Вы здесь

ЗОНА ДОСТУПА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Вузовское образование у нас на Ставрополье доступно далеко не всем. В настоящее время учатся в вузах только около 28 процентов жителей края в возрасте от 17 до 25 лет. Вообще по показателю обеспеченности местами в высших учебных заведениях Ставрополье находится на 45-47 месте в России. Об этом свидетельствуют данные исследования уровня доступности высшего образования в России, проведенного экспертами НИУ ВШЭ.

При проведении рейтинга учитывались несколько аспектов. Помимо наличия мест обучения, принимались во внимание финансовая и территориальная доступность учебных заведений, возможность учебы в сильных вузах.

Если говорить об обеспеченности местами в вузах, то в некоторых субъектах РФ вероятность получения университетского диплома оказалась не очень велика. Самый низкий показатель в Ненецком автономном округе - там нет высших учебных заведений. Отстают также Дагестан, Республика Алтай, Чечня, Ингушетия, Тыва и Ямало-Ненецкий автономный округ. Лучше всего ситуация обстоит в Москве, а также Московской, Курской и Томской областях, где показатель студентов среди молодых людей приближается к 50 процентам.

К вопросу о качестве вузовского образования. Доля студентов-первокурсников, которые учатся в престижных вузах, наиболее высока в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - около 65 процентов. В числе лидеров также Томская, Свердловская, Московская области, ну и сама столица. У нас на Ставрополье этот показатель составляет около 11 процентов. А в 29 регионах вообще нет вузов, где средний балл ЕГЭ абитуриентов превышает 70.

Следующий критерий - финансовая доступность образования. В это понятие входит не только стоимость обучения, но и траты на жилье и расходы на проживание. Учитывали исследователи и шансы студентов получить место в общежитии.

Лучше всего ситуация оказалась в Санкт-Петербурге: там большое количество бюджетных мест, высокий уровень доходов, приемлемая стоимость обучения, есть места в общежитиях. Следом идут Амурская и Вологодская области. Сложнее всего ситуация с финансовой доступностью высшего образования в Дагестане, Ингушетии и Чечне.

Хотя если рассматривать только расходы на образование, то Ингушетия и Чечня попадают в ряд самых доступных, наряду с Алтаем, Адыгеей и Тывой. В свою очередь самое дорогое образование в Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, на Камчатке, в Тюменской и Нижегородской областях.

Ставропольский край по финансовой доступности вузовского образования занимает 68 место. Само образование у нас в среднем обходится в 57 тысяч рублей в год, более 50 тысяч тратится на жилье, и свыше 85 тысяч - на прочие расходы.

И последний момент, легче всего до ближайшего вуза добраться в Москве и Московской области, Ингушетии, Карачаево-Черкесии. Неплохо в этой связи обстоит дело и у нас в регионе. Сложнее всего в Хабаровском крае, Бурятии, Забайкалье, Магаданской и Сахалинской областях.

«В целом доступность высшего образования отличается от региона к региону порой достаточно сильно. Но во многих случаях решающим фактором оказывается общая привлекательность региона (например, Москва и Санкт-Петербург) и развитая сеть вузов», - подытожили в Институте образования НИУ ВШЭ.

Впрочем, решать, куда направить свои стопы - в столичные ли вузы, или в региональные - неотъемлемое право самих выпускников и их родителей. Понятно, что многие из нынешних одиннадцатиклассников с этим уже определились. Но сначала им нужно доучиться и успешно сдать ЕГЭ.

Прием заявлений на участие в последнем завершился на минувшей неделе. Каким именно предметам отдали предпочтение будущие выпускники, точно станет известно немного позже. В прошлом году самыми популярными были обществознание, история. В то же время больше стало выпускников, которые выбрали ЕГЭ по биологии, химии, физике, информатике, математике.

Сам единый государственный экзамен в этом году не претерпит содержательных изменений, кроме отказа от тестовой части еще в трех учебных предметах (химия, биология и физика), меры информационной безопасности при проведении экзаменов будут сохранены, а использование новых технологий расширено.

Досрочный этап ЕГЭ в 2017 году пройдет с 23 марта по 14 апреля. Основной период - с 29 мая 2017 года по 1 июля.

Всего будет задействовано более 5,5 тысяч пунктов проведения экзамена, почти 50 тысяч аудиторий. Продолжится развитие новых технологий проведения ЕГЭ, в том числе печати экзаменационных материалов и сканирования бланков ответов участников. Будет увеличен охват пунктов проведения экзаменов онлайн-видеонаблюдением, усилится общественное наблюдение.

В помощь выпускникам созданы портал ЕГЭ, открытый банк заданий, информационных материалов на сайте ФИПИ, разъясняющих видеороликов от разработчиков заданий и других.

Особое внимание в этом году уделено работе с родителями.

«Мы считаем, что не менее важно, чем выпускникам, дать всю нужную информацию о проведении ЕГЭ их родителям. Со взрослыми надо работать даже больше, чем с самими школьниками, чтобы они могли правильно сориентировать и настроить своих детей, объяснить, как организовать подготовку, помочь своему ребенку справиться с волнением», - отметили в Рособрнадзоре.

Кстати, вчера была проведена всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». Мамы и папы смогли сами пройти через все процедуры экзамена, зарегистрироваться, заполнить бланки, увидеть, как организован контроль на ЕГЭ, как печатаются и обрабатываются экзаменационные материалы, написать небольшую экзаменационную работу, составленную из заданий, аналогичных тем, что будут у детей. В акции приняли участие около 50 регионов России, еще в нескольких субъектах РФ подобные мероприятия пройдут позднее.

К слову, по данным того же Роспотребнадзора, все чаще делают выбор в пользу ЕГЭ и ученики с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды. В минувшем году такую форму экзаменов выбрали более 5 тысяч участников с ОВЗ (88 процентов от общего числа таких выпускников). В лечебных учреждениях действовало 35 пунктов проведения экзаменов. Кроме того, было организовано свыше 150 пунктов проведения экзамена на дому. Многие ребята по итогам сдачи экзаменов поступили в вузы.

Если же говорить о будущем, то Федеральный институт педагогических измерений начал общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе. Из новой модели контрольных измерительных материалов по литературе исключены задания с кратким ответом. Таким образом, экзамен по литературе будет состоять только из заданий, требующих развернутых ответов.

Также в новой модели увеличено число заданий по выбору участника, повышены требования к объему сочинения, усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов.

Демонстрационный вариант перспективной модели ЕГЭ по литературе, краткая информация о ней, итогах ее апробации и предварительного обсуждения опубликованы на сайте института.

Следует отметить, что новая модель ЕГЭ по литературе была апробирована весной прошлого года в 13 регионах. В апробации приняли участие более 1000 школьников. Новую модель поддержало подавляющее большинство учителей, участвовавших в апробации. Анализ результатов выполнения экзаменационных заданий показал, что она не является более сложной, чем действующая.

По итогам апробации перспективная модель ЕГЭ по литературе была доработана, обсуждена на многочисленных площадках и рекомендована к дальнейшему применению. Внедрение ее планируется в 2018 году.

А вот для девятиклассников в следующем году может стать обязательным экзамен по устной речи. Апробация его в пилотном режиме пройдет в нескольких регионах. В каком виде будет проводиться экзамен, еще не ясно. Пока стандарт ГИА «Устная речь» есть в экспериментальном виде.

Напомним, на данный момент обязательными в рамках ГИА-9 являются экзамены по русскому языку (письменно) и математике. «Устная речь» может стать третьим обязательным испытанием.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.