Вы здесь

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДДЕЛКЕ?

По данным Федеральной таможенной службы РФ, импорт контрафактной продукции в Россию растет. Внушительны и объемы контрафакта, которые производятся на территории нашей страны. Причем, встретить сегодня на прилавках можно самый разный фальсификат. О том, какова ситуация в этой сфере в нашем крае, корреспондент «Ведомостей» побеседовала с заместителем начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по СК Федором Дубривным.

- Федор Алексеевич, какова сегодня ситуация на рынке контрафактной продукции? Правда ли, что индустрия контрафактных товаров развивается, причем очень быстрыми темпами?

- Сегодня объем мирового рынка контрафакта, по оценкам экспертов, превысил показатель в 1 триллион долларов. Естественно, точной статистики в этой области не существует. В Таможенном союзе, например, в прошлом году озвучивали цифру объема ввоза в 1,37 триллиона рублей. И это только по текстильной продукции.

Темпы роста индустрии контрафакта, по понятным причинам, оценить объективно невозможно. На сегодняшний день сильно выросли объемы производства в Индии, Турции, ОАЭ, Алжире, Египте, Перу.

В Латинской Америке в последние годы наблюдается самый сильный рост индустрии подделок в мире. В этом регионе находятся два из пяти самых крупных рынков контрафактных товаров в мире. Cuidad del Este в Парагвае и La Salada в Аргентине. Эти рынки посещает около ста тысяч оптовых покупателей в день, и там подделки смешиваются с товаром знаменитых брендов, после чего активно распространяются по всему миру, в том числе и ввозятся на территорию нашей страны.

- По оценкам чиновников, доля контрафактной продукции на российском рынке - около 40 процентов, а как у нас в крае?

- Компетентно оценить долю контрафактной продукции невозможно, одни чиновники озвучивают цифру в 40 процентов, а другие называют 90 процентов по России в целом. В реальности эта цифра сильно разнится по отдельным видам товаров.

- Какие виды товаров чаще всего подделывают?

- Традиционно чаще всего подделывают товары народного потребления. Более 60 процентов мирового контрафакта составляет текстиль.

- Кто и откуда поставляет в регион «серую» продукцию?

- Азия - один из главных поставщиков «серой» продукции. Также это Индия, Турция, ОАЭ и другие страны ближнего востока.

- Как построена работа с правообладателями? Как часто владельцы брендов обращаются в правоохранительные органы?

- Правообладатели обращаются к нам как напрямую, так и через адвокатские бюро и патентных поверенных. Последнее наиболее характерно для представителей зарубежных брендов, которые заключают с адвокатскими бюро соглашения о представлении интересов на территории России. В дальнейшем при выявлении мест реализации контрафактной продукции мы связываемся с представителями правообладателя. В первую очередь представитель правообладателя занимается оценкой причиненного ущерба.

Бывают случаи, что доверенные лица того или иного бренда сами выявляют места реализации контрафактной продукции и с этой информацией уже обращаются к нам.

Но, к сожалению, нередко правообладатели не заинтересованы в защите своих же интересов, либо у них нет представителя на территории России. Так, например, нашими сотрудниками выявляются очевидные факты реализации контрафактной продукции того или иного бренда, но правообладатели заявляют, что не заинтересованы в рассмотрении данного факта.

- Как влияют на рынок контрафакта Интернет-продажи?

- По онлайн-дистрибуции поддельных товаров ситуация выглядит более позитивно. В России Интернет-торговля fake-продукцией занимает около 4 процентов от оборота, что, в сравнении с Кореей (34 процента) или Великобританией (13 процентов), - неплохой показатель. Здесь необходимо подчеркнуть, что эти данные только примерно показывают пропорции. В целом мировой показатель онлайн-дистрибуции составляет примерно 11 процентов.

- Какие законы в РФ помогают бороться с контрафактом, в том числе в Интернет-магазинах? Каких норм не хватает?

- С точки зрения бизнес-сообщества есть актуальные экономические рычаги. Огромным шагом навстречу покупателю может стать ввод бюджетных коллекций у дорогостоящих марок. Эти шаги помогут уничтожить ценовую пропасть между оригинальными товарами и подделками.

То же самое относится и к фабрикам и заводам, производящим товары. Зачастую днем фабрика выпускает лицензионную продукцию, а ночью - контрафактную партию. Маркировка международными штрих-кодами и знаками трекинга посылок всех партий товара, выходящих из дверей фабрики, значительно поможет контролирующим и надзорным органам отслеживать и выявлять цепочки поставок контрафакта.

С точки же зрения психологии, ситуация намного сложнее.

Один из главных психологических факторов популярности контрафакта - желание молодежи носить те же дорогие бренды, что и их кумиры из спорта и шоу-бизнеса. Это мотив, на который довольно сложно повлиять.

А еще вот что примечательно - согласно социологическим опросам, около 70 процентов потребителей нелегальных товаров в России вообще не знают, что они приобретают подделку. Другие же на вопрос о причинах покупки отвечают, что приобретают продукцию, потому что не могут себе позволить оригинальный товар, либо из-за того, что, по их мнению, стоимость лицензионных товаров чрезмерно завышена.

- Каковы результаты борьбы с контрафактными товарами? Сколько нарушителей понесли наказание в минувшем году? Расскажите о самых крупных изъятиях контрафактной продукции.

- В 2015 году в крае было возбуждено порядка 270 уголовных дел по линии потребительского рынка, в том числе, связанных с контрафактной продукцией. Более 500 граждан привлечено к уголовной и административной ответственности.

Сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по Ставропольскому краю в 2015 году была пресечена деятельность лиц, осуществлявших сбыт спортивного питания (БАДов) без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ. Всего было изъято более 1500 тысяч упаковок на сумму около 3 миллионов рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 171.1 УК РФ - «производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки, совершенные в крупном размере».

Или еще один пример. В сети магазинов на территории г. Ставрополя изъято более 250 экземпляров бижутерии с незаконно нанесенными товарными знаками общеизвестных мировых брендов. Ущерб правообладателям составил более 6 миллионов рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 180 УК РФ - «незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».

- Каково соотношение на ставропольском рынке лицензионного и контрафактного алкоголя? Какие меры предпринимаются для предотвращения распространения последнего?

- Сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю постоянно ведется работа по выявлению и пресечению каналов поставки контрафактной алкогольной продукции на территорию края. И она дает свои результаты.

Так, в рамках проведения оперативных мероприятий при попытке сбыта алкогольной продукции стоимостью более 180 тысяч рублей были задержаны участники преступной группы. Всего в местах хранения обнаружено и изъято более 7 тысяч бутылок с признаками контрафактности. Установлено, что поставка фальсифицированной алкогольной продукции элитных брендов осуществлялась с территории КБР жительницей г. Невинномысска. По данному факту было возбуждено уголовное дело.

Или еще один пример. В Пятигорске выявлен и пресечен факт незаконного производства, хранения, реализации на территории города-курорта фальсифицированной алкогольной продукции - водки «Белая береза» и «Пшеничная». В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что цех по производству алкогольной продукции располагался в одном из гаражей. Изъяты более 1000 литров алкогольной продукции, пустая тара, этикетки, пробки, оборудование, используемое при производстве алкогольной продукции.

И подобных примеров можно привести много. Но хотелось бы еще раз предостеречь тех, кто покупает контрафактный алкоголь. Ведь он может быть не просто низкокачественным, но и по-настоящему опасным для жизни и здоровья людей.

- И все-таки, на ваш взгляд, как можно бороться с контрафактом и какая ответственность предусмотрена за незаконное использование товарного знака?

- За незаконное использование товарного знака предусмотрена административная ответственность по статье 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». Она предусматривает наложение административного штрафа в сумме до 10 тысяч рублей и конфискацию предметов с признаками подделки, а также материалов и оборудования, используемых для их производства.

Также предусмотрена уголовная ответственность по статье 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», предусматривающая наложение штрафа в сумме до 1 миллиона рублей и лишение свободы на срок до 6 лет.

Ну а что касается борьбы с контрафактом, то пока однозначных рецептов в этом плане нет. Но понятно, что вести ее нужно в нескольких направлениях, в том числе нужно усовершенствовать законодательство и ужесточить таможенный контроль за ввозимой и распространяемой на территории России продукцией.

Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.