Вы здесь

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ РОССИИ И СТАВРОПОЛЬЮ

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ РОССИИ И СТАВРОПОЛЬЮ

Сразу две художественные выставки открылись в Ставрополе в рамках VII Славянского форума искусств «Золотой Витязь», который проходил в крае с 12 по 17 сентября под девизом «Любовью и единением спасемся»: «Свет фресок Дионисия - миру» и «Вера. Родина. Любовь».

Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси», Ставропольский краевой музей изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представили на прошлой неделе в краевом центре уникальный проект Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия - миру», проведение которого вошло в программу VII Славянского форума «Золотой Витязь». Московский фотохудожник и издатель, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся в мире. Его работа над проектом «Свет фресок Дионисия - миру» заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь сохранились в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым. Современник Микеланджело и Леонардо да Винчи, Дионисий был самым знаменитым «началохудожником» Святой Руси второй половины XV века. Чудом кажется то, что фрески (а это 300 композиций) сохранились до сих пор в условиях сурового климата русского Севера.

Ставропольский Выставочный зал Союза художников России был заполнен на днях людьми до отказа. На открытие фотовыставки Юрия Холдина пришли и приехали председатель краевой Думы Юрий Белый, заместитель председателя правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина, министр культуры СК Татьяна Лихачева, председатель регио-нального отделения Союза художников России Сергей Паршин, протоиерей, настоятель храма Преображения Господня Владимир Сафонов, ставропольские художники, педагоги и студенты вузов и многие другие жители и гости краевого центра. Открыла выставку директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, которая предоставила слово президенту «Золотого Витязя», режиссеру, народному артисту России Николаю Бурляеву. А затем после выступлений представителей власти и общественности города «бразды правления» взяла в свои руки вдова автора проекта, искусствовед, куратор фотовыс-тавки, президент фонда «Фрески Руси» Екатерина Данилова (Холдина).

Юрий Холдин, как рассказала Екатерина Владимировна, проводя экскурсию по выставке, вошел в историю современного искусства как автор известного в стране и за рубежом просветительского проекта «Свет фресок Дионисия - миру». Его масштабная выставка (более 400 работ) с 2011 года работает по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в постоянной экспозиции музея Храма Христа Спасителя. До Холдина фотографы, пытавшиеся добиться единого освещения, всегда снимали фрески ночью, и, чтобы исключить влияние переменчивого дневного света, они использовали искусственный фронтальный свет. А такой свет грубо искажает цвет, создает тени и черные провалы в пространстве собора. Либо вообще при съемке отказывались от передачи пространственной перспективы, обрезали изысканные композиции Дионисия и подавали их как вырванный из контекста фрагмент. Холдин же первым стал снимать днем, и нашел свои приемы для передачи колористической гармонии фресок, при тех условиях переменчивого дневного света, когда по законам физики правильно передать цвет невозможно. «Я заставлял пленку увидеть так, как человек видит это во время литургии, когда включаются паникадила, горят свечи...». Адекватное прочтение ферапонтовского цикла, где так счастливо соединились гений русского иконописца XV века и талант современного мастера фотоискусства, - вызвало резонанс мгновенный и глубокий. Благодаря творчеству Холдина впервые в истории мировой фотографии была раскрыта нематериальная природа этого искусства (фотография в переводе с греческого означает «светопись»). Российскими искусствоведами проект Юрия Холдина (1954 - 2007) был назван «переворотом в искусствоведении и книгоиздании одновременно». А настоятель храма Священномученика Климента в Замоскворечье, протоиерей Леонид Калинин назвал в свое время Юрия Холдина единственным фотохудожником, который сумел проникнуть в ту идею, что мир Горний, как изображал его Дионисий, не имеет теней, не имеет темных сторон, а имеет только светоносность и благодать...

Экспозиция, в которой представлено около ста работ Юрия Холдина, начинается с северных пейзажей, в которые вписывается уникальный Ферапонтов монастырь: «После грозы», «Туман на Паском озере», «Монастырский двор», «Утро, косогор». А потом - фрески, фрес-ки, фрески... «Закатный луч. Святитель Николай Чудотворец в конхе Никольского придела», «Воинства и Силы небесные. Апостолы на престолах Судей», «Ангел, пронзающий змея: «Страшный суд», «Святой Иоанн Предтеча» и тут же романтичная «Осень в деревне Ферапонтово» и крестьянка в фотоработе «В чулане». И вновь фрески с объясняющими текстами из Библии - «Шествие на Голгофу. Понтий Пилат», «Волхвы с дарами», удивительно прекрасная «Пресвятая Богоматерь с Младенцем. «Слышаша пастырие Ангелов...», где тончайшие переходы теплых, радостных оттенков розового, голубого и охристого созвучны неземному звучанию ангельских голосов, «поющих плотское Христово пришествие». «Иисус Христос и народ, следующий за Ним». И как чудесное обрамление цикла фресок - звучание хора регентской школы Ставропольской и Невинномысской епархии, исполнившего два песнопения.

А на следующий день в Арт-галерее «Паршин» в рамках фестиваля искусств «Золотой Витязь» открылась выставка работ ставропольских художников «Вера. Родина. Любовь», посвященная Дню города и края. Среди ста работ в разных техниках - таких, как иконопись, живопись, скульптурные произведения малой формы, батик, пэчворк, - можно было увидеть знакомые пейзажи, портреты, картины на бытовые и исторические сюжеты. А еще во всех работах воплощены раздумья о вере, о судьбе России, о ее прошлом и будущем. Президент фестиваля Николай Бурляев вручил ведущим ставропольским художникам, в том числе и старейшему живописцу, фронтовику Владимиру Шегедину, дипломы «Золотого Витязя». Ну а пришедшие на эту красочную экспозицию посетители говорили, что ее с уверенностью можно назвать признанием в любви родному Ставрополью.

Обе выставки будут работать до конца сентября.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (12 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.