Вы здесь

ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С момента назначения на должность нового министра образования РФ Ольги Васильевой прошло около двух месяцев. Понятно, что кардинальных перемен за это время в курируемой ею сфере не произошло, но заявлений о видении главой ведомства будущего отрасли сделано немало.  Причем, ряд из них вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Высказывания о том, что министр считает важным для школы, какие задачи придется решать педагогам и что ожидает в перспективе учеников, довольно интересны, а потому «Ведомости» решили сделать небольшой обзор по этой теме.

Вернут вступительный экзамен

И начнем с того, что в планах главы ведомства – дальнейшее совершенствование ЕГЭ и, по всей видимости, возвращение вступительного экзамена в вузы, по крайней мере, в некоторые.

Объясняется это с тем, что в 10 и 11 классах ученики, как правило, занимаются только теми предметами, которые выбрали для сдачи ЕГЭ. В итоге, сдав экзамены, порой с неплохим результатом, они показывают в вузах не самые лучшие знания. Устранять пробелы школьной программы приходится уже на 1 курсе.

- ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы  - медицинские, инженерные - должны иметь письменный экзамен, - высказала свое мнение министр.

Как это можно реализовать на практике?

- Механизм такой: вузы, которые в течение трех лет набирают очень высокий средний балл (94-95), что очень сложно сделать, могут предложить своим абитуриентам письменный экзамен, допустим, по специальности, то есть профилирующий. Если вы медик, пишете химию, если вы инженер, то пишете математику, если филолог, пишете, соответственно, литературу, -  отметила глава Минобрнауки.

При этом она подчеркнула, что этот вариант надо обсуждать.  Учитываться будет мнение профессионального сообщества и родителей.

К слову сказать, такая модель уже давно принята в некоторых ведущих вузах. К примеру, для поступления в МГУ на всех факультетах надо принести ЕГЭ и сдать вузовский письменный экзамен. И в вузе считают, что дополнительные вступительные экзамены оказываются очень полезными.

Другие сторонники этого предложения говорят, что для общественных и гуманитарных специальностей было бы неплохо, чтобы студенты писали вступительные сочинения. Пока же, к сожалению, многие из них отвратительно излагают свои мысли в письменном виде.

Но есть и те, кто полагает, что от нововведения станет только хуже. «В вузы будут поступать богатые дети. Все это приведет лишь к росту коррупции», - прокомментировал писатель и преподаватель Лев Лурье. Он же отметил, что «ЕГЭ по сравнению с экзаменами, которые проводятся в вузах, - это цветочки. Все это приведет лишь к росту коррупции».

Высказываются мнения, что предложение министра вносит неопределенность в будущее ЕГЭ. Фактически не отменяя его, оно его обессмысливает. Нужно определиться - либо ЕГЭ отменяется и возвращается прежняя система вступительных экзаменов, либо ЕГЭ совершенствуется. А пока получается, что и ЕГЭ остается, и в то же время возвращается система вступительных экзаменов. Если мы перестаем рассматривать выпускные экзамены в школе одновременно как входные - в вузе, то встает вопрос - зачем ЕГЭ вообще нужен?» -  задают вопрос представители экспертного сообщества.

Не рейтингом единым

На  недавнем финале конкурса «Учитель года России-2016» глава Минобрнауки отметила, что сегодня система образования сильно увлеклась всевозможными рейтингами, и предложила уделять последним меньше внимания.

«Я не против социсследований, их сейчас множество, но часто они ангажированы - тут нечего скрывать, - заявила Васильева. - Любой рейтинг должен нести за собой контекст: зачем это исследование заказано, что хотим получить на выходе. Сам рейтинг не является для меня оценкой. У нас есть горные школы, сельские, малокомплектные - они далеки от новшеств, которые есть в больших городах, и там тоже есть прекрасные результаты! Главное - не оценка ради оценки или рейтинг ради рейтинга. А та жизнеспособность, которая ожидает ученика, окончившего ту или иную школу. Движущая сила во всех школах - это учитель».

Об учебниках и тетрадях

Касалась в своих выступлениях министр образования и темы учебников. Она заявила о необходимости сократить число школьных учебников до трех комплектов для начальной школы, а также основного курса, базового и углубленного.

На вопрос о рабочих тетрадях, которые многие вынуждены докупать к комплектам учебников за немалые деньги, министр категорично ответила, что это не должно быть заботой родителей.

- Если школа включает рабочие тетради в обязательный перечень, она должна его обеспечить. Если есть стопроцентная необходимость в рабочей тетради, ее должна предоставить школа, если нет, процесс может вестись и без тетради. Учебники и рабочие тетради образовательные учреждения должны закупать централизованно за счет бюджета, а не требовать деньги с родителей, - пояснила свою позицию министр.

Час астрономии

Широко обсуждается сегодня и высказывание Васильевой о том, что в школьное расписание должна вернуться астрономия. Напомним, из школьной программы она была исключена в начале 90-х. На вопрос, где взять на это лишние часы, ведь количество уроков в школе увеличивать нельзя, министр ответила, что можно забрать время, отведенное на изучение второго иностранного языка.

«Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу - один в 10-м классе, другой час - в 11-м», - сказала министр образования. И добавила, что ни в коем случае не призывает отказаться от второго или третьего иностранного языка, но считает, что их можно изучать факультативно.

Проблем с учебниками по астрономии, по ее мнению, тоже нет.

«Вот он - учебник. Авторы - Воронцов-Вельяминов и Страут. Базовый уровень. Учебник рассчитан на 11-й класс. Учитель физики готов к тому, чтобы читать астрономию», - полагает она.

И опять-таки отношение к инициативе в обществе разное. Одни рукоплещут и говорят, что поддерживают ее, а кто-то идет и дальше и рассуждает о том, что можно организовать в школах астрономические классы. Другая категория относится к ней отрицательно.

Настороженно к этому отнеслись и в среде астрономов. «Понятно, что астрономия имеет и огромное мировоззренческое значение, но где найти учителей, которые этот час смогут эффективно посвятить именно астрономии?» – задают вопрос они. Не менее серьезный вопрос, остались ли в школах хотя бы простейшие астрономические приборы и наглядные пособия, телескопы, звездные карты?

Свое мнение по поводу инициативы и у рядовых пользователей всемирной паутины. «Какой-то бред! В советское время курс астрономии занимал одну четверть в 10 классе! Зачем больше-то? 250 часов в год - это не профанация. Обычный курс, в общеобразовательной школе состоит из 102 часов в год при 3 часах в неделю», - возмущается один из них. «Что она заберет, она не в курсе, что ли, что второй иностранный и не ввели еще?», - поддерживает его еще одна участница дискуссии.

Часов добавят и основам религии?

Курс основы религиозных культур и светской этики будет развиваться. Кроме того, планируется увеличить количество часов, которые будут отводиться на изучение этого предмета.

Глава ведомства считает, что такая дисциплина укрепляет нравственные основы личности. Кроме расширения программы ожидается улучшение качества учебников.

Сам предмет построен таким образом, что в начале модуля авторы напоминают, что Россия – многонациональная страна. Далее уже идет повествование о той религии, которую изучает тот или иной регион. Министр считает, что благодаря этому никаких расколов в обществе не произойдет.

Рассуждать об этом мы не беремся, так как курс все-таки больше носит культурологический характер. Но вопрос с загруженностью учащихся опять-таки встает сам собой.

Интерес к чтению

Перед школой стоит важная задача - как вернуть интерес к чтению. Большинство современных детей - визуальщики - воспринимают двигающуюся картинку на экране и не хотят читать книги. «Сейчас нужно развивать всероссийскую программу чтения», - определила еще одну задачу Ольга Васильева.

Какой будет продленка?

Во многих школах с прошлого года продленка стала платной. Причем чаще всего такое решение принимают не самые бедные регионы. Родители не понимают, кто решает, какой будет продленка и можно ли снова сделать ее бесплатной. «Все регионы без исключения делают все возможное, чтобы вообще убрать плату для нуждающихся семей - многодетных семей, незащищенных», - заявила Васильева. И напомнила, что «дополнительное образование в России бесплатное».

Прозвучало и мнение, что «любая школа без особых затрат должна иметь три вещи, чтобы ребенок развивался: шахматный кружок, как ни парадоксально это будет звучать, спортивные кружки и художественные кружки».

Без труда никак

Массу вопросов вызвало предложение вернуть в общеобразовательные школы уроки труда.

- Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не сможем жить. Леность - основа порока. С этого года будут разработаны методические рекомендации по трудовой деятельности. Со следующего года будут потихоньку вводиться, - заявила министр. - При этом сельские школы должны сами организовать учащимся обучение основам аграрного производства.

* * *

Впрочем, пока глава Минобрнауки заверила, что резких перемен в системе образования не будет.

- Образование – не та сфера, которая требует преобразований. Здесь должны быть только поступательные движения. Я уже несколько раз говорила о том, что мы должны пересмотреть, оценить то, что было, взять лучшее и двигаться вперед, – сказала министр.

Вперед – это хорошо. Но и назад тоже оглянуться порой бывает необходимо – проанализировать, от чего ушли и отказались, насколько правильные были сделанные шаги.  Не всегда новое априори верное, а старое – хлам, от которого нужно избавиться. Васильева обещает предпринять попытку разобраться в этом. Что в итоге проведенного анализа вернется в систему образования, покажет время.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
13 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.