Вы здесь

«ПРАВИЛЬНО ИЗОБРАЖАТЬ ПАТРИОТИЗМ - ЭТО ВСЕ, ЧЕМУ МЫ ИХ НАУЧИЛИ»

В число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ может войти история. Соответствующие заявления неоднократно делали представители российского министерства просвещения, и в том числе глава ведомства Ольга Васильева. В последний раз министр заявила об этом на встрече с активистами российского движения школьников. Решения о сроках введения этого экзамена в статус обязательного пока нет. Скорее всего, это произойдет не раньше 2022 года, поскольку сначала обязательным станет экзамен по английскому языку. Добавлять сразу два обязательных предмета, как минимум, неправильно.

Зачем нужен обязательный ЕГЭ по истории? Ответ на этот вопрос кроется в крайне неудовлетворительных знаниях молодежи об исторических событиях и персоналиях. А порой - в полнейшей безграмотности.

Ведь как это ни удивительно, сегодня есть те, кто, к примеру, думает, что Сталин победил на Куликовом поле и расстрелял Суворова. Как молодые люди из Кемерова, где журналисты местного телеканала накануне Дня Победы вышли на улицу, чтобы провести опрос среди молодежи. Вопросы задавались непростые.

«Все мы знаем, что немцы дошли до города Омска, это знаменитое форсирование реки Оби. Между Новосибирском и Томском поставили памятник неизвестному солдату, сейчас его собираются снести. Как вы к этому относитесь?» - на полном серьезе обратилась журналистка к старшеклассникам, а затем к молодым мамам, гуляющим в парке. И в ответ получила полные патриотизма и горечи за свою страну ответы. Все респонденты говорили о необходимости сохранить «память о наших предках, которые отдали жизнь за мирное небо для будущих поколений», но ни один не усомнился в том, что фашисты захватили Сибирь, а советские войска с боями штурмовали переправу через главную ее реку.

А еще молодежь радостно согласилась с утверждением, что Сталин расстрелял генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, а маршал Георгий Жуков написал поэму «Василий Теркин».

Скандальный эксперимент повторили коллеги на одном из федеральных каналов. Останавливали молодых людей прямо на Красной площади. И задали вопрос: «Какая битва стала решающей во Второй мировой войне - когда на Чудском озере из-за тяжелых доспехов немецкие войска пошли под лед или все-таки это была Куликовская битва, когда генерал Чуйков в единоличном сражении заколол фельдмаршала Паулюса?» - без тени улыбки спрашивал журналист барышень лет двадцати пяти.

«Наверное, все-таки Куликовская битва», - слегка подумав, глубокомысленно ответили они. Такого же мнения придерживалась компания из нескольких молодых парней и девушек.

Куликовская битва 1943 года вообще пользовалась популярностью - про нее все хотя бы раз слышали, поэтому называли и как первое сражение с немцами под Москвой, и как переломный момент в войне, а кто-то даже охотно согласился с тезисом о том, что после той победы был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. А о Ледовом побоище не слышал, похоже, никто, поэтому в сознании молодых россиян оно не потянуло даже на маленький эпизод Великой Отечественной войны.

«Сейчас все обсуждают недостаточную заботу государства об участниках войны. Должны ли мы поддерживать ветеранов СС или люфтваффе?» - не унимался ехидный телевизионщик. «Ну конечно! Это очень важно!» - с праведным гневом в голосе отвечала длинноволосая барышня.

При этом опрошенные «знатоки» отечественной истории произносили свои речи вполне уверенно и с правильно поставленными эмоциями. Они изображали гордость за разгром немецко-фашистских захватчиков на Куликовом поле под Москвой, гневались из-за вероломного нападения Антанты на Советский Союз в июне 41-го или сожалели о погибшем в сталинских застенках полководце Суворове.

В общем, неудивительно, что такие исторические знания стали предметом обсуждения на ТВ. И как не согласиться с рядовым учителем из Челябинска Андреем Комовым, сказавшим: «Правильно изображать патриотизм - это все, чему мы их научили».

Бьют тревогу по этому поводу и специалисты Федерального института педагогических измерений, в ходе недавнего анализа результатов ЕГЭ по истории отметившие, что выпускники плохо знают исторических деятелей, названия битв и мирных договоров, не ориентируются в истории культуры. Очень много ошибок допускают при работе с исторической картой: самый простой пример - пишут Волгоград вместо Сталинград.

Уровень знаний нынешних выпускников обсуждают и на сайте профессионального сообщества «Педсовет».

«Принимал я как-то экзамен по истории в одну образовательную программу у абитуриентов. Был интересный случай - я пытался из девушки вытянуть «Петр Первый». Я ей говорю, ну вот он еще ПЕТЕРбург основал. Его еще прозвали Первым, Великим... был первым императором в России и т.д и т.п. Девушка с трудом смогла найти где-то в архивах памяти - «Петр Первый». Только тринадцатый абитуриент смог сказать, чем известен Ермак. Остальные просто не в курсе. При этом он смог опознать его только потому, что в его городе недалеко от его дома памятник стоит Ермаку. В итоге весь мой экзамен свелся к тому, чтобы оценивать не знания, а умения находить причинно-следственные связи в исторических событиях», - написал в одной из дискуссий преподаватель вуза Александр Либерман.

«Вы спросите у учителей истории: сколько династий было в России, какую должность занимал В.И.Ленин в партии, кто был первым главой государства после Октябрьского переворота, кому принадлежит фраза «Гнилая интеллигенция», какова истинная фраза о «кухарке и государстве», кто отдал приказ о расстреле царской семьи? У литераторов: сколько в России было писателей с фамилией Толстой? кто написал «Подпоручик Киже»? Уверен, будете удивлены», - написал в ходе дискуссии кто-то из пользователей.

То, что сложившаяся ситуация - «настоящая катастрофа и такой провал в работе государства, который не с чем сравнить», отмечал и Президент РФ Владимир Путин. А еще он добавил, что подобные тенденции очень опасны. «Ужасно, что у нас многие сегодня историю не знают, но не они в этом виноваты, а государство в этом виновато», - уверен глава государства. «Давайте будем это исправлять», - призвал он преподавателей истории. С той поры прошел уж не один год, но особых сдвигов и изменений не произошло.

Так что вопрос, как можно воспитать патриотов своей страны, которые не знают даже основ отечественной истории и не хотят их знать, - остается открытым.

Теперь вот, похоже, что в качестве панацеи от всех бед обществу предлагают обязательный ЕГЭ по истории.

Вопросов, конечно, инициатива вызывает массу. Начиная от технических моментов по поводу того, стоит ли делить экзамен на «базу» и «профиль», как с математикой. И заканчивая вопросами о содержании ЕГЭ, что должно в ходе него проверяться.

С одной стороны, в России принят единый историко-культурный стандарт, по которому написаны школьные учебники. С другой стороны, история не прекращает быть ареной для идеологических и даже политических споров. Очень многое в итоге зависит от учителя и его взгляда на конкретное событие, от формата подачи материала.

«Учителя - живые люди. Кто-то стоит на позиции, что у России - особый путь и духовные скрепы. Кто-то - что Россия - европейская страна и ориентируется на Запад», - рассуждают эксперты.

Переживают педагоги. Волнуются и родители. Многие из них опасаются, что история станет насквозь идеологическим предметом - таким, каким в СССР была история КПСС, а детям в школе станут внушать единственно правильный взгляд на исторические события. А еще они переживают по поводу того, что введение обязательного ЕГЭ - опять-таки нагрузка для школьников и педагогов.

Согласна с этим и часть учителей.

Как отметил преподаватель Лицея ВШЭ и Подготовительных курсов ИСАА МГУ Александр Морозов: «Сейчас учителя называют 11 класс «мертвой зоной»: дети готовятся к поступлению, новый материал давать почти невозможно. Если увеличить количество обязательных ЕГЭ, они все равно не перестанут готовиться к поступлению, но им станет труднее. Я считаю, что надо думать не только о том, почему государству важно ввести ЕГЭ по истории, но и о самих выпускниках, об их собственных потребностях и намерениях».

И с этим трудно не согласиться. Как-то не верится, что  появление двух дополнительных экзаменов положительно скажется на уровне знаний школьников английского языка и истории. Забота чиновников от образования приведет к тому, что на и так без меры перегруженных детей ляжет дополнительная нагрузка, плюс лишние нервы и волнения. Успеха добиться можно в том случае, если у человека есть способности, склонность к предмету, огромное желание учиться и старание. Ответ на вопрос, зачем я учу этот предмет? - чтобы успешно сдать ЕГЭ - совсем не тот. Хотелось бы, чтобы было понимание: это мне пригодится для того-то. А сегодня в школе каждый педагог тянет, что называется, одеяло на себя - мой предмет самый нужный и точка. Порой задания бывают просто безразмерными. Задания ради заданий, потому что далеко не все могут заинтересовать детей. А без этого интереса нет и не может быть нужного результата. Все будет сводиться к банальной зубрежке. «Сдам и засуну учебники в самый дальний угол, забуду обо всем как о страшном сне». Мало ли из нас, взрослых, поступили именно так. И наши дети сделают точно так же.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.