Вы здесь

ЛИЦЕНЗИИ НЕ ПОМОГЛИ: ЖАЛОБ СТАЛО БОЛЬШЕ

Качество работы управляющих компаний стало центральной темой обсуждения во время «круглого стола» в краевом центре. Участниками его стали представители Ставропольской городской организации «ЖКХ-контроль», министерства жилищно-коммунального хозяйства края, регионального управления по строительному и жилищному надзору, аппарата уполномоченного по правам человека на Ставрополье, управляющих компаний города и советов МКД.

Как было отмечено в начале мероприятия, эта тема очень злободневная и интересует большое количество граждан. Что, впрочем, и неудивительно, учитывая, что только в Ставрополе - более 3500 многоквартирных домов, из них 2500 - обслуживают управляющие компании. Вместе с тем ситуация в сфере управления остается крайне сложной. Согласно данным управления по строительному и жилищному надзору, число жалоб от населения на некачественную работу УК не только не уменьшается, но даже значительно выросло. И это несмотря на то, что два года назад было принято решение упорядочить работу управляющих компаний. Способствовать этому, как ожидалось, должна была процедура лицензирования деятельности управляющего бизнеса и аттестация руководителей. Лицензирование прошло, однако, как говорили во время обсуждения, не принесло ожидаемого результата.

Всего за лицензиями в крае обратились 280 компаний, 245 из них получили. В настоящий момент у двух компаний из этого списка имеются по два нарушения предписаний стройжилнадзора, что является основанием для того, чтобы лишить компанию права управления домом. Однако в одном случае собственники вместо того, чтоб добиваться дисквалификации нерадивых коммунальщиков, перешли в другую компанию, а во втором - те, кто жаловался на некачественную работу УК, банально передумали. И наложили вето на исключение дома из реестра лицензий.

«Это их право, но в итоге получается, что собственники сводят на нет работу жилищного надзора», - отмечали сотрудники ведомства.

Есть и другие моменты. Непонятно, к примеру, почему лицензию на деятельность по управлению многоквартирным домом нельзя приостановить - такая возможность не предусмотрена законодательством. Неясно и то, по какой причине срок действия выданной лицензии - бессрочный. «Какой смысл тогда в таком документе?» - недоумевали выступавшие.

«Нужно либо дорабатывать закон о лицензировании, либо искать какие-либо другие рычаги влияния на управляющие компании», - констатировал заместитель руководителя центра «ЖКХ-контроль» Владимир Зинченко.

Это понимают не только представители общественности. Более того, соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство уже подготовлены, так что ряд вопросов в ближайшей перспективе может решиться. В настоящий же момент более действенным инструментом в борьбе за качество услуг стало увеличение штрафных санкций за невыполнение тех или иных работ.

«Управляющие компании, получившие предписание, реагируют на наши требования оперативно. Выходит инспектор на место, а ему предъявляют акты выполненных работ, подписанные старшим дома», - рассказывала начальник отдела по контролю и надзору за содержанием жилищного фонда Управления Зоя Лычева.

Но вместе с тем перед ведомством стоит иная задача - чтобы такая реакция ложилась не на надзорный орган, представители которого пришли проверять, как выполнено предписание об устранении нарушений, а на обращения граждан. Этому может способствовать приведение договоров управления МКД в соответствие с требованиями законодательства. Оговорены в них должны быть объемы, сроки и графики выполнения всех, без исключения, работ. Лишь в этом случае собственники будут понимать, за что платят деньги.

Отдельный вопрос - контроль за выполнением работ. Обязательно на каждый вид должен быть составлен акт выполненных работ. К слову, не так давно Минстрой РФ утвердил формы этих документов. Подписывают их собственники только в том случае, если в течение месяца работники УК выполняли свои обязанности добросовестно. Если же эти виды работ не выполнялись вовсе, либо их производили некачественно, составляется соответствующий акт. И те, и другие документы должны обязательно иметься в наличии у собственников, чтобы в случае обращения в надзорный орган они могли доказать свою правоту.

«В нашем доме на протяжении длительного периода времени температура горячей воды - 48 градусов, то есть вода из-под крана идет еле теплая. Мы обращались в управляющую компанию, на время ситуация улучшалась, но потом все повторялось снова. Как нам быть?» - прозвучал вопрос от одного из участников «круглого стола».

«В обязательном порядке составляйте акт о некачественном оказании услуг. Если не можете добиться того, чтобы бумагу подписали представители управляющей компании, вы имеете право составить его сами. Напишите бумагу в двух экземплярах и направьте с претензией в адрес ресурсоснабжающей компании. Именно этот акт впоследствии позволит потребовать произвести перерасчет», - пояснила Зоя Лычева.

Еще один вопрос был о том, какие рычаги имеются у управления, чтобы наказать УК за плохую работу, к примеру, за постоянно текущую мягкую кровлю, ремонт которой производится ежегодно, но не дает никакого результата? Оказалось, что здесь все далеко не просто. Жалобы о текущих кровлях поступают в управление очень часто.

«Нередко мы сталкиваемся с тем, что в условиях договора нет строки «ремонт кровли», есть только ее «содержание». Содержание - это промазка битумом трещин, очистка от мусора, проклейка примыканий, устранение течей. Мы выдаем предписания «об устранении течей». Что касается ремонта, как управляющая компания будет это делать, если собственники его не оплачивают? Опять-таки многое зависит от того, когда был последний капитальный ремонт кровли. Если его не было более 15 лет, трата средств на латки - эффекта не даст - намного разумнее произвести капитальный ремонт. И управляющая компания должна объяснить собственникам, во что обойдутся эти работы», - отметила Зоя Лычева.

К слову сказать, в свое время эксперты пробовали подсчитать, во что обойдется содержание дома, если в смету заложить выполнение всех необходимых работ. Оказалось, что платить придется 40-50 рублей с квадратного метра в месяц, а если дом находится в совсем плохом состоянии возможно и больше.

«Понятно, что сегодня материальные возможности населения не позволяют людям тратить так много на содержание своего жилья. Но в то же время пытаться привести его в надлежащее состояние все-таки стоит. Отчасти этому может помочь программа капитального ремонта дома, да и управляющей компании нужно ставить реальные задачи на год», - отметил руководитель «ЖКХ-контроль» Иван Должиков.

Говорили участники «круглого стола» и о других проблемах - о том, что управляющие компании не спешат отчитываться перед собственниками, а выполненные отчеты зачастую являются формальными, о том, что сегодня возникает немало разногласий при приеме работ и так далее. Помочь повлиять на ситуацию, по их мнению, могло бы ужесточение действующего законодательства в части содержания жилых домов, а еще в ближайшей перспективе общественники собираются проверить отчеты ряда управляющих компаний. Это позволит понять, над чем именно нужно работать, чтобы навести порядок, в конце-концов, речь идет о комфортном и безопасном проживании населения в своих домах. И оставить все, как сейчас, просто недопустимо.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.