Вы здесь

ТАТЬЯНА ЧУМАКОВА: «МЫ ЗА ПОЛНОЦЕННЫЙ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЙ КУРОРТ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Недавний вывод Народного фронта, что поручение Президента страны В. Путина по развитию Кавминвод выполняется формально, всколыхнул интерес и к закону о Кавказских Минеральных Водах, ожидающему своего второго чтения в Государственной Думе Российской Федерации, и к проблематике региона. Сегодня своим мнением на этот счет делится генеральный директор санатория «Пятигорский нарзан», Герой труда Ставрополья Т. Чумакова.

- Татьяна Арсентьевна, Вы за относительно короткое время на базе полуразрушенного корпуса санатория «Ленинские скалы» создали современный, высокотехнологичный санаторий «Пятигорский нарзан». Сегодня он является одной из лучших здравниц региона. Тем самым как бы сказали: неразрешимых проблем на наших Кавминводских курортах нет, все можно возродить, поднять на новый уровень. Надо только руки приложить, ум и сердце. Поэтому Ваш голос в дискуссии, какой быть кавминводской здравнице, особенно интересен. Как практика с богатым опытом. Так какой же ей быть?

- Полноценным бальнеологическим курортом. То есть, каким складывался наш всероссийский курорт двести с лишним лет, таким и должен остаться. И продолжать развиваться именно в этом направлении, хотя и в новом, современном качестве, разумеется.

Вообще-то, саму эту дискуссию я нахожу странной. Два столетия всей страной открывали, отстраивали курорты, создавали материальную базу бальнеологии, науку и практику ее применения, методики разрабатывали. Создали то, что по-своему уникально, привлекает к нам людей со всего мира, является достоянием края, Северного Кавказа, да и всей страны. Скажите, где еще в мире есть Институт курортологии? Вряд ли найдете подобный. Да и местность у нас уникальная в своем роде, такой в стране больше нет. Сам Господь создал благодать, чтобы люди поправляли здоровье. А теперь вдруг нам предлагают то развивать какой-то медицинский кластер, то туризм... Заметьте, не на материальную базу курорта - скважины, лечебницы и прочее - усилия направить, в чем сейчас есть острая необходимость, а на инфраструктуру туризма и медицинские клиники, которых и так в городах уже много, и которые человек посещает по месту жительства. То есть на нечто совсем новое нас пытаются развернуть. Что же тут хорошего? Не случайно полпред Президента страны в СКФО С. Меликов на одном из последних совещаний вообще предложил закрыть проект медицинского кластера, как не учитывающий специфики курортного региона. После такого заявления общественность Кавминвод просто вздохнула.

- Не могу удержаться, Татьяна Арсентьевна, чтобы в нашем разговоре не привести пример, который вызывает критику общественности. Проложили от Кисловодска через Долину Нарзанов новую дорогу прямо к Эльбрусу. В прошлом году открыли. Вы, наверное, слышали об этом. Огромные деньги потратили, якобы для развития нового горного туристического кластера. Ну и что? Дорога заканчивается фактически в первобытном месте. Да, тут красиво, тут минеральная вода чуть ли не из-под каждого камня течет. Что и притягивает многих людей. Но! Набирается эта минеральная вода самотеком в примитивную, чуть ли не выдолбленную в скале, емкость, - такие у нас строили во времена Лермонтова, - мужчины и женщины окунаются в нее по очереди. Про санитарные нормы никто и не вспоминает. Вся имеющаяся там инфраструктура - туалеты деревянные, палатки, сарайчики какие-то... К ледникам Эльбруса подняться можно. Но - по совсем не обустроенной тропе.

- Это как раз говорит о том, что местный бизнес не очень готов к туризму. Из-за такой его пассивной позиции не получается комплексное, так называемое проектное, развитие, достойное двадцать первого века. Государство в инфраструктуру вложилось, а развития туристического направления особо и нет.

На Кавминводах же все наоборот: бизнес хорошо развит, в том числе и в курортной сфере. И очень активен. Нам нужны лишь государственные вложения в инфраструктуру - бальнеологическую базу курорта, газовые, энергетические, водопроводные, канализационные сети, дороги... Эта инфраструктура уже создана трудами предыдущих поколений, надо только привести ее в порядок. Для этого, конечно же, нужны новые организационные и управленческие решения. Такие, которые бы объединили интересы и бизнеса, и отдыхающих, и государства.

- Что в этом плане первоочередное у нас?

- Начинать надо как всегда с наведения порядка. Обратите внимание, у нас нет-нет, да разгорается дискуссия: какая форма собственности предпочтительная для курортов. Государственная, общественная, то есть профсоюзная, или частная... А по-моему, главное, чтобы у каждой здравницы хозяин был в полном смысле этого слова. И содержал ее как хозяин. Это и есть первоочередное.

Скажу простую истину. Одна брошенная на пол вещь создает в доме ощущение беспорядка и неуюта. Тем более - мебель поломанная. Пройдитесь по курортной зоне Пятигорска, Ессентуков, да и Кисловодска. Тут стоит корпус без окон, с провалившейся крышей, там... Есть и недостроенные громады, которые два десятка лет стоят брошенные. Начать надо с того, чтобы такая разруха исчезла. У всех этих объектов есть собственники, к которым нужно применять меры, обязывающие их восстанавливать объекты. Если для этого не хватает законодательной базы - создать ее в кратчайшее время.

- Ваш санаторий просто покоряет уютом и чистотой. Небольшие пристройки настолько органично вписались, что даже не подумаешь, что в основе - типовой шестиэтажный спальный корпус здравницы восьмидесятых годов прошлого столетия. Да и территория санатория впечатляет. Здесь несколько ресторанов, зона отдыха с плавательным бассейном, с детской площадкой... Сотрудники рассказывают, что Вы сами находите проектные, строительные и даже дизайнерские решения. И даже материалы самолично подбираете. Это правда?

- А почему руководитель не может быть строителем или дизайнером? Главное, чтобы все было удобно, функционально и красиво. Руководителю до всего должно быть дело.

Но мы отвлеклись от темы. Затем, а по важности это даже должно быть на первом месте, надо думать о разнообразии и качестве наших курортных услуг. У каждого дома, к примеру, сейчас прекрасная ванна, и если он в санатории увидит старую, с желтым налетом или даже со сколами - уверяю вас, общее впечатление об отдыхе испортится. Поэтому у нас к медицинской технике и инвентарю самое святое отношение. Чуть устарело, потеряло вид - меняем. Опять же должен быть широчайший выбор лечебных и восстановительных процедур. Для этого должны быть соответственно подготовленные специалисты. На 230 мест в санатории у нас коллектив 200 человек. Это обусловлено необходимостью и говорит о том, что у нас чуть ли не к каждому отдыхающему человек приставлен.

- Когда я прочитал, Татьяна Арсентьевна, что у Вас в санатории 334 наименования процедур, не поверил. Это действительно так?

- Действительно. И это еще не все возможные. Как только мы узнаем о новом оборудовании по нашему профилю, сразу обосновываем эффективность, рассматриваем на врачебной конференции и покупаем. О новой методике узнаем - осваиваем. Большой плюс нашего санатория - свой радон повышенной концентрации. То есть ванны радоновые отдыхающий принимает, не выходя из корпуса. Милое дело, особенно зимой: не надо ехать в лечебницу и опасаться подхватить по дороге простуду. Естественно, у нас много внимания уделяется радиационной безопасности: радоновая лаборатория, специально обученный персонал. Есть и новые процедуры, которых нет у соседей. Совсем недавно, к примеру, освоили карбокситерапию для лечения опорно-двигательного аппарата. У нас же пятигорский курорт на этом, в том числе, специализирован. Улучшает микроциркуляцию в тканях, предотвращает разрушение хряща, позвоночных дисков.

Кстати, наши специалисты были в Италии по обмену опытом. Их вывод: там намного беднее природные факторы, только термальная вода - и все. Отсюда и процедуры такие, какие может сделать в городских условиях каждый. Соли насыпал в ванну, подогрел и принимай. А у нас на Кавминводах и сероводородные источники, и целебные грязи, и радон. Еще наблюдение: у них в стоимость путевок входят две-три процедуры, за остальные надо платить отдельно. Это и есть СПА-курорт, который нам порой преподносят как образец для подражания. Так надо ли к этому стремиться? Пусть они нам подражают в насыщенности лечебного курса, чем мы будем бездумно брать себе на вооружение то, что уже является вчерашним днем курортного дела.

- Татьяна Арсентьевна, социальная роль здравницы, типа Вашей, сейчас какая? Частный санаторий, каким Ваш является, он только за прибылью гонится?

- Это из области сказок, что частные санатории только на прибыль нацелены. Для нас основное - это развитие, предоставление людям самых качественных услуг. В то же время наш санаторий бескорыстно помогает людям даже больше, чем иной государственный. Потому что здесь меньше все зарегламентировано, не надо отчитываться за каждую копейку перед вышестоящей инстанцией. Есть деньги - тратим, в том числе и на благотворительность.

Приведу только один пример - наша акция «Во имя мира на земле». Ее суть - бесплатное лечение в санатории ветеранов Великой Отечественной, детей войны, участников военных конфликтов. Впервые мы ее провели в прошлом году, перед 70-летием Победы. Тогда за год в рамках акции поправили здоровье 153 человека, в этом году - 104. За два года на эти благородные цели затратили семь миллионов рублей. Не думаю, что иной государственный санаторий мог бы себе такое позволить.

Социальная ответственность и внимание к людям не от формы собственности идут, а от души. Душа у нашего коллектива широкая. У нашей здравницы 267 орденов, медалей и всяких других наград. Это общественное признание, которое не появляется на пустом месте. Надеемся, что у нас будет возможность заниматься благотворительностью и далее.

- Это приятно слышать накануне Дня медицинского работника. Поздравляем Вас с профессиональным праздником!

- Спасибо.

Вел интервью Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.