Вы здесь

ШКОЛА ПРОФЕССОРОВ: ДЛЯ УЧЕНЫХ, ВРАЧЕЙ И СТУДЕНТОВ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Пятигорске состоялось событие, значимое для представителей медицинского сообщества России и деятелей науки, специализирующихся на проблемах в области психиатрии и психофармакотерапии, - 4-ая научно-практическая Школа профессоров. Темой этой масштабнейшей конференции, посвященной 20-летию Клиники пограничных состояний Ставропольского государственного медицинского университета, стали «Актуальные проблемы психических расстройств эндогенного, экзогенного и психогенного генеза».

Идея создания и организации Школы профессоров принадлежит руководителю отдела по изучению пограничной психической патологии и психосоматических расстройств ФГБНУ «НЦПЗ», заслуженному деятелю науки РФ, академику РАН Анатолию Смулевичу.

Слушателями первых трех школ, как отметил в своем вступительном слове заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии, директор Клиники пограничных состояний СтГМУ Игорь Боев, были заведующие кафедр ведущих медицинских вузов страны, доктора наук, доценты. Лекции читали ведущие российские ученые, авторы оригинальных концепций, родоначальники научных школ практической психиатрии (из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Иркутска...). На этот раз практическая направленность 4-й Школы профессоров была расширена: участниками конференции стали практикующие врачи Ставрополья, СКФО и ЮФО, а также те, кто решил в будущем связать свою жизнь с медициной и фармакологией - студенты, врачи-интерны, клинические ординаторы, аспиранты вузов регионов.

«Сегодня в Пятигорске собрался цвет отечественной психиатрии и психотерапии. И то, что лекторы, которые будут читать свои лекции и доклады, поделятся своими наработками в области лечения пациентов, представят новые методы диагностики, положительно скажется на ситуации не только у нас в крае, но и в нашем СКФО в целом. Ни для кого не секрет, что жизнь в наши дни приобрела совсем иной, более быстрый темп, чем, к примеру, 40 лет назад. Выдержать эту сумасшедшую гонку может не каждый. В итоге у многих людей возникают проблемы с истощением психики. А потому вопрос оказания им помощи стоит очень остро. Здесь присутствуют ведущие профессора из наших столиц, из Краснодара, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Грозного, Воронежа, Архангельска», - отметил министр здравоохранения края Виктор Мажаров.

И как поддержал его ректор Ставропольского государственного медицинского университета Владимир Кошель, внушительных результатов в этом направлении удалось достичь Клинике пограничных состояний СтГМУ. Кафедра, имеющаяся в вузе, и клиническая база, которую возглавляет Игорь Викторович Боев, работают синхронно и достигли столь серьезных успехов в практическом здравоохранении и в науке, что не заметить этого невозможно. Деятельность Клиники и кафедры нашего медицинского университета определяет, по сути, направленность образовательного медицинского кластера СКФО в области психиатрии и психотерапии. Присутствие заведующих кафедрами психиатрии, профессоров из Махачкалы, Грозного, Нальчика, а также Краснодара, Ростова-на-Дону, которые одновременно являются и лекторами Школы, указывает на их заинтересованность, на значимость образовательного мероприятия и возможность соотнести уровень собственных клинических исследований с ведущими учеными ВУЗов России с Российской Академией Наук.

Стоит отметить, высказывания о значимости проделанной специалистами Клиники пограничных состояний СтГМУ работы звучали во время конференции неоднократно.

«На Юге создана действительно очень значимая научная школа уникального направления. Я вспоминаю 1995 год, когда после нападения басаевских бандитов на Буденновск вы оказывали помощь пострадавшим в результате этих трагических событий, а потом на Всемирном конгрессе по неотложной психиатрии в Бельгии, Нидерландах делились научными и клиническими данными с коллегами. Тогда в зале присутствовало много бельгийских и европейских врачей, которые задавали вопросы по поводу не имеющих аналогов в мире мобильных психолого-психиатрических бригад, когда в оказании специализированной медицинской помощи одновременно участвуют врачи, психиатры, психологи, медсестры и волонтеры. И эта работа с пострадавшими во время террористических актов, с участниками боевых действий, давала хорошие результаты. Сегодня ваш опыт находит применение в Европе. А еще ваша школа уникальна тем, что вы создали особый комплексный подход к самым «казалось бы легким психическим расстройствам», которые предшествуют развитию затяжных психических состояний. Это, прежде всего, работа с личностью. Многофакторный анализ, который вы проводите, учитывает биологические и психологические особенности человека, генетические факторы, конституцию, гендерные характеристики. И поэтому вашими разработками по патогенетической интенсивной комплексной фармакотерапии у нас в Центральном федеральном округе и в Европе широко пользуются. И в Америку после трагедии с башнями-близнецами для оказания медицинской помощи пригласили именно профессора Игоря Боева. А еще вы на десяток лет опередили другие регионы России и впервые создали университетскую психиатрическую клинику, направленную на помощь пострадавшим в Чрезвычайных ситуациях. В Москве эти процессы только начинаются», - отметил главный психиатр Центрального Федерального Округа РФ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Борис Цыганков.

А еще он напомнил, что во время первых Школ молодых психиатров СССР (конец 70-х и начало 80-х годов) зародилась традиция - участники вручили организаторам галстуки, которые после «шутливо продавали на научных аукционах» как память об общении с ведущими профессионалами Союза. Предложил продолжить эту традицию на 4-й Школе профессоров в Пятигорске, вручив Игорю Боеву памятный символ профессиональных Школ - галстук.

Вручали подарки и говорили слова поздравления в этот день не только в адрес руководителя Клиники пограничных состояний СтГМУ. Вип-гостям, лекторам и сотрудникам Клиники вручили памятные именные медали. Причем, для каждого из них Игорь Боев нашел теплые и искренние слова.

После официальной части речь пошла о крайне серьезных проблемах, с которыми приходится сталкиваться сегодня врачам-психиатрам и ученым. Основными вопросами обсуждения стали различные заболевания: психосоматические (гипертония, ишемичес-кая болезнь сердца), цереброваскулярные заболевания мозга, невротические (страхи, депрессии, тревожные состояния) и психические (шизофрения, состояния после черепно-мозговых травм или серьезных нейроинфекций, постстрессовые расстройства).

«Вопросы лечения таких расстройств очень актуальны, а комплексные и комбинированные методы восстановительной терапии, фармакотерапии, психотерапии и психокоррекции могут быть весьма эффективны», - отметил Игорь Боев.

Во время своей лекции он попытался дать присутствующим ответ на вопрос, как определить, нужны ли человеку психофармакопрофилактика и психофармакокоррекция.

Заниматься клиническими проблемами пограничных нервно-психических расстройств и широкомасштабными психофизиологическими исследованиями Игорь Викторович начал еще в 90-е годы. К 2000 году была сформулирована концепция «Конституционально-континуальное пространство личности» с выделением трех диапазонов: психологической и психической нормы-акцентуации - пограничной аномальной личности (ПАЛ) - патологической психической конституции (психопатии). К 2011 году Игорь Боев сформулировал основные тезисы концепции «О сингулярной точке личностного конституционального континуума», которая отражает совокупность среднестатистических параметров психобиологического состояния человека в статике и диамике, позволяя прогнозировать возможность возникновения личностных расстройств. Исследования эти открыли путь к управлению состояниями человека на разных стадиях: здоровья, адаптации, компенсации, декомпенсации и так далее. И именно о том, как это применяется на практике, шла речь в лекции.

К примеру, к доктору обратился человек с какой-либо проблемой.

- Прежде всего, мы должны определить личностный психотип пациента, а затем, на втором уровне диагностики определить тех, кто относится к категории психологической нормы. Врач должен понимать, что они не похожи на тех, кого можно отнести к группе психопатии или пограничной аномальной личности и только тогда размышлять, как правильно, адекватно лечить. И к каждой из этих категорий больных необходим индивидуальный, персонологический подход, - отметил Игорь Боев.

А еще очень важно не пропустить момент, когда возникает заболевание.

«Мы все находимся под воздействием двух серьезнейших стрессовых факторов - экологического и социально-информационного. И оба они почти в одинаковой степени меняют нейрометоболизм мозга, воздействуют на нашу духовность, отношение к культуре и так далее. И если человек не видит возможности как-то изменить сложившееся положение вещей, он начинает «дрейфовать» к болезни. Но вместе с тем заболевание не возникает ни откуда, формирование его идет от месяца до 4-5 лет, и очень важно не пропустить период, когда можно и нужно начать проводить профилактику. Иначе в будущем человека придется лечить. В этом случае шансов на выздоровление и возврат к полноценной жизни - меньше», - подчеркнул директор Клиники пограничных состояний.

Председатель Российского Общества Психиатров, директор НИПНИ им. В.М.Бехтерева, профессор Николай Незнанов в своем докладе остановился на проблеме депрессии. Этим заболеванием в наши дни занимаются не только психиатры, но и неврологи, врачи общей практики. Но тем не менее она не находит адекватного разрешения. Эксперты полагают, что в перспективе ситуация будет усугубляться. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет второй причиной нетрудоспособности населения после ишемической болезни сердца. Причем риск заболеваемости очень высок. При этом у женщин депрессию выявляют в два раза чаще, чем у мужчин. Механизмы возникновения депрессии могут быть разными. Это и стрессовые ситуации, и образ жизни, и генетическая предрасположенность.

Важно другое - сегодня существует масса исследований, которые доказывают наличие взаимосвязи депрессии и ряда серьезных заболеваний - сердечно-сосудистых, онкологических, эпилепсии и т.п.

«Вряд ли, в ближайшее время будет решена проблема депрессии, но мне представляется важным то, что к этой проблеме следует привлечь внимание других специалистов - онкологов, кардиологов, неврологов - психический показатель тревоги можно использовать как маркер здоровья населения. Мне кажется, если бы депрессия выявлялась на более ранних стадиях, то показатели по сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям были много лучше», - отметил Николай Незнанов.

Об одном из самых непростых психических заболеваний - шизофрении и о том, почему с ним так тяжело бороться рассказал заведующий кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии МГМСУ, главный психиатр ЦФО РФ, профессор Борис Цыганков.

Вы только вдумайтесь, по статистике ВОЗ, каждый седьмой человек из тысячи - страдает шизофренией. Причем большая часть из них приходится на долю людей в возрасте от 15 до 35 лет. Сегодня шизофренией болеют 24 миллиона человек на планете. В России ежегодно за психиатрической помощью обращаются 7,5 миллионов человек.

Но вот что характерно - большинство пациентов, утративших работоспособность, становятся инвалидами в молодом возрасте. Причем нередко сами больные создают предпосылки для этого. И прежде всего потому, что не посещают психоневрологический диспансер после стационарного лечения. Исследования в одном из крупных городов показали, что не посещали диспансеры до 44 процентов страдающих шизофренией. В 60 процентах случаев пациенты госпитализировались принудительно. В 35 процентах случаев больные более месяца находились в состоянии обострения без медицинского наблюдения. И почти 70 процентов больных не следовали режиму фармакотерапии, то есть полностью игнорировали врачебные предписания. В итоге у массы пациентов в течение года наблюдается обострение болезни, что чревато социальной опасностью или суицидами. Показательно, что 20-30 процентов пациентов при условии адекватной терапии достигают «социального выздоровления».

Очень серьезно, как отмечалось на конференции, обстоит в наши дни и вопрос с лекарственным обеспечением людей, страдающих психиатрическими заболеваниями. Нет ни одного препарата, который бы обладал каким-то универсальным эффектом. И гарантии, что в случае с тем или иным пациентом подействует то или иное лекарство, никто не может дать. А потому врачам приходится пробовать разные варианты. Новые лекарственные средства, если и появляются, то крайне редко. Исследования эти очень дорогостоящие.

Обсуждали участники Школы профессоров и еще одну серьезную проблему: по какому пути в дальнейшем пойдет психиатрия.

«Наша специальность развивалась от усмирения и призрения психически больных - к их лечению и реабилитации. Однако сейчас наблюдается тенденция возвращения психиатрии как специализированной помощи в общемедицинскую практику. Во всем мире, в том числе и у нас в стране, снижается число психиатрических коек, идет сокращение психиатрических диспансеров. Взамен этого должно происходить расширение психиатрической помощи в медицинских учреждениях. Так, к примеру, происходит в Италии, где психиатрические больницы законодательно практически ликвидированы. Острых больных у них купируют в реанимационных отделениях многопрофильных госпиталей, затем очень короткое время держат их в небольших психиатрических отделениях на 10-20 коек, после чего переводят в лечебное общежитие, которое не входит в дорогостоящую систему здравоохранения, а относится к системе социального обеспечения. Не знаю, хорошо это или плохо. Целый ряд итальянских коллег, с которыми я общался, считают, что это правильный вариант развития психиатрической службы. Может это и так, но, на мой взгляд, наша психиатрия к этому пока не готова - в России нет качественной развернутой нестационарной помощи людям с пограничными состояниями. Да и отношение к больным среди населения очень неоднозначное. На мой взгляд, будущее может заключаться в сближении общей психиатрии и медицинской практики. И Клиника пограничных состояний медицинского университета в Ставрополе, располагающаяся на общесоматической базе (городской больнице) - один из возможных перспективных вариантов оказания помощи больным в ближайшем будущем», - озвучил свою позицию руководитель отдела пограничной психиатрии ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России член-корреспондент РАН, профессор Юрий Александровский.

«Я полагаю, что в будущем психиатрия все больше будет сближаться с общей медициной. Год от года растет удельный вес психических расстройств. И эту проблему можно решать только в тесном сотрудничестве с другими специалистами - неврологами, кардиологами, гастроэнтерологами, нейроэндокринологами, врачами общей практики и терапевтами. Если мы будем диагностировать затяжные тревожные и депрессивные состояния, которые имеют общие патогенетические механизмы с соматическими заболеваниями, своевременно, это позволит снизить заболеваемость», - ответил на мой вопрос председатель Российского Общества психиатров РФ, профессор Николай Незнанов, к которому я подошла в перерыве между лекциями.

«И все-таки Николай Григорьевич, как человек должен понять, что откладывать визит к врачу-психиатру дальше не стоит?», - не могла не спросить я.

«Это основополагающий вопрос, который беспокоит не только специалистов, которые занимаются наукой, но и организаторов здравоохранения. Население обращается за помощью к врачам в основном в критических ситуациях, и наша медицина, к сожалению, имеет характер неотложной помощи. Все потому, что в обществе не сформирована культура здорового образа жизни, нет понимания того, что надо заниматься не только лечением, но и профилактикой болезни. К врачу нужно идти тогда, когда возникают проблемы, с которыми ты не можешь самостоятельно справиться. И чем раньше ты обратишься к специалисту, тем лучше. Мы говорили о проблеме тревожных состояний. Если тревожное состояние мешает тебе нормально жить, работать, если оно заполняет все твое пространство, и ты не в состоянии сосредоточиться на профессиональной деятельности, полноценно радоваться жизни, пора обратиться к психиатру, к психологу или к психотерапевту», - ответил он.

Очевидно, что проблемы, поднятые в ходе 4-й Школы профессоров, требуют пристального внимания - врачей, ученых, экспертов, фармкомпаний, чиновников Министерства здравоохранения. Пока ответов на многие важные вопросы нет. Поиск их - дело будущего.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.