовлетворены требования клиентов.

Чтобы подтвердить вышесказанное, напомню фабулу всей этой истории. После кризиса 2008 года, падения спроса на автомобили, автосалоны «ДримКар» столкнулись с финансовыми трудностями. Кредиты брались на строительство автосалонов. Самый крупный кредитор Северо-Кавказский банк Сбербанка РФ, с одной стороны, не позволял продать часть автосалонов и рассчитаться с клиентами, с другой - не шел на реструктуризацию задолженности «ДримКар». Только через два года и вопреки позиции руководства компании, которая добивалась лишь реструктуризации, банк продал выросший до 4,4 миллиардов долг с пятидесятипроцентной скидкой, то есть за 2,2 миллиарда. Продал ОАО «Синдика» Канокова. Новый хозяин долга также не позволил продать часть салонов и рассчитаться с клиентами. Вспомним, как была «сломана» сделка по продаже салонов в Минеральных Водах компании «Ключ-Авто».

В конце концов, сошлись на том, что «Синдика» и «ДримКар» создают совместный бизнес по продаже автомобилей. Опять же с первостепенной целью рассчитаться с клиентами. Но дело не пошло. И только потому, что новоявленный партнер пытался продавать машины новым покупателям, не рассчитавшись со старыми, хотя это и было главным условием соглашения о совместной деятельности. Закончилось все расторжением соглашения. По условиям дополнительного соглашения, подписанного 12 августа этого года, «Синдике» уходили все автосалоны «ДримКар» в обмен на выплату 324 миллионов, вполне достаточных для того, чтобы закрыть долги и клиентам, и по зарплате коллективу, и по налогам. Кабальные условия, но у Гашимова выбора не было: долг клиентам для него имел и имеет приоритетное значение.

Так что с 12 августа именно «Синдика» и стоящий за ней Каноков должны были поставить точку в громкой истории обманутых клиентов автосалонов. При должной ответственности, разумеется.

Однако этой ответственности перед людьми как раз и не оказалось. Каноков имущество забрал, а платить не стал. Несмотря на напоминания и требования бывшего владельца. Сделал вид, что его это не касается.

Развязка все ближе

Кончилось все тем, что были возбуждены дела о банкротстве компаний. В процессе банкротства арбитражные управляющие заявили иски о признании сделок, совершенных с нарушением прав кредиторов, ничтожными. Закон позволяет это делать. То есть, взят курс на то, чтобы через суд вернуть автосалоны назад компаниям «ДримКар», распродать их на конкурсной основе и полученными средствами расплатиться с пострадавшими клиентами. Чтобы раз и навсегда закрыть эту неприглядную страницу бизнеса в Ставропольском крае.

Что уже удалось сделать на этом новом витке защиты прав кредиторов? То есть пострадавших клиентов, потому что они и являются кредиторами в конкурсном производстве.

Иски об оспаривании сделок по существу только начали рассматриваться, но в порядке принятия обеспечительных мер Арбитражным судом СК наложен запрет Федеральной службе Госреестра на регистрацию каких-либо сделок с автосалоном по Кулакова, 33-А, и земельным участком под ним, с автосалоном и земельным участком под ним в Минеральных Водах по трассе «Кавказ». Также в порядке обеспечительных мер А. Канокову запрещено отчуждать его стопроцентные доли в ООО «АвтоКолор» и ООО «АвтоКолор-КМВ», а также в ООО «ЭпсилонАвто». Право собственности на эти предприятия перешло к Канокову после заключения уже упомянутого соглашения о разрыве совместной деятельности с выплатой компании «ДримКар» 324 миллионов рублей для покрытия долгов. Перспектива признать сделки ничтожными есть, так как «ДримКар» свою долю в этих компаниях продал все лишь за 10 тысяч рублей.

Так что развязка все ближе. В случае удовлетворения исковых требований долги клиентам будут выплачены полностью.

Крушение

И последняя, самая ошеломительная новость. На прошлой неделе Каноков вдруг поставил крест на своем автомобильном бизнесе в Ставропольском крае. Собрал руководство и объявил о своем решении. В итоге уволен весь персонал автосалонов. Теперь в крае еще несколько десятков молодых людей пополнили ряды безработных. Не исключаю, что на это радикальное решение натолкнула и широкая огласка всей истории с «приобретением» компаний «ДримКар». Как ни крути, а он член Совета Федерации, а значит и в большой политике. По нынешним временам большому политику не пристало не только участвовать в мутных схемах по захвату бизнеса, но даже и заниматься этим самым бизнесом. Я уже не говорю о том, что состоятельному государственному чину зазорно быть должным рядовым гражданам - своим потенциальным избирателям.

Вполне возможно, что причиной такого решения стали и иски арбитражных управляющих. Ведь ежу понятно, что в результате сомнительных операций бизнес стоимостью несколько миллиардов рублей ушел в другие руки всего за несколько сот миллионов. Шанс отыграть назад есть. И очень реальный. Естественно, что при таком раскладе новым покупателем  принимается решение свернуть дело и подождать, чем все кончится.

Вот только бизнес - это все равно, что мотоцикл на вертикальной стене. Уверенно держится только на большой скорости. Стоит сбросить газ - упадешь. Похоже, падение началось.

Как не процитировать концовку статьи «Оптимистическая трагедия». «Не возрождение здесь. А скорее тоже крушение. Потому что приобреталось не ради высокой цели, а только потому, что плохо лежало? Или для того, чтобы перепродать? То, что стоило семь миллионов, возьму за два? Похоже на то. Взял. А дальше? Дальше - пустота».

Остается только надеяться, что на обломках того, что останется от каноковского набега, возродится хоть что-то, напоминающее красивый и перспективный бизнес «ДримКар».

И первым шагом на пути возрождения станет окончательный расчет с клиентами.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.8 (271 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.