Вы здесь

А ЗАВТРА НЕ НАСТУПИТ НИКОГДА

У войны не женское лицо. Эти пять слов не требуют ни аргументов, ни доказательств, ни фактов. Не женское, и точка. Но в Великую Отечественную, на той самой страшной войне в истории человечества, женщине пришлось стать солдатом. Она не только перевязывала раненых, стирала гимнастерки и готовила еду, но и стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина уничтожала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Так что у войны, к сожалению, может быть и женское лицо. Каждое - со своей судьбой, трагической и печальной. Именно об этом, о величайшем и бессмертном подвиге женщин на войне, и рассказывает новый спектакль Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова по пьесе белорусского драматурга А. Дударева «Не покидай меня». Режиссер - народная артистка РФ Наталья Зубкова.

Сразу отмечу, что новый спектакль ставропольской драмы - дипломная работа выпускников актерского отделения Ставропольского филиала Московского государственного педагогического университета.

Возможно, кто-то скажет: «Подумаешь, дипломный спектакль. Что необычного могут показать студенты в своей отчетной работе?» И ошибется. С первых же минут и затем в течение полутора часов на зрителя обрушивается такая мощная драма тех лет, такая искренняя игра без пяти минут актеров, что и словами не передать...

«Не покидай меня» - пронзительная драматическая баллада о том, как в Великую Отечественную войну девушки защищали Родину ценой своей жизни. Она переносит зрителя на 70 с лишним лет назад и бросает как есть в ужасы той войны. Действие пьесы происходит в 1944 году - это начало Белорусской наступательной операции. Фронтовик-разведчик капитан Михасев получает под свое командование спецразведгруппу из четырех человек для выполнения особо важного задания. Встреча с бойцами повергает сурового капитана в шок. Перед ним - четыре вчерашние школьницы. Девочки из мирной жизни, наполненной мечтами о безоблачном будущем, учебе, счастливых семьях, детях. Ни одна из них не знает, что через несколько дней их жизнь оборвется. Война для них - скорее своеобразная игра. Все они молоды и преисполнены желания жить.

И эти вчерашние школьницы должны быть заброшены в тыл врага. «Женщина на войне - это позор мужчины, - возмущается Михасев. - Сейчас не сорок первый год, чтобы не найти разведчиков в моей роте».

Но другого выхода нет. Капитан Михасев готовит группу девушек к выполнению приказа командования. В тылу врага они должны вызвать огонь на себя, чтобы наступательная операция советских войск прошла с наименьшими потерями. Подготавливая девчонок, Михасев понимает, что в живых им не остаться. И действительно, из четырех ушедших на задание выжить удается только одной.

Погибают серьезная и духовно сильная Вероника Кремис, утратившая сон после немецкого плена (Ольга Клочко), хулиганистая и острая на язык Зина Батян (Дарья Симанкина), хрупкая и немного кокетливая Ядвига Гурская (Ольга Писаренко). И только Аля Ладысева (Дарья Сафонова) выжила. Выжила и родила ребенка. Одного ребенка на четверых...

Уцелел, но тяжело ранен капитан Михасев (Павел Корягин). При выполнении задания ему оторвало руку. Но думаю, офицер не дожил до конца войны. После всего случившегося, от невыносимой душевной муки, что эти девочки, годящиеся ему чуть ли не в дочери, погибли, он не сможет остаться в живых.

Смотреть спокойно спектакль невозможно. Четыре девочки, а сколько таких было за всю войну? Тех, которые отдали свои жизни, а сами ничего еще в этой жизни не успели. Ни полюбить, ни получить профессию, ни создать семью, ни даже поцеловаться... И этого всего уже никогда с ними не случится, потому что завтра для них не наступит никогда. Тех, кто взрослел за считанные часы, мгновенно. Взрослел настолько, что мог осознать и принять: их юные, еще толком и не начавшиеся жизни могут быть Родине нужны больше, чем им самим.

Зал плакал: и женщины, и мужчины, и молодежь. Даже несмотря на то, что в спектакле немало смеха и шуток, ведь юность - это непременно задор и юмор. Но этот разительный контраст веселости и трагедии шокирует еще больше. Невероятный эмоциональный удар! Было видно, что каждый зритель почувствовал боль, горечь, страх и ужас, через которые прошло то поколение людей. Даже на миг оказаться в том времени - страшно и невыносимо больно!

И еще. Говорят, что нынешние молодые люди смотрят на жизнь, а тем более на совсем не близкое прошлое, отстраненно. Может быть. Но не тогда, когда это касается войны. Все, что происходит на сцене, они примеряют на себя и поэтому плачут. Плачут потому, что девочки, которых описал А. Дударев, могли бы быть их прабабушками. Потому что у таких же, как они, забрали все. Потому что эти девочки-бойцы так похожи на сегодняшних девчат - у них одинаковые стремления и мечты. Потому что больше 90 процентов их сверстников не вернулись с той войны. Потому что миллионы людей потеряли своих близких и любимых - представьте, каково это - проводить любимого на фронт и не дождаться. А еще они плачут по всем героям, чьи имена сегодня высечены на холодном мраморе. И мы вместе с ними.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.