Вы здесь

«И ВСЕ БОГАТЫЕ НЕВЕСТЫ КРАСАВИЦАМИ КАЖУТСЯ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова порадовал премьерой.  Спектакль «Женитьба Бальзаминова» по комедии  А. Н. Островского произвел на зрителей, судя по реакции зала, впечатление, как на Ф.М. Достоевского. Когда автор прислал пьесу Достоевскому, а было это подумать страшно аж в 1861 году, тот в своей оценке был краток:  «Одно могу отвечать: прелесть». И это слово, даже через полтора столетия, как нельзя лучше характеризует то, что творилось на сцене ставропольской драмы. Хотя…

…Хотя, отправляясь на спектакль, я больше всего боялась, что актеры, как и все мы, не раз смотревшие  известный фильм, а забыть Бальзаминова-Вицина или Белотелову-Мордюкову невозможно, чисто подсознательно будут его копировать. Но мои страхи  оказались напрасны. Режиссер, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова с блеском справилась со всеми классическими подводными камнями - трактовка пьесы была абсолютно своя. Хлесткая сатира, замешанная на традициях русского водевиля, удалась артистам  и режиссеру на 100 процентов.
И это при том, что ставить классику спустя 150 лет после первой премьеры, задача архисложная. Но для нашей  труппы сложные задачи -  это вызов, а полная отдача ролям -  обычное дело.

Забавные ситуации, в которых то и дело оказывается непутевый герой, пытающийся найти состоятельную невесту, и составляют сюжет этого популярнейшего произведения Александра Островского. Остроумный, ироничный текст пьесы давно разошелся на цитаты, а брачная авантюра главного героя стала классическим примером брака по расчету.

Итак, мелкий чиновник Михайло Дмитрич Бальзаминов мечтает жениться, и обязательно на богатой.  Маменька с детства внушила ему, что это самый легкий и надежный способ выбиться в люди. Только мечты инфантильного  фантазера и  бездельника Миши так и рискуют остаться мечтами. Богатые невесты в очередь за сердцем Бальзаминова не выстраиваются, а их папеньки не спешат отдавать дочерей за жениха, у которого за душой ни гроша.  А сам он на выдумку слабоват. Слава Богу, есть еще на свете добрые и умные люди, если надо, то научат и подскажут.

События в спектакле развиваются с немыслимой быстротой - целая вереница сцен, героев, музыкальных и танцевальных номеров.  Но все персонажи чувствуют себя в этом хороводе  превосходно - артисты создали целую галерею образов, которыми любуешься весь спектакль.

Главный герой,  отчаянно желающий жениться Миша Бальзаминов, в исполнении актера  Евгения Задорожного  совсем дитя: ни брюк сам надеть не может, ни сюртук. Ему, молодому мужчине в самом расцвете сил, нянька до сих пор салфетку-слюнявчик под подбородок подвязывает, чтоб кашкой не обляпался. Обижается на каждый  пустяк, капризничает по любому поводу, а замечтаться может так, что и сам не отличает, где правда, а где вымысел. И все в его бедах виноваты - то матушка, то приятель Чебаков, то сваха. Лишь бы не самому отвечать за содеянное, а лучше за не содеянное в жизни. Однако у него обезоруживающая своей искренностью улыбка, добрый нрав, неравнодушный взгляд. Смотришь и думаешь, а может, сам того не понимая, и не денег он все-таки ищет, а любви?

Передать словами, как играл Евгений Задорожный своего Бальзаминова, какие приемы использовал, невозможно, как не старайся. Это надо слышать а, главное, видеть. Одно могу сказать, несмотря на яркую палитру разноплановых сыгранных образов, которые есть за плечами актера, Михайло Дмитрич – его лучшая роль. Пока. Складывается впечатление, что Бальзаминовым актер закрывает какой-то очередной этап своей актерской карьеры и открывает новый, абсолютно другой. Наверное поэтому, он просто светится любовью к своему герою и ни капли его не осуждает.

«Я люблю своего героя, он добрый и хороший, не причинивший никому зла. А еще он очень похож на нас. Все хотят денег и счастья, но по-разному идут к своей цели. Или смиряются, за богатством не гоняются и  женятся по любви на бюджетнице.  Миша же от цели не отступал, только получить все хотел легко, не напрягаясь. За что же его винить? Вот признайтесь, стоит нам купить лотерейный билет, тут же в своих мечтах мы уехали на Мальдивы, купили особняк в центре Москвы и квартиру в Лондоне. А кто из нас,  хоть раз в жизни, не мечтал жениться на дочке нефтяного магната?  Причем, возраст и внешность не имеет никакого значения – ведь «и все богатые невесты красавицами кажутся», -  говорит Евгений. - Кстати, моя мечта сбылась. Нет, я не женился на денежном мешке, но я  много лет мечтал сыграть Бальзаминова. И вот, пожалуйста! Так что мечты сбываются, я теперь точно знаю. Мы с моим героем счастливчики, он же тоже женился на богатой».

И хотя состоятельных кандидаток в невесты в спектакле несколько, самую шикарную и самую впечатляющую,  Домну Евстигнеевну Белотелову, монолитно и  искрометно сыграла Полина Полковникова. У актрисы получился замечательный образ вдовы, которая хотя и истомилась без мужского внимания, но никак не зачахла. Ее тоска и заторможенность не от злополучного женского одиночества, а от надвигающейся безысходности: еще немного и надежда на «вторую половинку» растает в небе как облако, на которое так похоже ее белое пышное платье. Но грусть ее быстро улетучилась,  как только она заполучила Бальзаминова.  Из сонной купчихи она превращается в настоящую тигрицу. Это ведь «скучно одной то ничего не делать, а вместе веселее».

Интересно передали свои образы актрисы Анастасия Поделякина и Ясения Фалина. Невесты Пеженовы – Анфиса и Раиса – богатые и разбитные особы, мечтающие вырваться на свободу.  Братья держат их взаперти, чтобы сохранить  жалкие остатки их репутации и удержать от поспешного брака  с охотником за деньгами. Пустота их жизни приводит к скуке, а уж скука толкает на отчаянные поступки. Поэтому с каждым  их появлением на сцене, зрители вновь и вновь оказываются  втянутыми в не слишком порядочные истории. Но, признаюсь, втягиваются с удовольствием. Еще бы – тайные переписки, похищение невест, признания в темном прошлом, где одну из сестер уже увозили, но затем вернули обратно. И, наконец, само похищение, которое  невероятно обрадовало  Раису - теперь вместе с замужней Анфисой она  будет ходить на разные гулянья. А там веселье, музыка, мужчины…

И помощь Свахи (героиня заслуженной актрисы РФ Светланы Колгановой) ей в ближайшее время точно не понадобится. Хотя…это как Акулина Гавриловна Красавина захочет. Перед ней нет ничего невозможного.  Гиперактивная, ловкая, изворотливая, шустрая, находчивая и при этом невероятно смешная, она мастерски плетет интригу, желая свести изголодавшуюся по мужской любви Белотелову и охочего до чужих денег Бальзаминова.  И получилось же. Уж на что никчемный был жених Миша Бальзаминов, так и его она сумела пристроить к богатой вдове. «Нас, свах, надобно разными чинами жаловать, - гордится собой и коллегами Акулина Гавриловна. - Вот не будь нас, ну и конец - род человеческий прекратится».

Кстати, Достоевский написал Островскому: «Ваша сваха – это лучшая сваха из всех ваших свах». Не будем спорить с двумя великими классиками мировой литературы, тем более что Светлана действительно сыграла лучшую сваху на свете. Как она угощалась, как подсмеивалась над Бальзаминовым, как укрощала Белотелову, ее монологи и диалоги -  еще одна порция театрального кайфа.

Отличная роль получилась у актрисы Лады Гольдман, чья Матрена – вечно насупленная ворчунья, суровый, но любопытный и болтливый домовой. На нее  невозможно было смотреть без смеха. Как и на Чебакова (почетный деятель искусств СК Владимир Лепа) - усатого щеголя, залихватски распевающего куплеты. А актриса Мадина Шарипова, сыгравшая маменьку Миши, классический пример женщины, которая ради счастья сына готова на все и даже больше. «Яжемать!!!», - весь спектакль этот молчаливый крик разносился по сцене, проникая в зрительские ряды, фойе и на улицу. Очень хорошая роль!

«Александр Островский, 200-летний юбилей  которого будут праздновать в следующем году в России,  - это наш Шекспир на все времена. Что бы ни происходило в мире или стране, все равно найдется его пьеса, которая будет актуально и современно звучать  именно для этого периода. Нашим спектаклем, его яркими красками и прекрасными образами,  в сегодняшнее тревожное время мы хотим подарить зрителю радость и веселье. А главное - поклониться великому драматургу за его великий талант», - говорит художественный руководитель театра Ирина Баранникова.

И последнее. Странное чувство остается после «Бальзаминова». Как и бывает после встречи с настоящим искусством. Долго потом звенит в душе. И хочется снова вернуться и окунуться в эту историю, снова прочитать всю ее от начала до конца, снова  наполниться позитивом.

А еще я видела с какими лицами выходят зрители после спектакля. Они все буквально светились. Будто какая-то единая сила включила в них свет счастья и улыбок. Как в  старом советском мультике. Браво, театр!

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.