Вы здесь

«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» ПО-СТАВРОПОЛЬСКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому приходит конец! Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них!» Этими пронзительными строками более полувека назад заканчивал свою пьесу бывший юнкер и доброволец белой гвардии, а позже завлит ленинградского Театра Комедии Евгений Шварц. Драматург даже не предполагал, что его «Обыкновенное чудо» ждет необыкновенный успех, а его самого - слава всесоюзного сказочника. Умная и философская сказка о любви, творящей чудеса, вылилась в сотни театральных постановок и две экранизации, которые вошли в золотой фонд отечественного кино. И даже спустя несколько десятилетий театральные режиссеры вновь возвращаются к этой пьесе, правда уже гораздо реже. И этому есть свое объяснение.

Чтобы браться за постановку «Обыкновенного чуда», нужна определенная смелость: а не замахнуться ли нам на Евгения, понимаете ли, нашего Шварца? В Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова и замахнулись, и поставили. О том, какое оно, «Обыкновенное чудо», ставропольскому зрителю рассказали режиссер Ирина Баранникова и заслуженные артисты РФ Александр Жуков, Борис Щербаков, Светлана Колганова, почетный деятель искусств СК Владимир Лепа, артисты Константин Юрченко, Александр Сухарев, Бэлла Шахназарян, Константин Маковкин, Мадина Шарипова, Владимир Петренко, Георгий Серебрянский, Михаил Подзолко, а также молодые актеры театра.

«Почему «Обыкновенное чудо»? Это одна из самых лучших пьес Евгения Львовича Шварца, блестящего выдумщика, острослова и мудрого человека. Сколько лет прошло, а читатели и зрители до сих пор смеются и грустят вместе с ее героями: чудаковатым Волшебником, смешным тираном Королем, юношей со странным именем Медведь, которому суждено влюбиться в Принцессу, поцеловать ее и... превратиться в медведя. Все бы так и случилось, если бы не произошло такое удивительное и такое обыкновенное чудо - Любовь. Та самая, о которой пишут и читают в книжках, - говорит художественный руководитель театра, заслуженная артистка РФ, режиссер и исполнительница роли жены Волшебника Ирина Баранникова. - Это добрая, мудрая, чудесная история для взрослых, которые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети».

Премьера получилась яркой и интригующей. Новый спектакль ставропольской драмы соединяет в себе все, что сегодня ждет от театра зритель: красивую романтическую историю, которой можно сопереживать, искренность актерской игры, неожиданные режиссерские ходы, хорошую музыку и динамичный, стремительно развивающийся сюжет.

...Жил-был один Волшебник, бесконечно влюбленный в свою собственную жену. Он не прочь позабавить ее, пусть даже если из-за этого придется изменить чьи-то судьбы. Так почему бы не пошалить и не придумать историю любви, превратив обычного Медведя в юношу? Главное условие игры - молодой человек вновь станет медведем, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот однажды (благодаря очередному чародейству) взбалмошный Король вместе со своей любимой дочкой и королевской свитой оказывается в доме Волшебника. И пока хитроумный и расчетливый Министр-администратор артистично обкрадывает Короля и его подданных, Первый министр вспоминает былые славные времена, а придворная дама Эмилия неожиданно после разлуки в четверть века встречает свою первую любовь, Медведь случайно знакомится с прекрасной незнакомкой и мгновенно влюбляется в нее. Конечно, по иронии судьбы и к его огромному ужасу, девушка оказывается Принцессой. Медведь вынужден бежать, чтобы не причинить ей вреда, влюбленная Принцесса бежит за ним, Король со свитой за нею - в этот момент история начинает развиваться не совсем так, как загадал автор всего этого действия. Ну а что вы хотели? Сказка-то про любовь, а это такая тонкая и сложная материя, что не всякому по плечу, будь он даже Волшебником...

А на фоне всех этих стремительно развивающихся событий параллельно течет обыкновенная жизнь. Ну и что, что персонажи сказочные, проблемы у них что ни на есть человеческие. Король с кучей эгоистичных предков, безумно любящий свою дочь; ловелас Министр-администратор; растрепанная старшая фрейлина с неудавшейся личной жизнью; тщеславный охотник, плачущий перед тем, как выстрелить; скучающий волшебник и его слегка уставшая жена. Сколько характеров! Сколько судеб!

Которые великолепно сыграли актеры ставропольской драмы. Удивительно аккуратно, трепетно и нежно исполнил роль Медведя Константин Юрченко. Порывистый, страстный, любящий и бегущий от своего чувства. Хороша Бэлла Шахназарян в роли Принцессы - романтичная, легкая, ранимая. Смешно было наблюдать за Королем в исполнении Бориса Щербакова, раздираемым из-за дурной наследственности внутренними противоречиями. Столь же цельный образ создал и Константин Маковкин, сыгравший циничного Министра-администратора, казнокрада, пошляка и жулика.

Не может не тронуть чувства зрителей дуэт придворной дамы - Эмилии (Светлана Колганова, Мадина Шарипова) с трактирщиком Эмилем (Владимир Петренко). Их глупая причина расставания наверняка многим напомнит собственные ошибки молодости.

И обязательно запомнятся зрителям Волшебник (Александр Жуков) с супругой (Ирина Баранникова) - порывистые, эмоциональные и влюбленные. Об игре Александра Жукова хотелось бы сказать отдельно. Актер создал образ невероятно обаятельного Волшебника, чуть заскучавшего, мудрого и ироничного. Саша много играет жестами, взглядом, выражением лица. Невероятно скупыми средствами он сумел передать и силу, и власть, и увлеченность, и нежность - небывалое сочетание черт. Один только проницательный взгляд с прищуром - и сказка оживает. А каким безумным восторгом горят его глаза, когда из небытия возникают образы придуманных им героев, сначала только в воображении, а потом и наяву! Его герой много молчит, наблюдая за событиями со стороны. А если говорит, то его интонация завораживает и проникает в самое сердце. Наверняка многие в зале вздрогнули, услышав:

- Как ты посмел не поцеловать девушку?! Как же ты посмел...

- Вы же знаете, чем это кончилось бы...

- Нет, не знаю! Ты не любил ее!

- Неправда!

- Ты не любил ее... Иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя. Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему, из-за любви к родине солдаты попирают смерть ногами и та бежит без оглядки, мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине! А что сделал ты из любви к девушке?

- Я отказался от нее...

- А ты знаешь, что только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда у них все получается? Ты прозевал свое счастье. Прощай, я тебе больше не буду помогать, ты мне не интересен.

А как интересно было наблюдать за актером, когда его Волшебник, контролирующий все нити сюжета и держащий судьбы персонажей в своих руках, вдруг сталкивается с тем, что ему неподвластно - с силой любви. Браво, Александр!

Кстати, большинство монологов и диалогов этой пьесы с первых постановок разлетелись на цитаты. Вот и ставропольский зритель теперь знает, что нет работы вреднее придворной. И если вы не знаете, на кого свалить собственное несовершенство - смело валите на родственников. Дело верное, не ошибетесь! На дядю, который пил как сапожник. Или на тетю, которая была жуткой сплетницей.

В спектакле звучит еще множество интересных мыслей и смешных фраз. «А где она, любовь? Вы ее видели?», «Вы привлекательны. Я - чертовски привлекателен! Так чего зря время терять?», «Весь мир таков, тут стесняться нечего!», «Доктор тоже человек, у него свои слабости: он жить хочет!», «Какой же это крест? Это больше похоже на букву «хе», «По моему разумению, родители не должны вмешиваться в любовные дела детей», «Приготовьте посуду... тарелки - я буду все это бить. Уберите хлеб из овина - я подожгу овин», «Просьбу выполним, тем более что я могу подслушать у замочной скважины», «Что может быть печальней: жених и невеста, которым не стать мужем и женой», «Яд в дороге - вещь совершенно необходимая». И конечно - «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!»

По тем ярким эмоциям, с которыми зрители выходили из зала, спектакль получился.

«Это несомненная удача. Артисты - большие молодцы, сыграли сказку, в которую не просто веришь. В нее окунаешься с головой, и очень не хочется возвращаться обратно, в нашу реальность. А когда все-таки выныриваешь из водоворота событий этой чудесной истории, чувствуешь себя более чистым, светлым, - поделилась одна из зрительниц после спектакля. - После просмотра таких спектаклей хочется верить в любовь и бороться за то, что дорого, наперекор всему - судьбе, людям вокруг, своим страхам. В тебе зажигается та искра счастья, которая и способна творить чудеса. И неважно, сколько тебе лет».

И действительно, «Обыкновенное чудо» - из тех историй о любви, которой будут восхищаться все поколения зрителей. Она будет интересна в любом возрасте - каждый откроет в ней для себя что-то свое, особенное. За причудливыми образами и фантазией здесь скрываются настоящие человеческие чувства и эмоции: страх взглянуть в лицо правде жизни, предательство, эгоизм, одиночество, преданность и светлое чистое чувство любви. А настоящая любовь, как известно, рушит все преграды, придает смелости, заставляет меняться и совершать поступки. Ей ничто не страшно, даже смерть.

Поэтому закончить хочется словами волшебника, впрочем, ими же хотелось и начать: «Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них».

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.