Вы здесь

ЛЕТОМ ТЕПЛО, ЗИМОЙ ТЕПЛО И ДОРОГО

РАЗМЫШЛЕНИЯ У СЧЕТЧИКА

Положа руку на сердце, я очень люблю свою профессию, но не тогда, когда мне в квартиру звонят в девять часов вечера, машут перед лицом квитанциями и требуют, чтобы «непременно написала про это безобразие». Дав соседям по подъезду выпустить пар, начинаю осторожно выяснять цель столь позднего визита. Оказывается, переполох поднялся из-за полученной недавно коммунальной платежки, в которой стоимость отопления за февраль оказалась гораздо выше, чем в январе.

- Это что государство без предупреждения тарифы подняло?

- Интересно, по всему городу так, или только в нашем доме вместо двух тысяч 3400 нужно заплатить?

- Сестра на тысячу рублей больше отдала....

- А наши знакомые всего на триста рублей.

- А почему так мало? Льготы?

- Какое там. Впятером в однокомнатной живут.

- Странно, у нас тоже однушка. Но, тем не менее, плюс пятьсот рублей.

Кутаясь в махровый халат, чтобы окончательно не озябнуть, и поглядывая то на свои босые ноги в домашних тапочках, то на дискутирующих между собой визитеров в наспех наброшенных на голые плечи куртках, невольно уловила себя на мысли, что нынешняя зима-то выдалась непривычно холодной. В феврале - марте прошлого года что у нас в прихожках на вешалках висело? Кожаные куртки и демисезонные пальто. Сейчас же начало апреля, а никто не торопится избавляться от пуховиков. Между тем чисто обывательские ощущения подтверждают и метеорологические сводки.

Как следует из статистических данных, если сравнить среднемесячную температуру воздуха января с февралем, то за расчетный период с 20 декабря 2016 года по 19 января 2017 года она составила минус 1,75 градуса, а за период с 20 января по 19 февраля 2017 года - минус 5,83 градуса. А в отдельные сутки февраля и вовсе опускалась ниже 20 градусов. Конечно, до ледникового периода далеко, но все же разница в четыре градуса по сравнению с предыдущими годами это много. Много настолько, что по признанию самих председателей ТСЖ и руководителей управляющих компаний зачастую приходилось топить на полную мощность, чтобы в домах было тепло и уютно. Вот вам и лирическое «мороз и солнце; день чудесный!», которое время от времени заканчивается прозаической черной дырой в семейном бюджете. Собственно, что и произошло в феврале.

Право, коммунальная платежка - это чистая математика плюс немного физики школьного уровня. Поэтому считаем: чем холоднее на улице, тем больше тепла требуется на обогрев дома, чем больше гигакалорий потребляется, тем выше итоговая цифра, которая впоследствии распределяется между собственниками квартир в многоэтажке. Размер же потребительской платы рассчитывается в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. Казалось бы, все просто. Ан нет. Не тут-то было.

- И счетчики никто не подкручивает?

- А как же поставщики тепловой энергии? Вы хотите сказать, что они ничего себе в карман не положили?

Это уже - из звонков в редакцию. Начавшаяся в воскресенье ночью дискуссия неожиданно получила продолжение утром в понедельник, когда на редакционный телефон так же посыпались жалобы ставропольцев на высокие суммы в февральских платежках. Звонок с улицы Васильева. Как следует из нашего разговора с Ниной Дмитриевной, она проживает в двухкомнатной квартире в доме, где установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. За декабрь она заплатила около 2000 рублей, за январь - 3100 рублей, за февраль уже 4000 рублей.

- Мы когда счетчик потребления тепловой энергии устанавливали, что нам обещали? Что меньше платить будем. А тут наоборот. Не знаешь, то ли продукты покупать, то ли коммунальные услуги оплачивать. Может, правда, нам «бракованные» приборы подсунули? Ведь у дочки тоже «двушка», но у них так цены не выросли, - приводила «неопровержимые» доводы ставропольчанка.

Терпеливо выслушав бабушку, пытаюсь объяснить ей, равно как и другим звонившим, что тарифы в стране остались на прежнем уровне, да и неисправность счетчика маловероятна. Он вообще здесь ни при чем. Хотя бы потому, что платежки с «неприятной» ценой за отопление получили потребители по всей стране. Аналогичная ситуация сложилась не только в Ставрополе, но и Пятигорске, Хабаровске, Москве, Новгороде, Уфе и т.д. Не слишком ли широка география одномоментных поломок?

Да, с одной стороны, после установки оборудования суммы в платежках за тепло, как правило, снижаются, но происходит это не из-за того, что появился счетчик, а потому что потребитель платит не по нормативам, а за реально поставленное тепло. Да и вообще приборы учета только фиксируют потраченные ресурсы, но никак не влияют на их количество. Следовательно виной всему не человеческий, а природный фактор, когда при всем желании не предугадаешь, что будет дальше. Ведь зима зиме рознь: в 2014-2015 гг. отопительный сезон шел 211 суток, в 2015-2016-м - 218, сколько продлится нынешний - пока неизвестно. Вдруг завтра снова заморозки... А значит снова закрутится счетчик, растущими цифрами на табло наглядно напоминая, что плата за отопление есть величина не постоянная, а относительная, зависящая во многом от погодных условий.

Каков итог от данных телефонных монологов? Кто-то слышит и соглашается. Кто-то не хочет слышать и стоит на своем, как мантру повторяя, «а почему у соседей тогда меньше»? Что ж, попытаемся найти ответ и на этот вопрос. Тем более что волею судеб у меня есть знакомые, у которых платежки за отопление, несмотря на равные для всех погодные условия, увеличились всего на... двести рублей. Завидно ли мне? Скорее да, чем нет. Но зависть эта не черная, а скорее с рационализаторским уклоном. Потому как, озадачившись подобной «несправедливостью», решила выяснить, что к чему. Право, обе живем в панельных домах примерно одного года постройки, метраж квартир тоже одинаков, вот только за содержание дома мы платим пятнадцать рублей с квадратного метра, знакомые - 32 рубля!

Может, в данном отношении к своему жилищу и кроется секрет невысоких платежек? Что прежде чем начать экономить финансовые средства, их нужно потратить, вложить, например, в те же самые энергосберегающие технологии? Вместо рассохшихся деревянных рам поставить современные пластиковые окна, утеплить крышу, фундамент, стены, заделать щели... Да, баснословно затратно и непомерно дорого, но не дороже, чем когда тепло и деньги будут просачиваться в буквальном смысле сквозь стены и улетать, отапливая улицу.

- А знаешь, как наш председатель деньги на крышу нашла? Мы прошлой весной провели общее собрание, на котором решили в летние месяцы и вплоть до начала отопительного сезона делать двойной взнос на капитальный ремонт. Благо за отопление платить было не нужно, и восемьсот рублей дополнительных расходов не били по карману. Зато этих средств и уже имеющихся на счету хватило, чтобы сделать теплую кровлю, - рассказывает Евгения Салова.

- Утопия, - скажет читатель. - Мол, такое возможно где угодно, только не в нашем многоквартирном доме и не с нашими соседями.

И ведь точно так думают тысячи, а делают единицы. А значит, и экономят единицы, когда могли бы тысячи.

Кстати, к числу исключений из правил можно отнести и жителей многоквартирного дома на улице Космонавтов, 8, где установлены современные теплорегуляторы, которые помогают рационально расходовать тепловую энергию, поскольку автоматически регулируют подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры на улице. Если на улице теплеет, то регулятор начинает меньше подавать энергии. Отсюда и экономия. Оговорюсь сразу, данная услуга не из разряда дешевых, в домах на 160 квартир покупка необходимого оборудования в среднем обошлась в пять тысяч рублей с семьи. Но, как уверяет старший по дому, оно того стоило: данные средства окупятся за два-три отопительных сезона. Считайте сами. На улице Космонавтов, 8 в ноябре в однокомнатной квартире площадью сорок квадратных метров стоимость отопления в доме с теплорегулятором обошлась его жителям в 1500 рублей, в то время как в доме на 50 лет ВЛКСМ 39/1 в аналогичной квартире, но без теплового регулятора люди заплатили 2366 рублей.

Между тем не только регуляторы позволяют контролировать тепловую энергию и, следовательно, снижать расходы. Как отмечают ведущие специалисты тепловой отрасли края, одним из главнейших принципов экономии ресурсов сегодня является необходимость технического обслуживания приборов учета и автоматических регуляторов. Причем проводиться такие работы должны квалифицированными специалистами и на постоянной основе.

Как-то в январе в редакции «Ведомостей» раздался телефонный звонок. На вопрос «с кем говорю», собеседник представиться не захотел, предпочтя сразу перейти к делу. А точнее - к критике коммунальщиков, «этого ворья», следуя советам которых, они в доме поставили прибор учета тепловой энергии, но поскольку тот «как-то неправильно считал», жильцы решили его вскрыть, чтобы посмотреть в чем дело. На логичный вопрос «кто осматривал прибор, и было ли у мастера право на вскрытие», последовало сакраментальное «зачем лишние деньги тратить, когда и сами не пальцем деланы». В итоге прибор был отнесен к неисправным, по нему прекращен учет, а начисление платы снова стало производиться по нормативам.

Казалось бы, анекдот да и только. Однако смех получается каким-то вымученным, сквозь слезы. Уж больно типичен не то что для Ставропольского края, а для всей России как собирательный портрет «доморощенных Кулибиных», так и сама картина, когда в многоквартирном доме после установки счетчика учета тепловой энергии никто впоследствии не занимается его техническим обслуживанием, ограничиваясь банальным снятием показаний.

А теперь представьте следующую ситуацию, читатель. Вы покупаете машину и начинаете на ней путешествовать. Катаетесь без проблем месяц, другой, полгода, не производя ТО, не заезжая на мойку, а потом что-то начинает в ней барахлить. Вы снова игнорируете тревожные «симптомы», предпочитая качественной диагностике и «лечению» профилактические меры в качестве кулака, опустившегося на капот. Каким в итоге будет результат такого хозяйствования?

Между тем приборы учета тепла - эта та же машина, у которой также имеется своя инструкция по применению, в которой прописан целый свод норм и правил, как за ней следить.

Причем разрабатывались рекомендации профессионалами, не один год работающими в тепловой отрасли и понимающими, чем чревато подобное уклонение от выработанных постулатов. Никто не застрахован от нештатных ситуаций, в результате которых счетчики могут начать выдавать недостоверную информацию, а теплоснабжающая организация в ответ выставит счета за отопление по нормативу. Но кто будет виноват в дополнительных финансовых потерях: приборы, поставщики тепловой энергии или тот, кто не обеспечил должный и своевременный уровень обслуживания оборудования? Тем более что работают приборы в условиях, далеких для идеальных, где дает о себе знать и сырость подвальных помещений, и повышенные температурные режимы, неисправные инженерные системы...

Словом, как ни крути, а дорогая февральская платежка - это закономерность, констатация изменившихся погодных условий и еще один веский повод задуматься о снижении энергопотребления, а не просто кричать «волки». Иначе ситуация будет повторяться снова и снова.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.