Вы здесь

СХВАТИЛ, ПРОДАЛ, ПЕРЕСЧИТАЛ - БАРЫШ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На прошлой неделе все мы узнали о смене хозяина Минераловодского аэропорта. Но если знать все подробности этой не очень красивой истории, то пора менять все наше представление и об экономике, и о политике, и об управлении страной.

Беззаконие узаконено высшей инстанцией

6 июля Высший арбитражный суд Российской Федерации отменил определение Северо-Кавказского окружного арбитражного суда по иску прокурора края Юрия Турыгина о признании незаконной приватизации Минераловодского аэропорта. Тем определением отменялось июньское решение Ставропольского арбитражного суда об отказе в иске, определение апелляционной инстанции, оставившей решение в силе, дело направлялось на новое рассмотрение. Мотив понятный даже ребенку: краевая собственность продана без конкурса, значит - незаконно. Тогда показалось, что правда торжествует. И вот такой громкий финал с обратным знаком.

То есть, приватизация Минераловодского аэропорта в 2013 году, о незаконности которой кричал весь край, признана высшей судебной хозяйственной инстанцией страны законной со всеми вытекающими последствиями. И прежде всего - с последствием окончательного завладения сенатором от Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым лакомым куском ставропольской собственности. А также - прекращения уголовного дела в отношении Виктора Мельникова - министра имущественных отношений края, подписавшего документы на приватизацию, и снятия всех подозрений с бывшего губернатора края Валерия Зеренкова, ходившего на допросы формально в качестве свидетеля, а реально - подозреваемого за то, что благословил приватизацию своим постановлением.

Не оставляет ощущение, что кто-то сильный и влиятельный вмешался во всю эту, длящуюся уже третий год историю с приватизацией аэропорта, и поставил жирную точку.

В интересах кого?

История, пахнущая воровством

Напомним вкратце всю историю. О ней, впрочем, я довольно подробно рассказывал в статье «В Минераловодском аэропорту пахнет тем же» за 20 ноября 2013 года, являвшейся продолжением публикации «В Ставропольском аэропорту пахнет воровством», а также в статье «Самый стойкий запах - запах воровства» за 12 января с.г.

Зеренков принимает постановление о приватизации Минераловодского аэропорта. ГУП «Аэропорт Минеральные Воды» преобразуется в ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». Затем на основе его и ОАО «Аэроинвест», принадлежащего Канокову, и в тот момент финансирующего ремонт аэропорта, создается Управляющая компания «Аэропорт Минеральные Воды» с размером долей соответственно 30 и 70 процентов. Соотношение долей и вызвало возмущение в обществе: весь находившийся в собственности края гигантский аэровокзальный комплекс оценили в миллиард рублей, а сто сторублевых акций какого-то московского ЗАО «Полюс», которыми и была внесена доля «Аэроинвеста» - в 2,4 миллиарда рублей. Акции были оценены так высоко потому, что «Полюс» имел высокодоходные договора аренды имущества все того же Минераловодского аэропорта.

Нечисто все это? Не то слово. Очень напоминает приснопамятные залоговые аукционы 90-х, когда в обеспечение платежей новоявленных хозяев госсобственности вносилась эта же собственность. Но факт остается фактом: приватизация аэропорта состоялась. Возбудились силовики. Вроде завели по этому поводу уголовное дело. Даже оценщика допрашивали, признавшегося, что писал свой акт на коленке. Возмутилось федеральное агентство по ценным бумагам, контролирующее такого рода сделки: отказало в регистрации выпуска акций вновь созданного ОАО. Но уголовное дело так и осталось где-то в следовательских шкафах, а коллизию с регистрацией акций благополучно разрешил Арбитражный суд Ставропольского края. Обязал Агентство зарегистрировать выпуск. Выходит, судьи у нас больше понимают в вопросах регистрации акций, чем сами регистраторы.

Так кабардино-балкарский Каноков реально стал управлять нашим аэропортом. Раз имеет две трети акций. Утешительное во всем этом только то, что Минераловодский аэропорт в последние годы преобразился. Капитальный ремонт терминала проведен неплохой. Как уверяет руководство «Аэроинвеста» - на те же два с лишним миллиарда рублей, в которые оценены акции «Полюса». Но хороший ремонт и переход права собственности, согласитесь, две разные вещи.

Протесты понарошку

Протестовали по поводу мутной приватизации депутаты краевой Думы, писала гневные статьи пресса. Все было тщетно. Искру надежды, что справедливость будет восстановлена, зародил новый губернатор Владимир Владимиров. Во всяком случае, на первой пресс-конференции пообещал сделать все, чтобы вернуть аэропорт в собственность края.

И первый шаг был сделан: Минимущества края обратилось в суд с иском о расторжении договора о создании совместного ОАО «Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды» и возвращении в собственность края всех ста процентов акций ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». Однако дальше пошли чудеса: Минимущества вдруг в судебном заседании заключило мировое соглашение, по которому краю отошли еще 10 процентов акций управляющей компании. В обмен на обязательство смириться и тему эту в судах больше никогда не поднимать.

Впрочем, вслух об этом мировом соглашении на пресс-конференциях губернатора не рассказывалось. О нем, может быть, мы и не узнали, если бы не аналогичный иск прокурора края Турыгина. В решении суда по нему мировое соглашение подробно расписано.

Чем закончился благородный порыв прокурора к законности - мы уже рассказали в начале статьи.

Сенсация не приходит одна

Но сенсация прошлой недели не только в том, что Высшая судебная инстанция отказала прокурору края и признала приватизацию Минераловодского аэропорта законной. Сенсация еще и в том, что в тот же день, 6 июля, пришло сообщение о... продаже Каноковым своей 60 процентной доли в «Управляющей компании Аэропорт Минеральные Воды»! «РБК-бизнес» процитировал слова генерального директора «Аэроинвеста» Егора Саломатина, что холдинг «Новапорт» купил у Канокова оба его аэропорта - Калининградский и Минераловодский. За 11 миллиардов рублей.

То есть, «Новапорт» купил тотчас, день в день, как только суд подтвердил законность приватизации. Такое ощущение, что документы давно были готовы и ждали решения суда.

Какова доля стоимости нашего порта в этих 11 миллиардах? Наверняка половина. Да, Калининградский приобретен полностью, от нашего же «Новапорту» досталось 60 процентов. Но наш двенадцатый в стране по объему пассажиропотока, а Калининградский - только девятнадцатый. У нашего реконструкция в основном завершена, а у Калининградского еще идет, и не очень успешно, под угрозой срыва прием болельщиков на матчи футбольного мундиаля в 2018 году.

В общем, хорошая для Канокова сделка. Вложил, даже если верить оценке акций «Полюса», 2,4 миллиарда, выручил же вдвое больше.

В погоне за чистотой сделки

Уверен: первое, что придет в голову читателю: а не для того ли затевался прокурорский иск, чтобы судом подтвердить чистоту приватизации? Чтобы у нового покупателя не было в дальнейшем проб-лем? Мне тоже это пришло в голову. Тем более, что во всей этой истории с подачей иска был один трудно объяснимый момент. За неделю до рассмотрения дела в Краснодаре прокурор края попытался... забрать свою кассационную жалобу из суда. Получается, прокурора устроило решение первой инстанции с отказом в удовлетворении его же требований? Суд отказал, поскольку в деле были интересы третьего лица, рассмотрел жалобу прокурора и удовлетворил ее.

Если выше высказанная догадка правильная, Северо-Кавказский суд не был в курсе задуманной комбинации. А может, не захотел играть в эти игры, у него хорошая репутация в хозяйственном сообществе. Похоже, дальше пришлось подключать к ней уже высшую судебную инстанцию. Добавим сюда и уже рассказанную ранее коллизию с Минимущества края. Которое вроде замахнулось бороться с Каноковым до конца, но потом согласилось на 10 процентов акций в обмен на обещание больше не ходить по судам. Тоже ведь своего рода попытка Канокова получить судебное, а значит и законное, оформление прекращения тяжбы.

Не потому ли возникло исковое заявление Турыгина, что мировое соглашение показалось будущему покупателю недостаточным для чистоты сделки? Странно, что прокуроры, стражи законности, играют в такие игры.

Кто бенефициар

Как в любой долгоиграющей схеме поглощения собственности, суть ее и смысл более менее проясняются при завершении. Когда появляется, говоря казенным деловым языком, выгодоприобретатель. А если по импортному - бенефициар.

Похоже, именно сейчас, когда мы узнали, кто, в конце концов, купил аэропорт, и становятся понятны некоторые моменты, которые не до конца были видны в начале и даже середине всей этой комбинации. Но прежде о том, кто купил. «РБК-бизнес» называет Романа Троценко, контролирующего «Новапорт», человеком команды всемогущего Игоря Сечина - руководителя российского нефтяного гиганта «Роснефть». Троценко был у последнего советником, а с 2012 по 2015 годы возглавлял швейцарскую «дочку» «Роснефти». Теперь становится понятно, почему Зеренков так спешно, не проработав и полугода, начал приватизацию аэропорта. Ведь не секрет, что решающую роль в его назначении на пост губернатора сыграл именно Сечин. Как было отказать просьбе из его окружения? Во всяком случае, такой поворот исключает местную коррупционную составляющую и снимает с экс-губернатора и его окружения всякие подозрения в наживе.

Это также объясняет непоследовательность и осторожность, с какой говорил о скандальной приватизации новый губернатор Владимиров. Вроде и замахивался - но не бил. Сложилось впечатление, что больше на месте топтался и оглядывался.

Да и метания прокурора края это объясняет.

Хотя, может быть, я и не прав. Вполне возможно, что «Новапорт» с предложением покупки возник на последнем этапе всей этой истории. И Каноков пошел на сделку именно потому, что уверенности в благополучном окончании всех этих разборок не было. Прижали - только продавать. Но тогда остаются подозрения, что со всей этой историей приватизации не чисто. И что ее отцы начудили. А может, и поимели.

Третий вариант - прижимали, чтобы продал. И дело уголовное возбуждали и в прессу сливали, и иски подавали, и прокурора задействовали...

Как бы там ни было, «Новапорт» теперь добросовестный приобретатель двенадцатого по пассажирообороту аэропорта страны. И с большими перспективами для развития.

Скажем аэропорту до свидания

Что дальше?

Несомненно, для края и его жителей намного лучше, что Минераловодский аэропорт теперь в руках крупной, имеющей уже десяток портов, профессиональной компании. Что бы там ни говорили, но Каноков был в этом бизнесе любителем, если не чужаком. История захвата им порта мало чем отличалась от других, в которых он преуспел. В стиле дикого капитализма. Только там были рынки, сельхозпредприятия, автосалоны...

Новому владельцу собственность не досталась на халяву, поэтому и отношение будет соответствующее. И к содержанию, и к развитию. Не исключаю, что уже вскоре «Новапорт» предложит правительству края купить оставшиеся у него 40 процентов акций. Оно, конечно, может упереться. Но в таких случаях у главного акционера всегда есть возможность добиться своего. Например, делается эмиссия акций под новый инвестиционный проект. У правительства на покупку дополнительных акций денег, как всегда, не окажется, в итоге его доля просто уменьшится. Схема эта давно уже откатана.

Раз так сделают, два... В конце концов, дойдет до символической доли. Хотя - вряд ли. Скорее всего, долю наши сразу продадут. Вспомним вышеперечисленные фамилии бенефициаров. Кто им посмеет возразить? И мы, граждане края, скажем Минераловодскому аэропорту до свидания.

Хотя, если положить руку на сердце, что нам было от того, когда он находился в собственности края?

Ничего, только иллюзия собственности была. Как и иллюзия социальной справедливости.

Когда много иллюзий - это вредно.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.