Вы здесь

САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

На стол главы администрации Петровского муниципального района А. Захарченко каждое утро ложится сводка доходов и расходов.

- Иначе нельзя, - говорит Александр Александрович. - Надо каждый день иметь представление, где проседаем, а где - нет оснований для тревоги. Лучше вовремя увидеть проблему, чем потом, застарелую, ее решать.

Именно такой повседневный контроль первого лица позволяет району выполнять все бюджетные показатели. За последние двенадцать лет ни одного срыва не было. Как правило, заканчивают год с профицитом. И даже прошлый, очень непростой для всего края, да и страны, год, также завершили в плюсе.

Эксперимент длиною в двенадцать лет

Почему Захарченко отмеряет двенадцать лет, а не десять или, скажем, пять? Да потому, что он пришел на свою должность именно двенадцать лет назад. Можно сказать, что сегодня он один из глав-долгожителей во всем крае. И можно также сказать, что именно эти двенадцать лет стали периодом возрождения Петровского района.

Хочу напомнить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в обиходе называемый 131-м ФЗ, хотя и был принят Государственной Думой в 2003 году, реально начал работать у нас в крае только в 2005. То есть, Захарченко пришел на свою должность, когда все муниципальное управление переходило на новые рельсы. Ну и что, скажет иной, не очень представляющий особенности работы районной власти. Однако, по большому счету, это был революционный перелом. От роли исполнителя, винтика в вертикали власти - к самостоятельности в рамках определенных законом полномочий. Как в шутку сказал один глава, «к свободе крана на рельсах». То есть ты волен в поступках, но «от» и «до». И эти границы как раз и определил закон.

Вообще, наблюдая за работой глав районного уровня управления, видишь, что дела лучше идут у того, кто понимает самостоятельность как самодостаточность. И стремится к ней как к главной цели. По-моему, Захарченко из таких. Он понимает, что на данном этапе бюджетного процесса самодостаточности в полной мере нет ни у кого в крае в районном звене. Но к ней надо стремиться. Потому что именно самодостаточность единственное и главное условие независимости. Которая, в свою очередь, основа успешного развития самоуправления. Такая вот диалектика на районном уровне. И он стремится. И приближается к ней все ближе и ближе.

В какой-то степени Захарченко было проще, чем другим, разобраться в полномочиях, которых законом для районного уровня определено свыше трех десятков, подобрать механизмы их финансового наполнения. Ведь имеет юридическое образование, работал до того в налоговой полиции. Всего один пример. В то время, когда другие руководители районов просили дотации, Захарченко менял дотации на нормативы отчислений от налогов. В итоге получал доходов значительно больше, чем соседние районы.

Очевидное - неразрешимое

Вообще в решении задачи самообеспечения - деньгами, разумеется, а не вилками и ложками, - на районном уровне есть противоречие, которое все видят, но разрешить его никто не хочет. Посудите сами. Как наладить формирование собственного бюджета с внушительной доходной частью, если местные налоги никто не администрирует? Прав таких у районного уровня власти нет, а федеральная налоговая служба устроена так, что одна инспекция на несколько районов. Им не до местных налогов и сборов. Конечно, можно бесконечно часто приглашать нерадивых плательщиков, подгонять их. Но законного механизма принуждения у районной власти нет.

Или вот статистика. Это покажется странным, но даже первое лицо района не может сказать с уверенностью, сколько зерна произведено на петровских полях. Единственное, что заставляет сельхозпредприятия и фермеров отчитываться о собранном урожае, это механизм несвязанной поддержки. Выплаты дотаций из государственной казны идут на гектар обрабатываемой пашни, и необходимое условие - определенный уровень урожайности и ее рост. Но все равно есть лазейки, когда селяне не спешат показывать урожайность. Не меньше тумана в вопросе сколько людей работает. В лучшем случае мы видим тех, кому платят зарплату «белую». Ну а если «серую» - тут уже темнота. Но это же налоги с доходов. Опять же, имея на территории района предприятия с объемом производства миллиард рублей и более, районная власть не видит показателей их работы, а значит, и не может оперативно отреагировать на те или иные их проблемы.

Вроде давно признано, что управляет эффективно тот, кто владеет информацией. Но районной статистики реально нет. И если она в каких-то зачатках имеется в Светлограде, то это благодаря энтузиазму аппарата муниципальной власти. Чего же мы тогда ждем эффективного управления от районной власти?

Работа в условиях 131-го ФЗ - это своего рода затяжной эксперимент. Который, кто бы там что ни говорил, объективно продолжается. И будет продолжаться еще ни одно десятилетие. Не все в нем отработано, не все применимо на практике. Одни на закон жалуются, другие пытаются его совершенствовать. Захарченко из последних. Именно от него последовала законодательная инициатива, одобренная краевой Думой и уже прошедшая в первом чтении Государственную Думу РФ. Она касается технической части работы, поэтому нет смысла раскрывать суть. Но из таких технических моментов и состоит управление.

Под знаком возрождения

Но Захарченко в начале этого двенадцатилетнего этапа было и сложнее, чем другим. Петровский район как никакой другой в крае был разорен безвременьем девяностых. Часть предприятий и организаций попали под процедуру банкротства, другая часть влачила жалкое существование. Итог - рабочих мест мало, а значит и налога на доходы физических лиц, остающегося в районном бюджете, с Гулькин нос. А ведь он чуть ли не основной наполнитель бюджета. Особенно в трудном положении оказались сельхозпредприятия. Некогда знаменитые на всю страну петровские колхозы попали в руки заезжих хозяев. Имущество растащили, землю поделили. И остались у разбитого корыта не только вчерашние колхозники. Самое главное - хозяйства перестали играть свою градообразующую роль. Социальная нагрузка, которую еще два десятилетия назад власть делила с богатыми хозяйствами, целиком теперь легла на плечи власти.

Логично, что все последние двенадцать лет проходят в Петровском районе под знаком возрождения.

Производство зерна в районе значительно выросло и колеблется ежегодно от 400 до 460 тысяч тонн. Это, кстати, даже больше, чем собирали в советский период. А возможности переработки зерна - 600 тысяч тонн. Здесь вообще фантастический прыжок. В районе 22 перерабатывающих предприятия, в том числе недавно введенный крупнейший в регионе комбикормовый завод мощностью 1200 тонн в сутки. Гордость района - два крупнейших предприятия переработки «Корона Ставрополья» и «Петровские нивы». Они стали на ноги и окрепли именно в последнее десятилетие. Сейчас годовой объем реализации продукции каждого из них уже перешагнул один миллиард рублей. Мука, печенье, макароны, баранки, растительное масло - все это их продукция, продажи давно вышли за пределы района, да и края.

Петровский район - один из немногих в крае, где есть свое сельскохозяйственное машиностроение. «Агромаш», в прошлом специализирующийся на ремонте тракторов, перестроился на производство плугов и культиваторов. РТП «Петровское» также освоило выпуск плугов и сеялок. Реально петровчане ведущие сегодня по этим видам продукции во всей России. Сейчас, когда из-за удорожания валюты цены на импортную технику такого рода выросли чуть ли не вдвое, за продукцией светлоградских предприятий выстроилась очередь.

Район также из тех немногих, где не только сохранилась, но и получила новое дыхание строительная индустрия. Построено и уже несколько лет работает крупнейшее предприятие фирмы «ГРАС» по производству блоков из газобетона - легкого, теплого, удобного в строительстве материала. Он в короткое время завоевал славу чуть ли не главного стенового материала на стройках края.

В инвесторах нехватки нет

- В инвесторах, как это ни странно вам покажется, в Светлограде недостатка нет, - рассказывает Захарченко. - Действует районный инвестиционный совет, его сам возглавляю. Есть нехватка умных и хорошо просчитанных проектов. И немало пока еще проблем с обеспечением новых объектов инженерной инфраструктурой. Смотришь иной раз на счет за технологическое подключение объекта к водным или электрическим сетям, и понимаешь, что их хозяин за счет одного инвестора задумал решить все свои проблемы, которые копились два, а то и три десятка лет.

В настоящее время основной упор районная власть делает на реализацию крупных инвестиционных проектов. Их сейчас 26, общая стоимость - 2,5 миллиарда рублей. Срок реализации - ближайшие два-три года. Группа компаний «Ресурс», к примеру, строит 26 корпусов для выращивания птицы. Два уже запущены в производство. Это позволит производить в год 24 тысячи тонн мяса птицы.

Самая острая тема - переработка животноводческой продукции. Вот, например, мясо. Район его производит, а перерабатывающих мощностей нет. Городской мясокомбинат хозяева, меняющиеся как перчатки, довели, что называется, до ручки. Сейчас он стоит. Действуют только маленькие цеха, которые, как известно, погоду на рынке не делают. Хотя на последней выставке «Продэкспо» из 22 участников от края четыре были светлоградские. И все привезли медали.

Еще одна проблема - хранение овощей и фруктов. Тот же виноград. Урожаи его столовых сортов на здешних солнечных склонах прекрасные. Площади их увеличиваются. А хранить ягоду, чтобы продлить период реализации, негде. Та же картина и с овощами. Сейчас все усилия инвестиционного совета направлены на создание именно перерабатывающих мощностей и хранилищ. Первый шаг - расширение действующих мощностей хранения в Гофицком.

Был Захарченко недавно с деловой поездкой в Италии. Привез ряд интересных предложений по переработке винограда, кожи, производству сыров.

- А как же санкции?

- Тут нет проблем. Создается совместное предприятие, и никакие санкции мешать не будут.

Рост доходов в четыре с половиной раза

Всего две цифры, которые дают реальное представление, каких успехов достиг Петровский район на пути самостоятельности и самодостаточности: 325 миллионов и 1 миллиард 464 миллиона. Первая - это доходная часть бюджета района в 2005 году, вторая - в 2015. Рост в четыре с половиной раза. На текущий год запланировано еще больше. Кстати, доходная часть краевого бюджета за этот период выросла всего лишь в три с небольшим раза. Более точного подтверждения, что район развивается динамично, не надо.

Устойчиво стал развиваться производственный сектор. Прибыль сельхозпредприятий в прошлом году, например, превысила 778 миллионов рублей.

Уже с 2009 года Петровский район ниже седьмого места в крае по социально-экономическим показателям не опускается.

Есть деньги в бюджете - решаются и социальные проблемы. Ежегодно строится по 5 - 6 квартир для бюджетников. Еще несколько лет назад очередь в детские сады достигала полутора тысяч детишек. Первым делом расширили действующие дошкольные учреждения на 400 мест. Построили и открыли в апреле прошлого года детский сад на 220 мест. Уже в мае этого года примет 280 воспитанников еще один детский сад. В планах у главы реконструкция с целью расширения детсада в селе Константиновском. Неплохо обстоит дело с дорогами, с благоустройством населенных пунктов.

То есть, жизнь продолжается.

Александр ЕМЦОВ.

Вчера главе администрации Петровского района Александру Александровичу Захарченко исполнилось 60 лет. Наши самые сердечные поздравления юбиляру!

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.