Вы здесь

«СКАЖИТЕ, КАК НАМ ЖИТЬ?»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЛИ СТАВРОПОЛЬЦЫ ГУБЕРНАТОРУ

В конце апреля состоялась очередная прямая линия губернатора СК Владимира Владимирова с жителями региона. Точнее, их было две: официальная по телевизору и народная в социальных сетях краевой власти. Когда по одной звучали деликатные вопросы и пышущие оптимизмом ответы про строящиеся школы, садики, больницы и ФАПы, ремонтирующиеся дороги и системы водоснабжения, а на другой – словно в иную реальность попал. Или скорее в потемкинскую деревню, где за красивыми декорациями скрывается совсем неприглядная пустота.

 «Уважаемый губернатор, ответьте хоть раз на вопросы, которые на самом деле волнуют население, а не про вашу городскую и благоустроенную среду. Что в ней толку, если скоро все вымрут от голода! Скажите, когда цены на продукты перестанут расти? Уже в магазин страшно заходить…»

«Добрый день. Когда уже поднимут зарплату учителям в крае? Последний раз ее поднимали в 2008 году. Учителя уже исчезающий вид. Скоро школы опустеют. Или на это все и рассчитано, чтобы семьи перешли на самообучение?»

«И желательно с детского сада, - иронизировали ставропольцы. - Почему ставка в селе у воспитателя 7.500, а у воспитателя в городе 13 000 рублей? И как вообще можно прожить на такие мизерные суммы, если цены выросли нереально и продолжают расти каждую неделю?»

«А прожиточный минимум для пенсионеров? Нет ли желания повысить? А то коммуналку заплатил - и зубы на полку с нынешними ценами. Растительное масло, сахар - ничего не понижается, никакого контроля! А стоимость овощей и фруктов? Вы рассказываете, что мы производим помидоры и огурцы, но почему они по стоимости дороже импортных? Для кого вы их выращиваете, если народу они не по карману?»

 «Конец улицы Софьи Ковалевской, там живут дети и пожилые люди. Дорога не асфальтирована и нет освещения. Центр Ставрополя горит как новогодняя елка, а на окраине один фонарик не могут повесить».

«Владимир Владимирович, я воспитанница детского дома и уже 3 года жду квартиру. А у меня 2 детей и мы вынуждены снимать квадратные метры в доме, который уже валится от ветхости. Скажите, сколько нам еще ждать того, что положено по закону?»

«Когда в коммунальных квитанциях не будет строки «капремонт»? За что мы платим деньги, если вот уже 8 лет живем в доме, где ничего не меняется? И почему в Ставропольском крае, по сравнению с другими регионами, такое дорогое отопление? Чем надо топить, чтобы за 58 квадратов в теплый март заплатить 5400 рублей?» - писали о наболевшем сотни ставропольцев. Как и о том, что «уже нет сил так дальше жить».

И не в этом ли отчаянном стоне заложена народная оценка работы краевой власти? То самое недоверие, которое сквозит из каждого поста. Недоверие к губернатору как хозяину края. И никто не спорит, что даже самый умный человек не может удержать всю картину проблем региона в одной голове и во всех подробностях. Для этого и нужна команда грамотных управленцев, отвечающих за стабилизацию цен на рынке, приход инвесторов, за низкое качество медицины и разрушения в только что отремонтированных социальных объектах, за разбитые дороги, плохую экологию. Однако несмотря на то, что в районах и городах, в министерствах и ведомствах вроде как сидят члены команды Владимирова, шквал жалоб от простых граждан в очередной раз наглядно продемонстрировал то, что теория трех рукопожатий у нас не действует. В перспективном крае, богатом землями, минеральными источниками, шикарными курортами, люди продолжают стремительно беднеть.

Напомним, в конце прошлого года аналитики информационного агентства РИА «Новости» составили рейтинг российских регионов по уровню зарплат в 2020 году. Ставрополье заняло 58-е место из 85 возможных, когда чуть ли не каждый пятый житель края у нас зарабатывал меньше 15 тысяч рублей (18,6 процента работающих). А диапазон самых распространенных зарплат и вовсе колебался от 17 до 37 тысяч рублей. И примерно тогда же, в октябре 2020 года, региональное правительство утвердило краевую программу «Снижение доли населения Ставропольского края, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, на период до 2030 года». Если говорить проще, это очередной законопроект по ликвидации бедности, рост которой признавали и сами чиновники.

Как следует из текста документа, с 2014 по 2019 год количество граждан, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, выросло с 12,2 до 14 процентов, или на 50 тысяч человек. Это, повторимся, показатели 2019 года, когда еще не было коронавируса и закрытых предприятий, сниженных зарплат. Однако уже тогда, как отмечается в аналитической справке к документу, наиболее уязвимыми среди социальных и демографических групп на Ставрополье считались семьи с несовершеннолетними детьми. Их доля в общей численности малообеспеченных домохозяйств составляла чуть больше 68 процентов.

И вот, исходя из программы, чиновники намерились сократить количество малоимущих почти вдвое - с 14 до 7,5 процента. Правда, лишь к 2030 году. Зато в списке альтернативных мер аж 79 пунктов - начиная от борьбы с теневой занятостью, увеличения зарплат бюджетникам, создания эффективного рынка труда в регионе и заканчивая набором бесплатных социальных услуг.

 Сейчас на дворе 2021 год… И? Согласно данным Северо-Кавказстата, за первый квартал 2021 года реальная заработная плата ставропольчан сократилась на 0,6 процента. Мы уверенно идем к новым антирекордам? По всей видимости, что так. Ведь на фоне понижения реальных заработков в СКФО фиксируется самый высокий уровень инфляции – чуть больше 7 процентов. И в первую очередь рост цен пришелся на продукты. Репчатый лук на Ставрополье подорожал на 14,5 процента, морковь - на 13,6 процента, картофель - на 9,5 процента, свекла - на 7,4 процента, апельсины - на 6,2 процента. Мясо тоже выросло в цене. Куры стали дороже на 6,9 процента, свинина - на 1,4 процента, говядина - на 0,4 процента. «Среди других продовольственных товаров дороже стали соки фруктовые, кофе натуральный в зернах и молотый, майонез, горох и фасоль, какао, консервы овощные для детского питания», - отмечают в Северо-Кавказстате.

Ставропольцы на странице губернатора твердят о еще бОльшем повышении цен. Мол, какая разница, что ставропольские томаты, огурцы и клубника завоевывают российские рынки, если их стоимость недоступна местным гражданам? «Люди, объясните, в чем логика: бананы привозят с другого материка за 75 рублей, а томаты выращивают в 100 километрах от Ставрополя, и стоят они под 200 рублей», - ерничают ставропольцы. Которые все понимают и про дорожающие удобрения, коммунальные тарифы, посевной материал, стоимость торгового места на рынке, и что каждый хочет зарабатывать, но вот что делать с новыми ценами в новых экономических реалиях при прежних, а то и меньших зарплатах?

Растущих лишь в отчетах и на бумагах чиновниках. В конце марта заместитель министра труда и социальной защиты РФ оглушила россиян новостью, что средний размер пенсии по России на 1 января 2021 года составил 15 744 рубля. То есть за последние пять лет «уровень пенсионного обеспечения увеличился более чем на 3 тысячи рублей». Впечатлены прорывом? И кто-то после этого смеет еще говорить о проваленной пенсионной реформе, когда жить стало легче, жить стало веселее? Но сытнее ли, давайте считать.

Возьмем хлеб, картошку, курицу и макарошки – стандартный продуктовый набор россиянина. Итого при средней цене картофеля в 2016 году в 30 рублей и пенсии в 12, 6 тысячи на всю сумму можно было купить 420 килограммов картофеля. Сегодня при нынешней цене в 40 рублей – 392 килограмма. Хлеб. При средней стоимости от 35 рублей пенсионер мог себе позволить 360 кирпичиков из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, сейчас же делим 15,7 тысячи рублей на 55 рублей, итого - 285 булок. Курица. Тушка бройлера. Стоила она 120 рублей за килограмм. И на всю пенсию можно было купить 105 кг. Сейчас, при цене 185 рублей, - 85 килограммов. Макарошки всегда стоят одинаково? Как сказать… В 2015 году килограмм макаронных изделий из муки высшего сорта стоил 58 рублей. Сейчас, если верить Росстату, средняя цена килограмма макарон составляет 84 рубля. Вот вам и «существенное повышение уровня пенсий выше уровня инфляции». Непонятно только, почему после повышения пенсии пенсионер может позволить себе гораздо меньше, но это другая история и отнюдь не про комплиментарные расшаркивания перед властью.

Особенно на фоне другой статистики. Жители регионов СКФО в 2020 году задолжали по всем видам кредитов более 24,3 миллиарда рублей. На Ставрополье из этой громадной суммы приходился клин в 11,5 миллиарда рублей, или 204 тысячи на человека. И вполне вероятно, что дальше злостных неплательщиков будет только больше.

Ведь выбирая между продуктами питания и оплатой долгов, люди выберут накормить детей. Накормить под победные реляции чиновников, что все у нас хорошо, государство и бюджет напрочь социальные, своих в беде никто не оставит. Ибо вон сколько пособий напридумано, сколько больниц и школ настроено, детских площадок обустроено. Чем не в сказке живем? А то, что забота зачастую рассыпается в прах при малейшем соприкосновении, так это тонкие материи, сродни великому искусству лицедейства. Смотреть можно, но трогать нежелательно, тогда и не споткнетесь о кучу подводных камней для получения пособий, не будет разваливаться на глазах здание больницы в селе Кугульта, отремонтированное за 120 миллионов, не пойдет «гулять» дорожка на территории Комсомольского озера и не просядет асфальт на иных отремонтированных объектах. Как и не будет цеплять это виртуозное лавирование краевых чиновников между острыми темами и их откровенное игнорирование. Сказки тоже бывают разными. И не каждой тыкве суждено стать каретой, несущейся в светлую даль. А вот пиньятой для праздника, наполненной пустыми обещаниями, вполне. Ведь спецэффекты - наше все. И глупо ждать от них реального эффекта.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.