Вы здесь

ЧТО ИМЕЕМ - НЕ ХРАНИМ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Когда мы с вами, читатели, прогуливаемся, например, возле дворца культуры имени Гагарина, многие из нас и не представляют, что ступают по месту самого первого, а когда-то и самого монументально-красивого, городского кладбища. Называлось оно Варваринским. В честь одноименной церквушки, расположенной среди могил Хоперских казаков-основателей крепости и мраморных памятников-надгробий генералов Кавказской войны. Здесь же был похоронен в 1826 году и полковник Бражинский, сосланный на Кавказ за участие в восстании декабристов.

А рядом с уже бывшим Варваринским кладбищем проходила улица Барятинская. Сегодня она носит название Комсомольская. А во времена своей закладки, когда на ней в основном селились отставные солдаты, она называлась Первой Солдатской. Однако после окончания Кавказской войны пленением Шамиля войсками генерал-фельдмаршала князя Александра Барятинского, улицу переименовали в честь этого героя. Впоследствии ее облюбовали для жительства уже и люди из «высшего общества».

Таким образом, купец первой гильдии Игнатий Волобуев в конце 19 века приобрел в собственность два дома с участком земли по Барятинской. А потом его дочь Анна, в замужестве Деревщикова, построила вместе с супругом в 1914 году на участке отца большой и красивый дом. Вот его историю мы бы и хотели обсудить. Сегодня это запущенное здание носит в народе название «Дом с приведениями». По готическому стилю постройки и изысканному дизайну оно вполне заслуженно могло стать визитной карточкой Ставрополя, наряду с Тифлисскими воротами и частью крепостной стены. Но, увы...

Хотя история этого сооружения более интересная, чем у других памятников культурного наследия города. Правда, факт нахождения особняка в перечне охраняемых объектов старины нисколько не помог ему ни стать музеем, ни вообще сохраниться в целости. А жаль.

После смерти мужа, Анна Деревщикова, по всей видимости, продала дом владельцу мельниц бакинскому миллионеру Ага Балы Гулиеву. Также известно, что бакинцу принадлежала одна лавка на Базарной площади и мельница (сегодня это уже бывший мельзавод № 4 города Ставрополя). Все его имущество было национализировано в 1917 году. И тогда в доме по Барятинской прекратились званые ужины, светские вечеринки, балы и преферанс. Начались трагические страницы истории особняка.

В гражданскую войну большевики, захватив город, открыли здесь госпиталь. На момент взятия Ставрополя белогвардейцами в новоявленном лечебном заведении находилось более тридцати красноармейцев. Все они были казнены прямо в своих койках. Белые сразу же обосновали здесь свой лазарет. При следующем захвате Ставрополя Красной Армией большевики расстреляли всех лечащихся белогвардейцев. И открыли в доме уже местное отделение ЧК. Молчаливые стены особняка стали свидетелями зверств красного террора, расстрелов заложников, пыток и допросов. А ставропольчане с той поры стали обходить стороной этот, когда-то шикарный, салон, служивший местом собраний цвета нации - купцов и дворян. В дальнейшем в доме располагался туберкулезный диспансер. Сколько здесь больных «съела» болезнь - знают лишь эти стены.

Во времена Великой Отечественной войны в этом доме располагался сначала наш военный госпиталь, а затем немецкий. При оккупации города вермахт разместил в бывшем особняке санитарную часть для инфекционных больных и склад лекарств для немецкой армии, воюющей на Кавказе. Сама же улица была в очередной раз переименована в улицу Третьего августа. При отступлении немцев здание было заминировано, но, по какой-то счастливой случайности, не взорвалось.

Потом здесь находился роддом, а впоследствии - общежитие для медиков. Но прочная слава «дома с привидениями» уже закрепилась за ним навсегда. Людей здесь погиб не один десяток, и суеверные горожане утверждают, что по ночам в этом месте можно услышать стоны.

Закончил 20-ый век таинственный бывший особняк еще более печально: всеми позабытый, он обветшал. В начале 2000-х годов здание закрыли на реставрацию. Но до сих пор за его забором ничто не говорит о ремонте.

Что имеем - не храним, а потерявши - плачем. Здание продолжает разрушаться, и, по всей видимости, в скором времени мы его можем потерять навсегда. Останется лишь несколько старых пожелтевших фотографий этого некогда прекрасного небольшого замка, и все на этом.

К сожалению, в Ставрополе в последнее время набирает все большие обороты такая печальная тенденция, когда какое-либо здание, находящиеся на попечении власть имущих, остается без особого присмотра. Затем оно начинает ветшать. Потом, по какой-то злой иронии судьбы, в нем происходит пожар. Может быть и не один. А затем чиновники разводя в грустном бессилии руками от безвыходности выносят решение об его сносе. Пришло, мол, сооружение в полный упадок и теперь уже не поддается реконструкции. А что делать остается?

Драгоценное место в центре города пустует, а на нем самом, пугая жителей и гостей краевого центра, стоит угрюмым мертвецом архитектуры полуразрушенное здание. Оно в дальнейшем сносится, а на его месте начинается новое строительство. Причем либо офисного центра, либо жилого многоквартирного дома. Стоит ли говорить о том, что хозяином строительной фирмы, бесцеремонно равняющей бульдозерами нашу историю, является, как правило, персона, приближенная к трону местных князей.

Вернемся же к нашему «мертвецу», дому под номером 100. Вы не поверите, но в ночь на 13 августа 2014 года здесь случилось самое настоящее стихийное возгорание. Пламя занялось тогда на втором этаже и уничтожило около 70 квадратных метров кровли и перекрытий. Вот тебе на! Неожиданно. Поэтому мы и решили разобраться, кому же принадлежит наш «мертвец»?

Предпоследним его хозяином была Ставропольская краевая клиническая больница. На запрос в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия нам оптимистично ответили, что дело сдвинулось, и поделились такой вот информацией: «Данное здание находится в государственной собственности Ставропольского края. Охранное обязательство на памятник заключено с ГУП СК «Ставкрайимущество», согласно которому запланировано проведение противоаварийных работ до 31.12.2017 и проведение комплексных реставрационных работ до 31.12.2020. Для проведения указанных работ разработана научно-проектная документация на Памятник».

Получается, что уже к концу 2020 года, ГУП СК «Ставкрайимущество», в лице его директора Бориса Борисова, грозится оживить нашего «мертвеца». Это и впрямь хорошая новость для краеведов и просто неравнодушных Ставропольчан. А как оно выйдет на деле, поживем - увидим.

Андрей СОБОЛЕВ

Фото автора.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.