Вы здесь

УТРОМ - ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ - КАЧЕСТВО...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. Всемирный день защиты прав потребителей - это не праздник, а повод напомнить всем нам о наших правах, которые все еще нарушаются.

Совершать покупки нравится всем. И, независимо от возраста или размера кошелька, в голове человека всегда крутятся мысли: «надо купить то-то и то-то, а еще хочется этого и того». Мы любим выбирать подарки, покупать одежду, бытовую технику, автомобили, квартиры, мебель, экскурсионные туры, да всего и не перечислить, ведь изобилие потребительского рынка с манящими новинками витрин магазинов и рекламных вывесок не может оставить нас равнодушными.

Еще в детстве нам внушали, что «покупатель всегда прав». Однако это правило, увы, действует только до того момента, пока вы не достали кошелек и не рассчитались за любезно упакованный продавцом товар. Вроде все обстоит замечательно: и покупатель счастлив, и продавец не в накладе. Но, к сожалению, нередки случаи, когда радость от покупки сменяется разочарованием и досадой, если при ближайшем рассмотрении или в процессе эксплуатации купленной вещи выявляются дефекты или несоответствие товара указанным на упаковке параметрам. Что делать в этом случае? Выбросить обновку в мусор, спрятать в дальний угол гаража или бежать сломя голову в магазин и ругаться с продавцами, требуя обменять товар или вернуть деньги? Хорошо, если предприниматель дорожит своей репутацией и без лишних споров согласится с вашими требованиями. А если откажется возвращать деньги или обменять покупку? Что делать в этом случае?

Об этом и многом другом рассказали журналистам на пресс-конференции председатель ставропольской краевой общественной организации по защите прав потребителей Лейла Сароян, председатель общественной организации по защите финансовых прав граждан «Будущее сегодня» Магомед Камиль Исаев, а также заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Ольга Стрельникова и ведущий специалист-эксперт этого же отдела Управления Роспотребнадзора по СК Мария Каюшникова.

Как было отмечено, количество жалоб от жителей края в эти организации с каждым годом растет. Если в 2014 году поступило 5481 обращение, то в 2015 году

число обращений возросло до 6588. Ставропольцы жалуются в основном на некачественное предоставление услуг ЖКХ и связи, на бытовое обслуживание населения, на недобросовестное оказание платных медицинских услуг. Что касается розничной торговли, то чаще всего жалуются на некачественную косметику, обувь, товары первой необходимости, также высок процент жалоб на нарушение сроков изготовления мебели.

- Не проходит и дня, чтобы у нас не было заявлений на предпринимателей, изготавливающих мебель, - говорит Ольга Стрельникова. - Например, на всем уже известного бизнесмена Зубкова, который брал предоплату за мебель, а в итоге и мебель не сделал, и деньги не вернул. На сегодняшний день нами подано более двадцати исков в суд. Предприниматель ходит на все суды, признает свою вину, говорит, что на данный момент у него экономические трудности. Однако, продолжает работать, обманывая новых граждан. Есть даже случаи, когда договор между ним и гражданином заключался устно. Поэтому уважаемые ставропольцы, не заказывайте мебель у ИП Зубкова или, прежде чем заказать мебель, не платите за нее сразу, пусть сначала вам ее изготовят и привезут.

Кроме того, Ставрополье буквально захлестнула волна некачественной обуви. Причем, неважно, где вы ее купили и сколько вы за нее заплатили. В большинстве случаев, она сразу начинает промокать, трескается подошва. И многочисленные экспертизы подтверждают брак.

Но больше всего заявлений приходится на финансовую сферу. В частности на неправомерное списание средств с банковских карт.

- В этом случае все претензии надо предъявлять, в первую очередь, к кредитному учреждению, ведь вы же ему доверили свои деньги, - объясняет Магомед Камиль Исаев.

Бывают случаи, когда потребители подают на банки иски в суд.

- Важно помнить, что по закону потребитель освобождается от уплаты госпошлины при подаче искового заявления, - рассказывает Лейла Сароян. - Также потребитель может подавать исковое заявление по месту жительства, то есть не обязательно ехать в Москву или другой город. И помимо всего прочего, потребитель вправе требовать штрафные санкции от банка, который не удовлетворил его запросы.

Кстати, при краевом Роспотребнадзоре действует консультационный пункт, который защищает права потребителей и оказывает им помощь в подготовке исков. Сотрудники этого пункта даже присутствуют на судах. И все это абсолютно бесплатно для потребителя. Единственно, если гражданин захочет нанять адвоката, тогда ему придется за него заплатить.

Львиная доля жалоб приходится и на кредитные договоры, которые люди заключили с банками, а потом лишились работы. Банки, естественно, требуют погасить долг, а заемщику нечем платить. Что делать в этом случае?

- Когда у человека сокращается или снижается доход, для начала нужно обратиться в банк и рассказать о своей ситуации. Предложить кредитору сделать отсрочку своих платежей или провести реструктуризацию долга. Но на таких условиях, которые выгодны вам. Ведь то, что предлагают сейчас кредитные учреждения, зачастую не выгодно для заемщика. Также можете просить банк, чтобы они решили спор в судебном порядке. Многие заемщики думают, что им в суд не обязательно ходить. Мол, должен, значит, виноват. Это грубая ошибка заемщика, поскольку в суде как раз рассматривается вопрос законности тех или иных сумм, которое требует кредитное учреждение. Как правило, эти суммы состоят из основного долга и процентов, а также штрафов и неустоек, которые банки вам начисляют. В суде можно просить снижения этих сумм. Кроме того, банки, бывает, еще грешат тем, что требуют деньги в счет будущих периодов. То есть, если договор заключен на пять лет, а они обратились в суд, например, на третий год, они просят проценты за все пять лет. А это незаконно. Зачастую еще многие кредитные учреждения не расторгают договор. А необходимо требовать именно расторжения. После того, как кредитный договор расторгнут и зафиксирована сумма задолженности, вы будете платить только 50 процентов от официального заработка на основании исполнительного производства в службу судебных приставов, - рассказывает Магомед Камиль Идрисович. - И ни в коем случае нельзя обращаться в другое кредитное учреждение, тем более, прибегать к микрозаймам. Поскольку вы можете попасть в еще большую кабалу.

В последнее время нередки случаи, когда кредитный договор попадает к коллекторам. Коллекторы являются теми же самыми кредиторами, но только если у них есть договор уступки прав требования. Если у них нет этого договора, то они могут действовать еще на основании агентского договора. Зачастую коллекторы действуют на досудебной стадии взыскания долга.

Есть и другая схема: коллектор покупает у банка мешок «плохих» ссуд с дисконтом, получая при этом право требования по кредиту. Иными словами, взыскатель наделяется теми же правами, что и банк. Именно поэтому не стоит обходиться с сотрудником агентства невежливо и бросать трубку - коллектор звонит на законных основаниях. Более того, он может стать вашим союзником в случае, если вы признаете долг, честно расскажете о вашем финансовом положении и попросите его помочь вам договориться с банком о снижении штрафов за просрочку. Работа коллекторов - это переговоры. И только переговоры! Взыскатели имеют право связаться с должником, разъяснить причину возникновения долга, сообщить о его размере и попытаться вместе найти выход из положения. Кстати, у коллекторов также можно требовать обращения в суд. Но если они ведут себя агрессивно, грубят, и откровенно нарушают уголовный кодекс, то, конечно, необходимо обращаться в правоохранительные органы и пресекать данные действия.

И, тем не менее, не спешите им платить! Удостоверьтесь для начала на основании чего, они требуют погасить долг, то есть спросите все имеющиеся у них документы. Помните, что кредитное учреждение не имеет права передавать долги тем агентствам, которые не имеют банковской лицензии.

- Сейчас рассматривается закон о запрете передачи долга третьим лицам, - продолжает Магомед Камиль Идрисович. - Однако по факту этот закон ничем не поможет заемщику, потому что агентский договор еще никто не отменял. И на основании него коллекторы будут продолжать требовать погасить долг. Хотя существует закон о персональных данных. Поэтому внимательно перечитайте свой кредитный договор. Если вы не давали согласие на разглашение своих персональных данных, тогда все эти передачи коллекторским агентствам просто незаконны.

Стоит отметить, что с октября 2015 года вступил в силу закон «О банкротстве физических лиц», предназначенный для помощи гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации при задолженности в размере более 500 тысяч рублей и просрочке по обязательным платежам более 3-х месяцев. В этом случае гражданин-заемщик может обратиться с иском в арбитражный суд о признании себя банкротом, либо с таким же иском может обратиться кредитор, которому он должен. Если суд признает его банкротом, то с него автоматически списываются все долги.

Но не все так просто. Во-первых, придется понести кое-какие расходы. Оплата услуг арбитражного управляющего стоит, ни много ни мало, 10 тысяч рублей. Также, после признания гражданина банкротом, он не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, в течение пяти лет выезжать за границу, не может занимать руководящие должности.

- У нас совместно с министерством финансов Ставропольского края стартовал проект по повышению финансовой грамотности среди населения, - говорит Мария Каюшникова. - Мы проводим всевозможные консультации с гражданами, читаем лекции ученикам и студентам. Рассказываем как правильно себя вести в той или иной ситуации, как обращаться с банковскими картами, как и где лучше брать кредиты.

Поэтому, если вы купили некачественный товар и вам отказываются его заменить или вернуть деньги, а также, если, вы взяли кредит и не можете полностью его погасить, обращайтесь в общественные организации и Роспотребнадзор по Ставропольскому краю. Вам обязательно помогут.

Ставропольская краевая общественная организация защиты прав граждан и потребителей: прием граждан в рабочие дни с 11 до 16 часов, по предварительной записи по телефону (8652) 46-40-46. Адрес организации: г. Ставрополь, ул. Голенева, 47; e-mail: zpp-stav@mail.ru; тел./факс: (8652) 50-10-67.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю:г. Ставрополь, пер. Фадеева, 4; тел: (865-2) 29-86-39, факс 29-86-41 е-mail:tu@26.rospotrebnadzor.ru.

Елена ЧУРЮДА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.