Вы здесь

СВЕТЛАНА ФОМИНА: «ДОРОГИ НЕ СЛОВА, А ПОСТУПКИ»

При одном взгляде на руководителя СГРЦ Светлану Фомину становится понятно, что перед тобой сидит человек, знающий свое дело. Откуда берется это понимание? Награды, почетные грамоты и благодарственные письма за проявленный профессионализм здесь не причем. Как не причем и беспрестанно трезвонящий во время нашей беседы рабочий телефон, и сотрудники, то и дело заходящие к руководителю «буквально на минутку, только уточнить один нюанс». Зная свой характер, давно бы сорвалась, а Светлана Васильевна держится молодцом, одаривая всех приветливой и абсолютно невымученной улыбкой, приглашающей к конструктивному диалогу. А может в этом и заключается фоминский феномен? В том, что она воспринимает расчет и сбор платежей по ЖКХ, чем собственно и занимается СГРЦ, не как сизифов камень, который кому-то, превозмогая себя, нужно катить в гору, а интересный пазл с множеством отдельных деталей и нюансов.

 

- Светлана Васильевна, я, конечно, слышала, что интеллектуальные головоломки помогают человеку держать себя в тонусе. Но вместе с тем в медицинской энциклопедии черным по белому написано, что чрезмерное повышение тонуса скорее доставляет дискомфорт человеку. В связи с этим вопрос: не возникает ли порой желание найти более спокойную работу, нежели тесно связанную с жилищно-коммунальной отраслью. Ведь сколько существует Городской расчетный центр, - а это без малого 25 лет - ровно столько в стране постоянно трансформируется жилищное законодательство, в котором меняются то нормативы, то порядок расчетов за ЖКУ. Следовательно, необходимо не только мониторить ситуацию, но и оперативно перестраиваться под новые реалии. Никаких нервов не хватит.

- Если такие мысли и возникали, то в повседневной работе, которой никогда не бывает мало, просто не хватает времени подумать об этом всерьез. Наверное, в этом динамичном распорядке дня и есть наше спасение. Говорю «наше», потому как сегодня ГРЦ представляет собой сплоченную команду специалистов, являющихся априори максималистами. Поверьте, это не просто красивые слова. Как бы хорошо что-то не было сделано, это было сделано «вчера», а нужно же думать о «завтра». Например, сегодня в учреждении обсуживается около 80 процентов всего жилого фонда города Ставрополя или около 170 юридических лиц. Да, показатель очень высокий, но не стопроцентный. Следовательно, есть над чем работать, искать новые способы привлечения клиентов.

- Ох, не знаю. Как по мне, так ваш максимализм больше напоминает самоедство. Хотя не спорю, приносящее нам, простым обывателям, положительные плоды. Ведь как ни крути, а несмотря на такое значительное количество клиентов, очередей в ГРЦ почти нет, само по себе здание опрятное и ухоженное, в нем комфортно находиться. Плюс собственная интернет-платформа. Кстати, личный сайт - это дань моде или требование законодательства?

- Скорее, прямой ответ на потребности наших клиентов. Вы правильно заметили, что, как бы ни была отлажена система расчетов, жилищно-коммунальная сфера все равно будет вызывать массу вопросов у людей, не связанных с ней профессионально. Например, собственников жилья всегда будет интересовать, почему сегодня выставлен счет на одну сумму, а в следующем месяце в платежке уже другие показатели. И для нас крайне важно, чтобы каждый житель мог получить ответы на интересующие его вопросы удобным для НЕГО способом. Ведь в Ставрополе живут люди разного возраста, пола, материального достатка, взглядов на жизнь. И если тем же пожилым ставропольцам удобнее прийти к нам в Центр и поговорить с консультантами лично, то молодое поколение более мобильно и не готово тратить время, находясь пусть даже в небольшой, но очереди. Поэтому и расширяем свои возможности, развиваем электронные сервисы. На нашем сайте можно найти не только массу полезной информации по своему дому или разъяснения отдельных законодательных актов, но и задать вопрос ведущим специалистам через Интернет-приемную и оперативно получить ответ. Безусловно, набирает темпы и рост платежей за услуги ЖКХ через Интернет. Из всего объема платежей, совершаемых клиентами в банках,  50 процентов - онлайн платежи. И сейчас стоит задача их дальнейшего совершенствования.

- Мы говорили о том, что работа Центра состоит из двух направлений: работа с предприятиями ЖКХ, поставщиками коммунальных услуг, управляющими компаниями, ТСЖ и работа с потребителями этих услуг. Не обидитесь, если сравню вас с канатоходцами, лавирующими над пропастью? Ведь тарифов вы не устанавливаете, систем расчета за услуги ЖКХ и нормативов не придумываете, а просто с учетом требований действующего законодательства проводите начисление и сбор оплаты за ЖКУ. Но недовольные увиденными цифрами в платежках ставропольцы идут разбираться именно к вам.

- Не обижусь, потому что мы в самом деле находимся на передовой... Всегда находятся те, кому все, что происходит у нас в обществе, не нравится. С точки зрения эмоциональных нагрузок нашим сотрудникам приходится нелегко. Вот и с января этого года вновь вступили в силу изменения в расчетах, связанных с общедомовыми нуждами. Ранее они оплачивались в составе коммунальных услуг, сейчас же введены в статью «содержание жилого помещения». Ранее цифры в платежке по ОДН были всегда разные, так как зависели от факта потребления ресурса в МКД. Сейчас они будут из месяца в месяц одинаковы. Рассчитываются они с учетом нормативов потребления, действовавших по состоянию на 01.11.2016г., и не должны превышать этот размер.

- А обращения граждан в связи с новыми коммунальными реалиями уже поступают? Вопрос не праздный хотя бы потому, что чиновники-то с высоких трибун обещали манну небесную, но забыли предупредить, что она аукнется подросшими цифрами в платежках. Например, в редакции «Ведомостей» уже раздаются звонки руководителей управляющих компаний, которые описывают следующую ситуацию. Когда в стране началась программа по ресурсосбережению, директора уговорили жителей многоквартирных домов установить в подъездах светодиодные лампы, датчики передвижения, что помогло реально сэкономить электроэнергию. Сейчас же, когда будут введены новые нормативы, жильцы, скорее всего, станут платить больше. И кто выиграет от этого?

- Сложно сказать кому это выгодно. Так как нормативы потребления не отражают действительность - управляющие компании будут нести убытки, ведь тот же перерасход воды идет колоссальный во многих домах. Более благонадежная ситуация для управляющих компаний в электроснабжении. Нормативы там покрывают все фактические затраты. Однако это совершенно не радует граждан. Мне кажется, что ситуацию должны исправить новые нормативы, которые будут приняты субъектами РФ (у нас это министерство ЖКХ) до 1 июня этого года. На данный момент обращений граждан не так много, но на каждое мы готовим ответы с подробными расчетами.

- Коль уж заговорили о расчетах, то насколько я знаю, вы всегда выступаете за открытость и прозрачность системы ЖКХ. Поэтому, когда года три тому назад в стране поднялся вопрос о создании Государственной информационной системы ЖКХ, вы не стали ждать пока высохнут чернила на документе и принялись работать в этом направлении. Расскажите, что сделано и, главное, что получат от нововведения ставропольцы.

- Вы правы в том, что мы были практически готовы к оказанию услуг нашим клиентам по внесению данных, которыми располагаем в систему, так как следили за судьбой законопроекта и участвовали в его обсуждении среди профессионального сообщества. И несмотря на то, что сроки наступления ответственности за своевременность и полноту внесения данных в ГИС ЖКХ передвинули на будущее, мы работу не приостановили. Что получат ставропольцы, когда система будет внедрена в жизнь? Подразумевается, что в системе будет отражена полная информация по каждому дому, по каждой управляющей компании, ТСЖ и ЖСК. В своем личном кабинете гражданин увидит не только итоговый счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, но и то, на основе каких данных он формируется. Более того, предполагается, что человек сможет дистанционно проголосовать на общем собрании собственников, узнать не только о начислениях, но и о расходовании собираемых с жильцов многоквартирного дома средств, о проведенных работах. Также через систему можно будет адресовать вопросы своей УК, ресурсникам, госжилинспекции и т.д. Удобно ли это будет для наших жителей, оправдает ли система надежды, осуществится ли полная прозрачность всех вопросов, возникающих в ЖКХ, я думаю, покажет жизнь.

- Учитывая такое хлопотное хозяйство, расскажите о вашем распорядке дня. И вообще удается быть руководителем всего пять дней в неделю с 9 утра и до 18 вечера? Или директор городского расчетного центра - это уже не профессия, а устоявшийся ритм жизни?

- Быть руководителем всего пять дней в неделю нельзя. Если я даже не нахожусь на работе, это не значит, что я о ней не думаю. Нет у меня такого автоматического переключателя. Да и нужен ли он? Иногда случается так, что ты весь день сидишь на работе, думаешь над решением важной проблемы, а решение находишь по пути домой или вообще за ужином в семейном кругу. Как реагируют близкие? Привыкли. Как привыкли и к тому, что уходить с работы в 18 часов у меня никак не получается. И в 19.00 тоже. Хотя центр ежедневно работает до этого времени. И несмотря на то, что основной штат сотрудников уже покидает предприятие, я зачастую в это время еще работаю с документами. Привычка руководителя читать все исходящие документы в контексте «это ли у нас спрашивали?» выработалась с годами. Наверное благодаря этому мы не получаем возврата жалоб - обращений. А если и получаем от одного и того же гражданина, то это - другие вопросы либо рассуждения на тему.

- Где-то слышала фразу, что одним из главных критериев грамотного руководителя является «текучка» кадров на работе. У вас в этом отношении полный штиль. Никто не уходит, только прирастаете специалистами. А вы какой руководитель - строгий или мягкий? Какими принципами пользуетесь в работе и жизни?

- Строгий я или мягкий руководитель надо бы спросить у работников центра. Если не выполняются поручения, если есть угроза срыва сроков выполнения задачи - я проявляю жесткость и не принимаю никаких отговорок, сама оперативно вступаю в решение задачи. Об этом знают все в коллективе. А вот если все работали слаженно, обдумали все нюансы, выполнили вовремя поставленные задачи - я, конечно же, отмечу это, а если это возможно, то и материально.

Считаю, что обученные и профессиональные кадры - самая большая ценность на любом предприятии. Стараюсь сохранить их и приумножить, создать благоприятные условия для работы, для совершенствования их знаний и умений. Ведь и мой успех как руководителя в благополучном развитии предприятия зависит от них, от их желания работать хорошо и с полной отдачей, претворять в жизнь намеченные планы. «Один в поле не воин» - со мной весь мой коллектив. В работе и в жизни руководствуюсь правилом: «Дороги не слова, а поступки».

- Знаю, что помимо работы вместе с коллективом ГРЦ вы стараетесь участвовать и в общественной жизни города. Спортивные, культурные, благотворительные мероприятия. В хорошем смысле слова, вас можно встретить везде. Неужели не хочется побыть только с семьей, разделив общественное и личное?

- Конечно хочется иногда остаться наедине с «личным». Но для этого мне хватает отпуска, хотя и кратковременного. Впрочем все чаще ловлю себя на мысли, что коллектив СГРЦ стал для меня уже частью личного. Ведь со многими сотрудниками мы вместе уже 24 года, когда пришли работать в ИВЦ ЖКХ. За это время у нас выросли дети, у кого то уже и внуки. И нас уже сближает не только работа, но и интересы вне работы. Особенно радует то, что многие из тех, кто ушел от нас по каким либо семейным обстоятельствам, продолжает приходить к нам в гости, приезжать из других городов и даже стран, потому что когда они работали у нас в центре - им было хорошо в коллективе. Наши спортивные достижения - результат здорового духа в коллективе. И меня это радует.

- Близится Восьмое марта и ваш профессиональный праздник - День работников жилищно-коммунального хозяйства. О чем мечтает Светлана Фомина - руководитель и Светлана Фомина - женщина?

- Не знаю, разочарую ли вас, но о банальном, земном. Хочу, чтобы были здоровы вcе мои близкие, прежде всего, конечно, мама. Хочу, чтобы был счастлив сын. Будет все у них хорошо, буду счастлива и я.

- Тогда от всего сердца желаем Вам всего того, что сами захотели, и спасибо за интервью.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
13 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.