Вы здесь

«Большой ремонт» идет, к зиме готовятся

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Большой ремонт» идет,  к зиме готовятся

Ситуация в сфере ЖКХ традиционно остается в топе проблем, волнующих россиян, и наших земляков в том числе. Среди наиболее острых вопросов - качество обслуживания жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, износ инфраструктуры и другие. О том, как вывести коммунальный комплекс региона на качественно новый уровень, корреспонденту «Ведомостей» рассказал министр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко.

- Роман Алексеевич, давайте начнем наш разговор с того, что обозначим основные приоритеты и направления, по которым вашим ведомством в настоящий момент ведется работа. Какие цели и задачи стоят перед отраслью на ближайшую перспективу?

- Ничего нового нам здесь изобретать не нужно. Свою работу министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выстраивает, исходя из приоритетов, определенных «дорожной картой», утвержденной распоряжением правительства Ставропольского края в марте 2015 года. Направлены они на обеспечение высокого качества жизни населения и создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека.

«Дорожной картой» предусмотрены 5 направлений деятельности. Это обеспечение информационной открытости и подконтрольности сферы жилищно-коммунального хозяйства, содержание жилищного фонда, в том числе государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами, функционирование региональной системы капитального ремонта общего имущества МКД, обеспечение модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства и создание региональной системы по обращению с отходами потребления.

- Какая ситуация сложилась в сфере оказания гражданам жилищных услуг. Удалось ли, на ваш взгляд, навести порядок в этом направлении?

- Проблема эта действительно поднимается довольно давно. И реальность такова, что изменить ситуацию за день или два невозможно. На это понадобится не один год. Чего уже удалось добиться - того, что граждане начали осознавать, что их имущество не только отдельная квартира, но и места общего пользования. И последним тоже нужен уход, а потому в это они тоже должны вкладываться.

А еще жители края стали принимать более активное участие в вопросах управления своими домами. Понятно, что знали, как это делать, не все. И на министерство легла функция просвещения населения. По сей день к нам поступает большое количество обращений, в которых собственники интересуются механизмом формирования платы за жилищно-коммунальные услуги, вопросами регулирования отношений между жителями дома и управляющими компаниями, проведения текущего и капитального ремонтов и так далее.

Помочь найти ответы порой непросто. К примеру, если говорить о стоимости работ и услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, то официально утвержденной и обязательной к применению методики, которая позволяет просчитать эти цифры, на сегодняшний день нет. Управляющие организации устанавливают расценки, исходя из объемов своих расходов на выполнение данных работ. Перечень работ и их стоимость утверждаются на общем собрании собственников помещений МКД и указываются в договоре управления домом. А потому министерством были разработаны методические рекомендации по управлению МКД, а также калькулятор жилищных услуг, позволяющий рассчитать стоимость работ по содержанию общего имущества. Также разработаны рекомендуемые формы договора управления домом и годового отчета управляющей организации.

Для контроля за тем, насколько граждане удовлетворены работой управляющих компаний, внедрена система рейтингования. Мониторинг уже проведен в Буденовском, Изобильненском, Предгорном районах, а также в городах Лермонтов, Пятигорск и Железноводск. На основе полученных данных сформированы рейтинги качества работы местных управляющих компаний. Эта информация будет полезна жителям, которые, к примеру, рассматривают возможность смены «управляйки» и подбирают новую организацию. Параллельно ведется активная работа по внедрению ГИС ЖКХ. Все это позволит гражданам получить полную картину о той или иной управляющей организации и сделать осознанный выбор компании, которая будет работать в их доме.

Не может не радовать и тот факт, что жители края стали внимательнее изучать отчеты управляющих компаний, выявлять допущенные нарушения, расхождения этих документов с положениями заключенного договора управления и добиваться более качественного проведения работ. Люди поняли, что большое значение имеет правильный выбор совета многоквартирного дома, что это должен быть реально работающий орган, обеспечивающий выполнение решений, принятых на общем собрании.

В общем, можно говорить о том, что в лучшую сторону изменилось состояние жилищного фонда в тех домах, где собственники помещений перестроились и осознали, что именно они являются заказчиками жилищных услуг и активно принимают участие в управлении своим МКД. А там, где жители занимают пассивную позицию, при этом сами даже в общих собраниях не принимают участие и допускают задолженность за жилищно-коммунальные услуги, об улучшении состояния жилищного фонда говорить не приходится.

- Получается, что отношение населения меняется, а управляющий бизнес сделал для себя какие-либо выводы?

- Если говорить о работе управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК, то контроль за их деятельностью в большей мере осуществляют наши коллеги из краевого управления по строительному и жилищному надзору. Именно в его компетенции - выставление предписаний, назначение штрафов и лишение лицензий тех управляющих компаний, которые не выполняют требования и стандарты, предписанные нормативными документами. На мой взгляд, введение лицензирования и упорядочение реестра управляющих компаний - мера правильная и более того - необходимая. В каких-то случаях управляющий бизнес уже после первого раза чутко реагирует на предписания и старается пересмотреть подходы к выполнению своих обязанностей. Есть и такие организации, которым не помогают ни предписания, ни штрафные санкции. И с ними нужно работать. Вообще, ситуация постепенно начинает выправляться, хотя работы еще много.

- Не секрет, что острый вопрос сегодня - проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Работы эти идут с опозданием. Оцениваете ли вы ситуацию как критическую?

- Системная ошибка в том, что свое-

временно не были сделаны выводы предыдущего 2015 года, и региональный оператор снова понадеялся на подрядные организации, которые по результатам торгов должны были разработать проектно-сметную документацию и которые в конечном итоге не выполнили свои обязательства в срок. В этой ситуации Фонду капитального ремонта следовало взять львиную часть этой работы на себя, и это бы предотвратило отставание. Теперь соответствующие выводы сделаны, и в дальнейшем наступать на те же грабли мы не будем.

Фонд капитального ремонта края - это самостоятельное обособленное подразделение со своим уставом, руководителем, задачами, гарантиями и сроками выполнения работ. Но министерство ЖКХ края в части своей компетенции и функций проводит все необходимые мероприятия для того, чтобы эту программу выполнить и ускорить. Мы ведем еженедельный мониторинг их работы, осуществляем выезды на место проведения работ по капитальному ремонту. Оказывается помощь региональному оператору и в части взаимодействия с органами местного самоуправления, особенно при урегулировании спорных вопросов, возникающих при организации проведения капитального ремонта.

Если говорить о краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта на 2014-

2016 годы, то отремонтированы должны быть 786 МКД, из них около 600 - в этом году. В 154 многоквартирных домах ремонт уже завершен. В 488 - идут работы. Процент их выполнения составляет от 14 до 68 процентов. По оставшимся домам объявлены конкурсы по отбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта. Завершить работы региональный оператор планирует до ноября этого года.

Хочется сказать еще вот о чем. В соответствии с нормами действующего законодательства за два года, 2015 и 2016, собственниками помещений

13 МКД, формирующих фонды капремонта на счете регионального оператора, выполнен капитальный ремонт ранее сроков, установленных региональной программой. 7 таких домов находятся в краевом центре, по одному - в Михайловске, Новопавловске, Нефтекумске, селах Красногвардейское, Дивное и Курсавка. Так вот, осуществлен зачет затраченных жителями средств, и теперь у них начались так называемые «платежные каникулы» от взносов на капремонт.

- На различных уровнях поднимается вопрос о том, что капремонт должен включать не только ремонт крыш, фундаментов и замену инженерных сетей, но и другие мероприятия, к примеру, установку в домах новых лифтов, проведение мероприятий по энергосбережению и так далее. Согласны ли вы с этим?

- Однозначно. Взять те же лифты. Сейчас по программе капитального ремонта мы можем выполнить замену только одного процента подъемников от необходимого. Все упирается в недостаточное финансирование. И при нынешнем тарифе на капремонт изменить ситуацию нельзя. Я считаю, что нужны дополнительные федеральные целевые программы, которыми будет субсидироваться замена лифтового хозяйства. Думаю, что к этому мы обязательно придем. То же самое касается вопросов энергосбережения, утепления фасадов, переустройства крыш на вентилируемые и других видов работ. Вопрос этот требует урегулирования на федеральном уровне.

- А сколько домов исключены из региональной программы капитального ремонта?

- За этот год исключено около

50 домов, и 13 - в 2015 году. В таких случаях законодательством предусмотрен возврат денежных средств, которые собственники внесли на капитальный ремонт. Так что все деньги будут возвращены. Что касается дальнейшей судьбы самих МКД, то их включат в реестр домов с изношенностью свыше 70 процентов. Всего в него занесено около тысячи домов. Без федерального финансирования эту проблему нам тоже не решить.

- В ближайшее время должны произойти серьезные изменения в сфере обращения с отходами. В регионах должны разработать территориальные схемы размещения отходов, определиться с региональными операторами, которые будут заниматься этими вопросами. Что уже сделано в нашем крае? И какие еще нововведения произойдут?

- Работа проводится действительно серьезная. Нами разработана и согласована с Департаментом Росприроднадзора по СКФО территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, в Ставропольском крае. В ближайшее время она будет утверждена постановлением правительства региона и размещена на сайте министерства.

Территориальная схема делит край на две части, на которых будут работать два региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - северную и южную. Предусматривается создание 15 новых мусороперегрузочных станций с первичной обработкой отходов, 2 новых межмуниципальных зональных центров (Новоалександровский и Труновский), а также начало эксплуатации строящихся межмуниципальных зональных центров в Благодарненском, Буденновском и Советском районах. Тем самым будут перекрыты все районы края.

 

А еще сейчас ведется работа с муниципальными образованиями региона по выделению земельных участков для строительства новых объектов и привлечению инвесторов. Также идут подготовительные работы для организации конкурсного отбора региональных операторов, определению нормативов образования твердых коммунальных отходов на территории края и подготовки ряда региональных нормативных актов в данной сфере. Форсировать эти мероприятия мешает отсутствие ряда федеральных нормативных актов. В частности, правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

И еще, в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2017 года услуга по сбору и транспортированию отходов должна стать коммунальной и будет называться услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оказываться она будет исключительно региональными операторами, действующими на определенной территории по единому тарифу. Однако значительная часть регионов РФ до настоящего времени не разработала территориальных схем по обращению с отходами, что может явиться объективной причиной изменения срока запуска нововведений на законодательном уровне.

- Когда в крае начнет внедряться раздельный сбор отходов? И сможем ли мы когда-нибудь избавиться от свалок?

Реализация отдельных мероприятий, направленных на внедрение раздельной системы сбора отходов, планируется в 2018 году. В первую очередь это приобретение контейнеров для раздельного сбора отходов. Пилотные проекты целесообразно начать реализовывать в крупных городах: в Ставрополе и в регионе КМВ.

Однако следует понимать, что для полноценного внедрения этой системы необходима замена почти всей цепочки технологического оборудования, начиная с контейнеров и мусоровозов и закачивая оборудованием для утилизации отходов. Это может значительно увеличить тариф региональных операторов. Поэтому внедрение этих мероприятий будет детально обсуждаться с региональными операторами и общественностью, с учетом возможного финансового участия федерального бюджета.

- Вот уже много лет болевой точкой коммуналки является износ инженерных сетей. Что делается, чтобы решить эту проблему? Какие новые объекты коммунального хозяйства сданы в эксплуатацию за последнее время? Вкладываются ли в эту сферу потенциальные инвесторы?

- Вопрос этот сложный. И сегодня речь идет не столько о развитии инфраструктуры, сколько о ее сохранении. У нас порядка 18 тысяч километров водопроводных сетей и 1,5 тысячи километров теплосетей. Порой износ их превышает 80 процентов. А где-то доходит и до 95. Чтобы это все восстановить, нужны огромные деньги.

Часть средств на модернизацию уже заложена в тарифы на коммунальные услуги. Естественно, этого недостаточно, поэтому предприятия ведут работу по модернизации и за счет собственных средств и производственных и инвестиционных программ. Но наиболее перспективным способом модернизации на сегодняшний день является привлечение федеральных средств через концессионные соглашения. Работа в данном направлении ведется, таким путем планируется модернизировать теплосети Невинномысска, Пятигорска и Георгиевска.

Нужно сказать еще вот о чем. Для исполнения поручения Губернатора Ставропольского края министерством ЖКХ и министерством энергетики, промышленности и связи региона составлены списки объектов, в курируемых сферах, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И разработаны планы первоочередных мероприятий, направленные на приведение их в надлежащее техническое состояние.

Что касается новых объектов, то в прошлом году в рамках соответствующей краевой программы завершено строительство подводящих водоводов к хуторам Нагорный и Базовый Грачевского района. А в этом году министерством ЖКХ совместно с администрацией села Султан Андроповского района проведена работа по включению в региональную программу подающего водовода в этот населенный пункт. Между министерством и администрацией села заключено соглашение и начаты подготовительные работы к строительству объекта.

И по вопросу привлечения инвестиций. Мы совместно с министерством экономического развития плотно занимаемся этим вопросом. Прорабатываются возможные схемы сотрудничества. Но рассказать об этой работе можно будет, когда она даст первые результаты.

- 1 июля в промышленную эксплуатацию на территории Российской Федерации введена система ГИС ЖКХ. Сколько сейчас поставщиков информации края зарегистрированы в ней, как вообще обстоит дело с ее наполнением и когда граждане смогут в полной мере оценить ее?

- Действительно, с 1 января 2017 система должна заработать в полную силу. И с этого времени каждый собственник жилого дома должен иметь возможность, зайдя на сайт ГИС ЖКХ, ознакомиться с информацией о жилых домах, коммунальных услугах, программах в сфере ЖКХ, тарифах, нормативно правовых актах в сфере ЖКХ, размере платы подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги. Если эти данные не размещены, либо информация не соответствует платежному документу, который получил потребитель на бумажном носителе, последний считается не представленным гражданину.

В настоящий момент в ГИС ЖКХ зарегистрированы и приступили к размещению информации 962 поставщика информации, что составляет 82 процента от действующих на территории края. Большая часть из тех, кто не зарегистрировался, относятся к наиболее проблемной категории ТСЖ, ЖСК, ЖК и иных кооперативов. Но мы работаем с ними. Проводим совместно с представителями органов местного самоуправления, управления по строительному и жилищному надзору края, Минкомсвязи России и разработчиками ГИС ЖКХ обучающие семинары. Организована консультационная и техническая поддержка пользователей по работе в сис теме. Для поставщиков информации, у которых отсутствует компьютерная техника или доступ к сети «Интернет», в ГКУ СК «РИАЦ», расположенном по адресу г. Ставрополь, просп. Карла Маркса, д.58, оборудованы рабочие места, позволяющие произвести регистрацию и размещение информации в ГИС ЖКХ.

Все это позволило краю занять

16 место в рейтинге внедрения ГИС ЖКХ на территории России. И мы стараемся и дальше улучшать свои показатели.

К слову сказать, за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, либо если сведения предоставлены не в полном объеме, либо искажены, предусмотрена административная ответственность в размере от 30 до 200 тысяч рублей. А в случае повторного нарушения управляющими компаниями предусмотрено лишение лицензии на срок до 3 лет. Так что с размещением информации лучше поторопиться.

- Роман Алексеевич, давайте закончим наш разговор вопросом о том, как идет подготовка к зиме, которая, как известно, является для работников вашего ведомства проверкой на прочность?

- Этому вопросу на прошлой неделе было посвящено совещание с Минстроем РФ, и в настоящий момент мы находимся в пределах средней статистики по стране. Готовность ресурсоснабжающих организаций края составляет

90 процентов. Время еще есть. Эту работу предстоит завершить до 1 ноября. Жилищный фонд готов на 93 процента. Паспорта готовности МКД должны были получить до 15 сентября. Но в ряде случаев либо управляющие компании и ТСЖ не уложились в срок с проведением нужной подготовки, либо это многоквартирные дома, в которых идет капитальный ремонт. Не может дом получить паспорт готовности, если в нем ремонтируют крышу, фасад или инженерные системы. Но страшного ничего в этом нет - поставлена задача завершить все эти мероприятия до

1 октября и подготовить жилой фонд к отопительному сезону на сто процентов.

В общей сложности, на подготовку к осенне-зимнему периоду предприятиями ЖКХ запланировано потратить более

720 миллионов рублей.

И еще, для осуществления постоянного мониторинга и оперативного контроля по устранению случаев отсутствия теплоснабжения в многоквартирных домах и социально-значимых объектах при прохождении осенне-зимнего периода, аварий на системах тепло-, водо-,  газо-, электроснабжения в Управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору работает телефон «горячей линии»: (8652)94-17-06.

Но хотелось бы, чтобы жителям края не пришлось им воспользоваться. Мы постараемся сделать все, чтобы встретить зиму во всеоружии.

Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
17 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.