Вы здесь

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВ: «ЖИЛИ И БУДЕМ ЖИТЬ!»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Уборка на Ставрополье идет полным ходом. Сводки, приходящие с полей, меняются практически каждую минуту. Ведь в эту жаркую летнюю пору дорог каждый час и пока зерновые не окажутся на токах, отдыхать аграриям будет некогда. Кипит в настоящий момент работа и на полях колхоза-племзавода имени Ленина Апанасенковского района, в котором «Ведомости» побывали на прошлой неделе. В настоящий момент работниками хозяйства обмолочена большая часть озимых зерновых, тогда же убрана была третья часть площадей.

В поле мы приехали в разгар рабочего дня. Один за другим по нему шли комбайны - несколько «Донов» и «Нив». И останавливались они только для того, чтобы выгрузить зерно из бункеров в подошедшие грузовики.

«Медлить нельзя, - говорит агроном бригады № 3 Юрий Берташ, - уж очень ответственная сейчас пора».

Понять его можно. Для Юрия - это шестая уборка в должности агронома, а еще ранее, когда он был совсем мальчишкой, отец, работавший в колхозе, брал его с собой на поля - сначала просто посмотреть, а потом парень работал штурвальным.

«Чувства, которые я каждый раз испытываю, не передать словами», - говорит он.

И с ним солидарны многие его коллеги, все те, кто ежедневным добросовестным трудом вносит свой вклад в такое нужное и значимое для всех нас дело - обеспечение продовольственной безопасности нашей страны.

«Для меня нынешняя жатва - двенадцатая в должности агронома. И каждый раз, когда начинается страда и комбайны выходят на поля, на душе - светло и радостно, - признается главный агроном хозяйства Сергей Иванов. - А в этом году и подавно, ведь погодные условия этой весны нас очень порадовали, только в мае выпало 114 миллиметров осадков, так что виды на урожай очень неплохие».

О цифрах говорить, конечно, еще рано - как известно, цыплят по осени считают, но общая картина уже вырисовывается. Как говорят специалисты хозяйства, такие сорта как Виктория Одесская, Зерноградская 11, Аскет и другие - показали себя очень неплохо.

И не только зерновые порадовали колхозников в этом году. Уродились и культуры, которые заготавливают на корм животным. Сегодня поголовье КРС и овец полностью обеспечено кормовой базой. Более того, в некоторых гуртах и отарах сделаны закладки и на следующую зиму. А между тем, впереди еще второй укос.

«В общем, все эти вопросы - кого куда отправить, какие задачи поставить - приходится решать одновременно. Вот и сейчас в разгаре уборка, а корма нужно заготавливать», - рассказывает бригадир бригады № 3 Сергей Калашников.

Хозяйство, вверенное ему - приличное - 1550 гектаров пашни, 2 гурта КРС и 3 маточных отары. В обычное время в бригаде работают 35 человек, а в уборку - более 50. Всего же в колхозе - 4 бригады и более 300 человек коллектива.

Отдельное структурное подразделение колхоза - животноводство.

Ставку в нем сделали на крупный рогатый скот мясного направления и овцеводство. Если говорить о КРС, то в свое время завезли 100 телок и 5 бычков породы казахская белоголовая. На сегодняшний день в хозяйстве более 800 буренок. Ведется серьезная племенная работа, благодаря чему в перспективе планируют получить статус племзавода.

А вот по овцеводству колхоз имени Ленина подтверждает статус племзавода на протяжении нескольких десятилетий. Получил он его благодаря стараниям известных в сфере овцеводства ученых-зоотехников: Василия Мороза, Петра Бида, Григория Таранухи. В результате новейших селекционно-племенных разработок которых была выведена новая порода овец - манычский меринос, получившая всемирную известность из-за уникальных качеств тонкорунной шерсти.

В те годы в хозяйстве насчитывалось до 32 тысяч овец, 150 тысяч голов птицы, более 4 тысяч свиней, 2,5 тысячи КРС. Львиную долю прибыли приносило животноводство.

«Средств, которые получали от реализации шерсти, хватало на то, чтобы в течение всего года платить заработную плату коллективу», - вспоминает главный зоотехник Иван Шарко.

Неудивительно, что на зоотехническую службу в сельхозпредприятиях делали серьезную ставку: от толковых, грамотных специалистов зависело, в конечном счете, благополучие колхозов. И расчет оправдался, ведь за племенными животными приезжали не только из разных уголков бывшего СССР, но и из ГДР, Индии, Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии и других стран.

На высоком уровне ведется селекционная работа в колхозе имени Ленина и сегодня. Подтверждение этому - то, что за последние пять лет племенные животные, выращенные в хозяйстве, дважды становились победителями профильных выставок, за что колхоз был премирован двумя машинами УАЗ. Еще один момент - показатель выхода шерсти, а вернее, его изменение. Когда порода только была выведена, он составлял около 48 процентов, а по прошлому году - 64,5 процента. В общем, разница налицо.

Если говорить о нынешнем годе, то в среднем с одного животного получено 2,9 килограмма шерсти. Это весьма приличная цифра, учитывая то, что в прошлом году из-за засухи сложилась крайне тяжелая ситуация с кормами. Сказалась она, к сожалению, и на окотной кампании этого года. В итоге в хозяйстве получили всего 93 ягненка на 100 овцематок. Но в настоящий момент с кормами все в порядке, и есть надежда, что в будущем году подобная ситуация не повторится.

«Скажите, в свое время в крае были серьезные проблемы с реализацией шерсти, давали за нее копейки, да и брать особо никто не хотел. Изменилось ли это в наши дни?» - не преминула спросить я главного зоотехника Ивана Шарко и председателя колхоза Николая Васильева. Ответ не порадовал.

«В те тяжелейшие годы, столкнувшись с этой проблемой, сельхозпредприятия нашего района скооперировались и создали производственную ассоциацию «Маныч», которая и стала заниматься оптовой торговлей сельскохозяйственным сырьем, и в том числе шерстью. Мы продавали свою продукцию «Мынычу», а он уже занимался ее реализацией. Цена, которую давали в ассоциации, была хоть и невысокой, но приемлемой. В этом году она составляет 270 рублей за килограмм. Конечно, хотелось бы большего. Но зато другие покупатели готовы работать с нами, если мы им предоставим рассрочку. Такая форма нас не устраивает», - поясняет Иван Шарко.

Глава хозяйства озвучил еще одну проблему. «В этом году мы столкнулись с тем, что когда мы в очередной раз отдали шерсть «Манычу», нас обвинили в том, что мы не поддерживаем отечественных производителей и отказали в выплате дотаций. И не только нам, но и еще целому ряду производителей района. Я не понимаю почему. Все мы продаем зерно на экспорт. И получаем погектарную поддержку. А здесь дотации получило только одно хозяйство, а остальным отказали по надуманным предлогам. На мой взгляд, подобная ситуация не допустима. Все сельхозпроизводители должны работать в равных условиях», - говорит он.

К вопросу о равных условиях. Сегодня некоторым формам хозяйствования предоставляют различные преференции: освобождают от налогов, не «кошмарят» проверками. Зато к другим всевозможные надзорные структуры почему-то проявляют в разы повышенный интерес.

«В марте колхоз имени Ленина проверяли, только вдумайтесь, 10 раз! О чем это говорит?», - задается вопросом председатель.

Проверка за проверкой, и получается, что работать-то в таких условиях особо некогда - только встретил одних проверяющих, все им показал, предоставил документы, проводил, а тут тебе новая комиссия. Вот тебе мочало, начинай сначала.

Вообще, Николай Васильев считает, что не важно, колхоз ли это, крестьянско-фермерское хозяйство или какая-то любая другая форма хозяйствования.

«Самое главное - это село и жизнь в нем. И нужно создавать такие условия, чтобы молодежь не уезжала из села. За пять лет к нам не пришел ни один выпускник вуза. Те, кто учился за счет средств, выделяемых колхозом, вернули деньги и уехали в города. А сколько оставленных домов в селе - десятки. И если так будет продолжаться, ничего хорошего ждать не приходится», - говорит председатель.

Да, сельхозпредприятие со своей стороны делает все возможное, чтобы облегчить жизнь селян. По сути, оно обеспечивает их хлебом, мукой, овощами, мясом, снабжает кормами. Оказывает посильную помощь школе и больнице. Но все-таки этого не достаточно, чтобы жизнь в нем забила ключом. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Рецепт, наверное, должны найти на другом уровне.

«А мы должны сохранить то, что строили наши отцы и деды. А потому работаем и будем работать», - говорит председатель.

И еще, однажды бывший министр сельского хозяйства края Виктор Гаркуша задал ему вопрос: «Как вы там выживаете? Вот в колхозе «Родина» Красногвардейского района выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу, рапс, свеклу. А у вас, кроме пшеницы, - ничего нет. Как вы держитесь?» А Николай Васильев ему ответил: «Жили и будем жить!». Вот и живут по сей день, как и многие другие сельхозпредприятия, на которых держится Россия, в благополучие которой они вносят свой весомый вклад.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.